Живое Слово

* * *
Как волшебный клубок из сказки,
Катился мой жизненный путь.
Муса Джалиль, 1943


* * *

Я слышу Голос


Логос

Волос

Рема




а где-то шум

куражится богема


резные терема

со страстью и богатством


что ж
пусть слова мои считают святотатством


скажу одно


величие не в том

чтобы уйти от праздности в заботы


величье в совершении Работы

из Сердца



скоро Новый День



вокруг спешат

и все кому не лень

разноголосо бога славословят


совсем не озаботившись при том

чтобы певуче голоса звучали


не важно в радости

в бреду

или в печали


но, если хочется, чтоб с Богом обвенчали

мои слова



Создайте Тишину



и слушайте

и внемлите

и ждите


не важно

на арабском, на санскрите,
на русском, на немецком, на латыни

НЕ ВАЖНО!

не слова Святыни,


а ГОЛОС


Волос

Космос

Дух Святой



ты раб у Господина под пятой?

или ты Брат мне,

ты Сестра по Духу?



превозмогая логики разруху

открой мне Сердце!

Выйди мне навстречу!

Смелее!

Ну же!

Я тебя привечу

улыбкой

чаем с медом и малиной

Беседой по Душам

и Истиной Былинной

о том,
что завтра точно будет Новый День

и Солнце вновь посеет

Свет и Тень


и между ними станет Человек



и снова выбор...




что ты, Имярек,

предпочитаешь

Правду или Тьму?



готов ли ты взорвать свою тюрьму?




21.12.2010
______________________

Космос (космы) - Волос (волосы, Велес) - Сутратма (см. http://www.stihi.ru/2010/12/15/8834) - Нить Жизни (Нить Ариадны) - Серебряная струна - Теория Струн

Большой взрыв (англ. Big Bang) - космологическая теория начала расширения Вселенной, перед которым Вселенная находилась в сингулярном состоянии.

http://www.sevenrayretreats.com                http://www.starmus.com


______________________

Чогьял Намхай Норбу Ринпоче
ПЕРЕДАЧА В ДЗОГЧЕНЕ
Беседа в Озе, Калифорния, США, 1982 г.
(Журнал "Гаруда", №1, 1992.)

Нужно как следует разобраться в том, что такое передача и из чего она складывается. Передача - это один из основных принципов, именно к нему относится первое изречение Гараба Дордже о прямом введении. И есть разные способы осуществления передачи. Обычно говорят о трёх разновидностях передачи. Это прямая, символическая и устная передача, и способы работы с этими передачами прослеживаются в трёх главных традициях. Например, одна из наиболее распространённых традиций - это тантризм. Когда речь заходит о тантризме, говорят, что не может быть результата без посвящения, подобно тому как в поле, которое никогда не засеивалось, естественно, не сможет ничего взрасти.

Поэтому считается, что всё основано или построено на посвящении. В итоге в системе тантризма существуют сотни разных посвящений. Но когда речь идёт об этих посвящениях, имеется в виду метод, которым осуществляется символическая передача. Ведь тантрийский путь это в первую очередь путь трансформации, преображения. Но при трансформации необходимо представлять себе, во что превращаешься. А для этого должно присутствовать изображение мандала. Если человек должен проявиться преображённым, то в каком виде, в какое божество? Всё это очень тесно связано со зрительными символами, а также с символическими предметами. Поэтому здесь существует свод правил поведения, связанный с телом, который регламентирует исполнение ритуальных церемоний.

И под посвящением в тантризме имеется в виду некоторый ритуал или церемония. Ещё говорят, что посвящение открывает двери, или врата тантризма. Если человек ничего не понял при посвящении, то даётся пояснение, и, может быть, он осознает что-нибудь потом. Это одна из разновидностей посвящения, которая широко используется. О ней говорят, как о методе, который использует дарование правомочности. И всё это является частью того, что в учении дзогчен рассматривается как символическая передача. Эта разновидность передачи характерна для уровня самбхогакаи.

Есть и другие способы осуществления передачи. Есть устная передача. Устная передача означает, что некто объясняет то, чем мы занимаемся, чтобы мы сумели это понять. Такой метод обучения немного напоминает тот, который используется в буддизме на уровне сутр. Хотя, разумеется, учитель, проповедующий на уровне сутр, не выполняет символического посвящения тантрийского типа. Но если человек обрёл знание, понимание шуньяты, то он, должно быть, достиг его благодаря успешному объяснению и проповеди. По-тибетски это называется "пандита кхапай луг" (pandita mkhaspa'i lugs). "Пандита" означает подход, свойственный учёному, а "кхапай луг" - введение, или путь, то есть это можно понимать как путь тех, кто учится, путь учёных. Ведь и в учении дзогчен можно получить введение, используя интеллект. Если взять человека науки, весьма сведущего в тантре, сутре и тому подобных вещах, то в процессе многочисленных объяснений ему, возможно, удастся уловить идею. Так что и это тоже метод введения.

Кроме того, устное объяснение - это ещё и метод сообщить человеку знание практики, объяснить ему, что такое практика, как это и делают в разделе Семде дзогчена. В этом учении человек проходит весь путь от сосредоточения до созерцания, руководствуясь последовательными объяснениями. Из трёх разновидностей эта передача называется устной.

Теперь ещё одна разновидность - так называемая прямая передача. По-тибетски она называется "тогдан ньям" (rtogs ldan nyams). "Тогдан" значит, что человек владеет знанием того, что передаётся. "Ньям" означает - сообщить вам это знание. Этот метод учения и передачи передал мне мой учитель Жанчуб Дорже. Для этого не обязательно, например, обладать особым умом. И проходить какой-то ритуал или церемонию тоже не обязательно. Главное, что при этом происходит, - это переживание мудрости. Именно это в первую очередь и называется прямым введением. Прямое введение проводится без особого акцента на внешние вещи. Главной особенностью этой разновидности передачи является прямое сообщение знания. И это, безусловно, основной момент, если человек способен работать с прямой передачей и извлекать из неё пользу.

Но для того чтобы научиться этому, чтобы уметь извлекать пользу, необходимо получить некое переживание. Если человек идёт путём устной передачи, ему иногда удаётся, даже не получив такого переживания, следовать устной передаче и понять её. Именно поэтому многие учителя пользуются специальными текстами и дословно придерживаются их. Если мы следуем специальному тексту, повторяя слово за слово его содержание, то очевидно, что это способ осуществления умственной передачи. То есть, имеется в виду, что человек, написавший этот текст, действительно обладал очень ясным и точным пониманием и осуществил его передачу в письменном виде. И если я, являясь учителем, не владею переживанием, но тщательно изучил этот текст и знаю его дословно, то я, таким образом, развиваюсь. В этом случае я не несу ответственности за то, что передаётся. Если автор не сделал никаких ошибок, то человек, который слушает или воспринимает, что-нибудь да получит.

Символическую передачу можно считать "полуумственной". У человека не было полного надлежащего переживания. Но он что-то выучил и, как минимум, получил переживание визуализации. При этом передаются символы и формы, и это происходит в точности так же, как если бы вы следовали тексту. Это вообще характерно для способа передачи в тантризме.

В учении же дзогчен учителя, как правило, используют прямую передачу. Учитель приходит к ученику. При этом вовсе не подразумевается, что учитель должен дать ему какое-то объяснение, основанное на конкретном тексте, или сообщить что-то, прибегнув к символической или ритуальной передаче. Сегодня, когда речь заходит о проповеди учений дзогчена, действительно бывает, что многие учителя дают ритуальные и формальные передачи. И дело здесь в том, что многие учителя расширили или украсили передачи в тантрийском стиле.

В тантризме сложные официальные и публичные посвящения, вроде тех, которые даёт Далай-лама, или тех, которые давали Кармапа или Калу Ринпоче, считаются именно тем путём, который нужен для расширения и распространения тантризма. Они прекрасно знают, что эти посвящения не настоящие. Ведь посвящение означает, что человек должен приобщиться к знанию. Однако при подобном публичном действе можно лишь создать причину в жизни людей. Ещё можно установить какие-то отношения. Именно так распространяется тантрийское учение.

Есть текст, который написал великий учитель Санжей Ешей. Он называется "Самтан Лайджун". Те, кто немного умеют читать по-тибетски, пусть прочтут вторую главу - в ней объясняется, как распространяется или передаётся учение, как должно распространяться учение с точки зрения сутр, какими методами распространяют учение последователи тантризма. Тогда вы как следует поймёте, почему проводятся и такие официальные посвящения.

В учении же дзогчен истинным посвящением считается прямое введение в переживание. Но истинное посвящение не обязательно сводится к одному из трёх способов. Оно может сочетать и одновременно использовать устную, символическую и прямую передачи. Если мы немного углубимся в историю учения дзогчен, то узнаем, что учение на уровне нирманакаи, как его передавал исторический Будда Шакьямуни, называется сутрой. Учение на уровне самбхогакаи, которое давали Ваджрапани, Ваджрасаттва посредством манифестации, называется тантрой. В то время как учение, которое передаётся из состояния дхармакаи, подобно учению дзогчен, есть учение самоосвобождения.

Таким образом, исторически существует связь с так называемой прямой передачей из дхармакаи, символической передачей из самбхогакаи и устной передачей из нирманакаи. Но это всего лишь умственное разъяснение, которое должно дать вам понятие, идею. Прежде всего оно должно удовлетворить тех, кто обожает всё анализировать.

На самом деле ни одной из этих передач в отдельности не существует. Ведь вы должны помнить главное - основополагающее состояние человека, так называемые три первозданные мудрости. Знание безусловно связано с этими тремя мудростями. Поэтому никогда не может существовать ни одна из передач в отдельности. Просто можно считать, что есть разные способы передачи, делающие акцент на ту или иную из трёх. Именно так обстоит дело.

Например, человек приходит ко мне и говорит: "Не могли бы Вы дать мне учение дзогчен?" Вы можете быть вполне уверены, что я не стану спрашивать: "А какие у вас есть посвящения?" или поднимать вопрос о том, могу я дать ему учение или нет. Это означает, что само учение дзогчен и есть передача. Не обязательно, чтобы у него уже была передача, как будто она - его удостоверение или паспорт для получения учений.

Если же мы будем подходить, скорее, с точки зрения тантризма, то когда кто-нибудь спросит: "Не дадите ли Вы мне махамудру?", а я отвечу: "Конечно, давайте я Вас научу", то это будет совершенно ошибочное решение. Ведь и Вы, и этот человек должны понимать, как достичь состояния махамудры. Вы достигаете махамудры путём трансформации, а для трансформации существуют специальные методы и специальный путь. Чтобы попасть в это состояние, я должен следовать специальному методу, например Хорло Демчога, или Дорже-пагмы, или ещё какому-нибудь. С самого начала методом была трансформация, так она и передавалась дальше. И я должен следовать за той трансформацией, которая проявляется. Я не могу ничего изобретать сам. Если я собираюсь вступить на этот путь трансформации и войти в эту трансформацию, то сначала должен получить её при посвящении. Поэтому если кто-нибудь попросит меня научить его махамудре, я поступлю совершенно правильно, спросив его сначала: "А какие посвящения у Вас есть?" И ещё я должен понимать, какие способности он проявил, выполняя жедрим и зогрим.

Так что принцип, лежащий в основе этих методов передачи, неодинаков. Дело обстоит совершенно по-разному. Почему сегодня так много людей, которые дают (или говорят, что дают) учение дзогчен методом формального посвящения? Потому что многие из них принадлежат к традиции, которая восходит главным образом к Падмасамбхаве - во всяком случае, сюда относят все традиции, берущие начало от терма. Ведь Падмасамбхава был одним из великих покровителей и учителей тантризма. Поэтому он широко использовал - в этой традиции оно действительно широко используется - учение дзогчен в сочетании с тантризмом.

Но если мы по-настоящему знаем тантризм, его происхождение и принципы Аннутаратантры, то понимаем, что всё должно быть несколько по-другому. На самом деле, даже с тантрийской точки зрения, метод практики, метод посвящения не должны быть такими сложными, как это бытует сегодня. Это объясняется тем, что всё, что происходит сегодня, например, способ проведения посвящения Калачакры и других подобных посвящений, во многом принадлежит к стилю и системе Йогатантры, а не Аннутаратантры. И это характерно для точки зрения или метода тибетского буддизма.

Тибетские буддисты стремились передавать и распространять буддизм в русле сутры. Особенно это относится к таким школам, как сакьяпа и гелугпа: объясняя тантризм, они ничуть не выходят за пределы сутры. И для этого существовала точная историческая мотивация. Ведь стиль, подобный Йогатантре, - это форма тантризма, которая очень эффективна и представительна. По сравнению с ней Аннутара может показаться грубой.

Например, если нужно сделать подношение, то в системе Йогатантры подношения делаются таким образом, чтобы это было приятно нам, людям. Всё происходит очень учтиво, очень утончённо. В основе лежит всё то, что мы находим прекрасным, - приятные благовония, восхитительные цветы. Если подносят пищу, то это приятные на вкус сладости. Всё очень привлекательно. Повсюду красивые украшения, шелка, и всё это очень угождает нашему обыденному эстетическому вкусу.

Но почему поступают именно так? Потому что всё основано на представлении божества, полностью реализовавшего себя существа, например, Авалокитешвары, вне нас, и мы просим его дать необходимую нам мудрость. Я готовлю себя к возможности принять эту мудрость из внешнего источника. И, приняв эту мудрость, я развиваю своё знание, пока в итоге наконец не приближусь к слиянию с источником реализации. В самом конце мне, возможно, удастся познать это единство. Но до тех пор, пока я не достигну реализации, нужно вести себя перед лицом божеств очень примерно и уважительно.

В Аннутаратантре принцип действия божеств иной. Здесь божества проявляются как пример. И я должен следовать этому примеру. В этом состоит метод трансформации, он учит, как можно преобразовать себя. Здесь нет такого представления, что вне меня существует божество, а я нахожусь перед ним и прошу у него помощи. Скорее, я превращаюсь в это божество. Здесь божество, мандала становятся средством, с которым я объединяюсь и которое использую.

В разнообразных вариантах и уровнях Аннутаратантры существует множество форм божеств. Образ их бытия, а следовательно, и все те подношения, которые я могу им предложить, символизируют противоположность нашим привязанностям, нашим привычкам, нашим представлениям о приятном. Например, нам нравятся хорошие духи, приятные запахи. И эти приятные запахи или духи становятся нашей привязанностью. А в принципе, с позиции основополагающего состояния, аромат духов или неприятный запах - одно и то же. И для того чтобы достигнуть такого понимания одинаковости, тождественности приятного и неприятного, мы, вместо того чтобы поднести благовония, подносим что-то совершенно противоположное.

И по этой же причине мы вместо того, например, чтобы сделать подношение в чаше, украшенной драгоценными камнями, делаем его в габале, чаше из черепа. Вместо того чтобы поднести сладости, конфеты и нарядные шоколадки, мы можем поднести мясо, кости и кровь. Вместо драгоценных украшений будут украшения из черепов. И всё это исходит из принципа преодоления привязанности и разрушения привычки.

Этот принцип весьма отличен от принципа Йогатантры. И вводить его на фоне того, что было привычно для тибетцев, оказалось бы довольно рискованно. Поэтому во времена правления царя Тисрон Децана, того самого, который пригласил в Тибет Падмасамбхаву, в Самье было воздвигнуто много храмов, и каждый из них посвящали одной из тантр Йогатантры. Но ни один не был назван по имени одной из тантр Аннутаратантры.

Фактически Аннутара была публично запрещена. Нельзя сказать, что была неизвестна или что царь её не практиковал. На самом деле, царь был одним из главных практиков Аннутаратантры. Однако многое из поведения, стиля, внешнего проявления, характерного для Аннутаратантры, весьма смущает и будоражит тех, кто к ней не привык, особенно когда её затрагивают в контексте буддийского учения в целом. Просто это не совпадает с общей точкой зрения.

Поэтому Аннутаратантра оставалась закрытой, а народу демонстрировали Йогатантру. И тибетские учителя постепенно, на протяжении веков, всё больше облачали Аннутаратантру в одежды Йогатантры. В этом нет никакого вреда. Можно прекрасно практиковать, используя и этот метод. Но иногда люди перестают улавливать различие. Они совершенно не могут отличить Йогатантру от Аннутаратантры.

Например, сначала статуя Хеваджры существовала исключительно для того, чтобы дать идею, образ окончательной визуализации и трансформации. А статуя Авалокитешвары существует, может существовать ещё и для того, чтобы оказывать ей почести, молиться перед ней. Но ведь это два совершенно разных подхода. А сегодня, если вы войдёте в храм, то увидите, что всем статуям Аннутаратантры поклоняются и делают подношения в точном соответствии со стилем Йогатантры. Поэтому многие не могут получить ясного представления, не могут понять разницы.

В тантризме так называемая формальная передача очень важна, и сейчас многие учителя сводят к ней даже учение дзогчена. Поэтому идёт много разговоров о посвящениях в дзогчен, которые проводятся с обилием ритуалов. Но суть-то в том, что вы никогда не обнаружите ни единого исторического свидетельства, что Ганраб Дордже когда-нибудь устраивал посвящение с вазой, балином и тому подобными вещами. То же самое можно сказать и про его учеников - Шрисингху, Джнянасутру. Никто из них не проводил таких посвящений. Так что принцип состоит не в этом.

И потом есть очень точное объяснение, которое дал по этому поводу гораздо более поздний и очень известный учитель Жигмед Лингпа. Он сказал: если человек не вошёл по-настоящему в знание первозданного состояния индивидуума, не пережил это знание, тогда, какое бы формальное посвящение - с вазой и т.п. - ни давалось бы, он не получит никакого посвящения. Предположим, вы прошли некое символическое посвящение, но он подразумевает под посвящением совсем не это. Истинное посвящение - это миг проникновения в знание, а он не зависит от вещей, от предметов, от ритуала.

Ещё он приводит слова, изречения, тексты для дальнейшего пояснения и отмечает, что Самантабхадра никогда и ни от кого не получал формального посвящения. И то, что говорит Жигмед Лингпа, очень точно. Ведь в учении дзогчен посвящение не рассматривается как нечто такое, что необходимо совершать в ритуальной форме. Начинают с объяснения Основы. И если человек обретает знание и развивает понимание собственного состояния, то все эти объяснения и есть посвящение.

Нет никакого резона считать посвящение чем-то таинственным. Ведь многие живут в обстановке некой таинственности, но фактически это одни фантазии. Ведь если при закрытых дверях делается что-то непонятное и при этом допускаются лишь немногие, говорятся какие-то слова, которые непонятны никому из присутствующих, показывают два-три незнакомых предмета или надевают странные одеяния и посылают странные вибрации, то люди ощущают, что они совершают что-то действительно необычное. Но изменилось ли что-то по-настоящему или нет, вы заметите только потом. Обычно бывает так: масса вибраций, а потом вы выходите за дверь и оказывается, что ничего не изменилось. В дзогчене это не называют посвящением.

Посвящение означает, что вы открываете себя и обнаруживаете своё истинное положение. И ещё это значит, что ваше знание первозданного состояния не остаётся некой идеей или представлением. Настоящее посвящение, истинное посвящение подлинного дзогчена, которое содержится во всех тантрах, - это так называемый "едрол тамжад ванг" (ye-drol thams-cad dbang). "Едрол" значит "самоосвобождение". А "тамжад" значит "полное". "Ванг" - "правомочность". Так что это означает "правомочность полного самоосвобождения". Это и есть истинное посвящение.

Каковы же составляющие такого посвящения? Какое для него нужно место? Какие требуются приготовления? Ничего этого не нужно. Обычно считают, что для посвящения нужно особое место. И первый вопрос: какие требуются предметы, что нужно достать, чтобы можно было провести посвящение, что можно ставить на голову, что нужно пить.

На самом деле ничего этого не нужно. Учитель объясняет и делает так, чтобы вы что-то поняли, используя для этого, скажем, зеркало. Используя зеркало, он даёт пояснение. А если вам покажут зеркало, то это будет символическое пояснение. Благодаря такой символике человек достигает понимания. Он оказывается в состоянии знания, это и есть так называемая прямая передача.

Передача, при которой вам показывают зеркало, сочетает в себе все три передачи. Вам говорят: "Загляните в зеркало. Загляните в зеркало, и Вы что-то увидите". Вы увидите в нём собственное лицо и ничего больше. это настоящее лицо или нет? Это не сам человек, а всего лишь отражение. Это удаётся понять, потому что мы знаем, что пребываем в так называемом двойственном видении.

Откуда же берётся то, что появляется перед нами в зеркале? Как оно возникает? И где оно сейчас? Если даже мы его видим, где оно находится? И что с ним станет потом? Это все те вопросы, которые возникают, когда мы исследуем собственный ум, когда мы выполняем практику исследования ума.

Если мы попробуем найти мысль, то это может оказаться сложным. А если заглянем прямо в зеркало, то будет гораздо проще. Ведь это конкретное зеркало, и в нём что-то видно. Нашим мыслительным способностям даже не понадобится исследовать и решать такие вопросы, как: откуда это берётся, где находится, куда исчезает?

Так что принцип здесь заключается в том, что человек наблюдает своё состояние и, таким образом, по-настоящему понимает, что подразумевается под сущностью, природой и энергией. Такое введение и есть так называемое "едрол тамжад ванг", то есть истинное посвящение.

Кое-кому может показаться, что необходимо сделать что-то ещё. Можно совершить и какие-то внешние действия. Все слышали о "ригпай цал ванг", это как бы зарядка всего нашего существа в целом, тела, речи и ума. Но этот знаменитый "ригпай цал ванг" возникает непосредственно из "едрол тамжад ванг".

Это единственный принцип посвящения в учении дзогчен. Если человек в силу собственных обстоятельств не удовлетворён этим, он создаёт что-то ещё. Прежде всего это касается приверженцев тантрийских воззрений. В дзогчене Упадеша существует четыре посвящения: это, во-первых, "шинту тромей" (shin-tu spros-med), потом "рабту тромей" (rab-tu spros-med), "тромей" (spros-med) и "троджей" (spros-bcas).

"Тро" означает, что есть некоторое понятие, термин или определение. "Рабту тромей" означает "в высшей степени лишённое понятия", и оно означает как раз то, что мы имели в виду, говоря о "едрол тамжад ванг". Если это вас не удовлетворяет, можно выполнять "шинту тромей". "Шинту" значит "очень, в большой степени". Так что это не "в высшей степени лишённое понятий", а "в большой степени лишённое понятий". Здесь больше участия, больше деятельности, связанной с телом, речью и умом, и благодаря этому можно чего-то достигнуть. Это больше похоже на уровень "ригпай цал ванг".

Если вы всё равно не удовлетворены, то выполняете "тромей", то есть "лишённое понятий". Здесь вы можете как минимум выполнить какую-то визуализацию - и произойдёт введение. Если же вы по-прежнему очень привязаны к чему-то вроде тантризма, то вам нужно за что-то ухватиться. Тогда вы используете метод трансформации. Вы прибегаете к визуализации, чтобы осуществить введение. Многие спрашивают меня об этом. Я не считаю, что это имеет большое отношение к знанию, потому что если говорить о знании, для того чтобы его достигнуть, не очень-то нужны ритуалы. По-моему, ритуалы только усложняют дело.

Предположим, человек получает посвящение Аннутаратантры. Он может закрыть глаза. Он может пребывать в совершенной позе. Всё может выглядеть очень серьёзно, и, тем не менее, он так ничего и не поймёт. Так в большинстве случаев и бывает при формальных посвящениях. В прошлом году я был на севере Италии. Я давал курс учений дзогчена. Там было четверо или пятеро молодых людей, изучавших суфизм. Они очень заинтересовались учением и сказали: "Мы действительно хотим следовать этому учению, хотим его практиковать". Я сказал: "Отлично, я научил вас всему, что только возможно, обо всём рассказал". - "Да, - сказали они, - но мы хотели бы получить посвящение". - "Я уже рассказал вам всё, что мог", - ответил я.

Но они приходили ещё два или три раза: "Но послушайте, мы правда хотим получить посвящение". Я объяснил им: "Посвящение значит приобщение к знанию. Нет никакого смысла в формальностях и ритуалах, если вы не поняли сути. Если же вы поняли смысл без формальностей, то этого вполне достаточно".

Они сказали, что кое-что поняли, но всё равно не чувствуют себя посвящёнными. Я сказал: "Хорошо, давайте подождём другого раза и посмотрим, что произойдёт, а сейчас я просто не знаю, что с вами делать". И тогда перед моим отъездом один из них сказал: "Тогда хотя бы дотроньтесь до меня". Вот что значит наша привязанность и ограниченность.

Что действительно имеет смысл в передаче, так это понимание, передачу нужно по-настоящему понять. В учении дзогчен передача в высшей степени важна для развития знания. Первое - это получить то, что Ганраб Дордже в первом из трёх своих последних изречений назвал "прямым введением". Это значит оказаться непосредственно в этом знании. А потом мы работаем с практикой. И тогда остаёмся "вне сомнений". Для этого нужно постоянно работать с передачей. Потом мы говорим: "сохраняя это состояние знания". Это и есть метод полной реализации. Полная реализация означает полное развитие, созревание этого знания.

Так что вы видите, насколько важна передача. Если бы не существовало передачи, дзогчен превратился бы в подобие сутры. Между ними не было бы никакой разницы. Мы знаем, что в сутрах для полной реализации требуется много кальп. В учениях, подобных тантризму, можно достигнуть реализации в бардо. В учении дзогчен говорится, что реализации Тела Света можно достигнуть уже в этой жизни.

Почему в тантризме и дзогчене говорится, что реализация достижима в течение одной жизни? Потому что в них существует метод передачи. И ещё существует знание того, как зарядить человека этой передачей, как сделать, чтобы эта передача работала. Именно благодаря этому и достигается реализация. Так что не нужно забывать, что передача - это основа. Когда мы работаем над практикой, в том числе и над коллективной практикой, для каждого случая тоже есть своё объяснение. Какой бы ни была эта практика - возьмём, к примеру, "семзин" - всё, что мы делаем, направлено на развитие передачи, на углубление передачи. Это основное, и это показатель того, насколько важна передача.

Передача присутствует с самого начала возникновения знания дзогчена. Говоря о линии передачи, зачастую на неё ссылаются, используют её для того, чтобы укрепить позицию школы или некой секты, традиции. Но для учения дзогчен это не представляет важности. Конечно, если вы хотите что-то узнать об истории передачи, можно её исследовать. Однако принцип передачи состоит в том, что она переходит к человеку от его учителя. Этот учитель владеет истинным знанием, то есть живым, пережитым знанием. И это знание, в котором он живёт, не произошло из ниоткуда. Совершенно определённо это знание ему кто-то передал. А передача знания может исходить только от того, кто сам обладал истинным переживанием. И он тоже получил передачу от того, кто обладал истинным переживанием.

Так что это знание и передача связаны, как звенья одной цепи. Не важно, как человек выглядит внешне. Не слишком важно и то, о какой традиции или школе идёт речь. Важно найти передачу и оказаться в состоянии этой передачи. Если я владею знанием, то моё знание связано с передачей с самого её начала, когда она была получена от Самантабхадры, как будто моё знание вошло в это измерение. Вот что такое передача и что такое линия передачи.

Не нужно смешивать это со школой или спрашивать кого-то: "А к какой линии передачи вы принадлежите?" Это просто смешно. Это означает полное непонимание того, что такое передача. Если речь идёт о мирских делах - что ж, это другое дело. Если же мы говорим о передаче, пытаемся разобраться в состоянии передачи, то затрагиваем целое измерение, которое выходит за рамки всяческих ограничений. Именно благодаря этому мы развиваем своё знание...


Рецензии