Ночное

В ночи таится мысленная мука.
Владеет тайно бледная луна
Волнением... не выпустит она
Мытарств души из выбранного круга
Обид, надежд, догадок и наитий.
Быть может нам самим необходимо,
Чтоб кто- то, молча, наши муки видел.
Ни словом не напомнив о любимых...

Пройдёт пора темнёных размышлений.
Насупим утро. Было так всегда.
Мы тратим и мгновенья и года
На пустоту ненужных подчинений.
Мы сами предпочтенья выбираем,
И сами отвечаем на вопросы.
Луна осветит на травинках росы.
Заметим их иль нет у ночи края?

                16.12.2010

Краткий анализ стихотворения
Тема:
Внутренние переживания человека — душевные муки, размышления о смысле выборов и ответственности, цикличность жизненных процессов. Центральный образ — луна как молчаливый свидетель человеческих страданий.
Основная мысль:
Человек неизбежно проходит через периоды душевных терзаний, но время лечит, а утро приносит обновление. При этом каждый сам делает выбор и несёт за него ответственность; даже в одиночестве важно осознавать, что чьи;то невидимые глаза (природа, Вселенная) видят наши страдания.
Композиция:
1;я часть (строки;1–7) — описание душевных мук, образа луны как невольника внутренних переживаний.
2;я часть (строки;8–12) — мысль о временности страданий и повторяемости жизненных циклов («Насупим утро. Было так всегда»).
3;я часть (строки;13–16) — рефлексия о свободе выбора и личной ответственности; финальный образ луны и росы как символа тихого, незаметного чуда.
Завершающий вопрос («Заметим их иль нет у ночи края?») оставляет открытое пространство для размышлений.
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания (пейзажные детали — луна, роса) и повествования (динамика переживаний).
Стиль речи:
Художественный (лирическая поэзия). Характерны:
возвышенная лексика («мытарств», «наитий», «темнёных»);
метафоричность;
инверсия («Владеет тайно бледная луна»);
риторические вопросы.
Средства связи предложений:
лексические повторы («луна», «муки», «выбор»);
местоимения («мы», «их»);
синтаксический параллелизм («Мы тратим…», «Мы сами…»);
союзы и частицы («и», «чтоб», «быть может», «иль»).
Средства выразительности:
метафоры: «мысленная мука», «птичья конференция» (в контексте — не буквальная, а образ внутреннего диалога), «темнёные размышления»;
эпитеты: «бледная луна», «темнёные размышления», «пустота ненужных подчинений»;
олицетворение: луна «владеет», «не выпустит»;
антитеза: ночь;;;утро, муки;;;обновление;
риторический вопрос: «Заметим их иль нет у ночи края?»;
символика: луна — молчаливый свидетель, роса — хрупкая красота, утро — обновление.
Размер и рифма:
Стихотворение написано пятистопным ямбом (с вариациями, характерными для разговорной интонации).
Рифмовка перекрёстная (АБАБ) с чередованием женских и мужских рифм.
Есть неточные рифмы («мука»;–;«луна», «круга»;–;«наитий»), что придаёт тексту естественность и лирическую свободу.
Настроение:
Меланхоличное, созерцательное, с оттенком надежды. Тональность меняется от тревоги к примирению.
Дата (16.12.2010):
Указание даты в конце — черта лирической исповеди; придаёт тексту личностный, дневниковый характер.


Рецензии
Ещё в ночи есть Радость и Печаль,
Любовь и Ненависть,Свиданье и Разлука,
Не выпустит из выбранного круга
Мытарств души,-ну, что-ж, судьба,как жаль..

Александр Амелин 2   19.12.2010 18:45     Заявить о нарушении
Ночь красотою необыкновенна...
Но праранджа потёмок ей к лицу.
Она все тайны держит навесу...
Божественна... загадочна...нетленна...

СПАСИБО))))))))
с теплом.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   19.12.2010 21:06   Заявить о нарушении