В защиту непрофессиональных литераторов

В наше время любительские клубы «по интересам» стали оплотом всегда живого, выразительного и по определению самобытного народного творчества. В то время как глянцевые журналы, книги, прочие продукты масс-медиа и не менее глянцевые поп-дивы всех мастей и возрастов активно захватывают всевозможные плоскости и объёмы информационного пространства, существовало и продолжает существовать неутолимое и неугасаемое стремление простых людей к творческому самовыражению. Это стремление, не обременённое необходимостью создания окупаемых коммерческих проектов, обусловлено единственно желанием людей донести до окружающих своё особенное миропонимание и мироощущение. Коммерческие проекты, наспех состряпанные по принципу «пипл хавает», как правило, ориентированны на потребности не слишком взыскательной публики. У этих проектов одна главная задача – принести как можно больше дивидендов своим создателям, поэтому обычно они делаются строго в расчёте на сиюминутные интересы своей целевой аудитории. А так как интересы невзыскательной публики в известной мере не глубоки и не возвышенны, упомянутые проекты не имеют большого значения в перспективе времени, то есть не являются составляющими сколько-нибудь заметного пласта в разрезе культурного наследия поколений. Совсем другое дело – творчество простых людей, так сказать людей из народа, не ограниченных светскостью и не зацикленных на размере будущих гонораров. Их творчество несёт в себе отпечаток реальных жизненных переживаний: радостей и тревог. Они не черпают вдохновение в заезженных стабильно окупаемых сюжетах и творят без оглядки на модные тенденции сегодняшнего дня, повинуясь лишь велению сердца и доверяя внутреннему чутью. Они истинные герои своего времени. Это на их подчас безвестные работы в будущем станут ссылаться историки (если, конечно, будут иметь возможность с ними ознакомиться). Это их чувства и мысли помогут нашим потомкам лучше понять нашу с вами действительность, неизменность которой нам кажется слишком очевидной, чтобы осознавать и ценить её своеобразие.
Кто-то, быть может, упрекнёт меня в серьёзном преувеличении роли (конкретно - литературной роли) малоизвестных авторов-любителей, и я даже представляю себе кто и почему… Так вот, дорогие не обиженные жизнью литераторы и критики разных способностей и направлений, не для того, чтобы принизить сколько-нибудь вашу значимость я пишу эти строки, а только потому, что верю, искренне верю, что среди так называемых непрофессиональных литераторов есть дарования, достойные если не славы и денег, то, по крайней мере, скромного признания их незаурядных талантов. Это во-первых. А во-вторых, хочется в который раз сказать (а на самом деле, даже прокричать) о недальновидной политике, проводимой в области культуры рулевыми нашего необъятного государства. Нередко любительские клубы сегодня оказываются поставлены в такие условия, когда они вынуждены сами оплачивать не только выпускаемые ими сборники, но и аренду помещений, в которых проводятся собрания участников. Вот ещё одна малозаметная особенность нашей с вами вялотекущей современности: дворцы культуры сегодня большей частью не занимаются культурной деятельностью как таковой, а делают деньги на беспечных в своей творческой одухотворённости непрофессиональных литераторах (а также музыкантах, художниках и проч.)
В-третьих же (и как же хорошо, что это «в-третьих» есть!), хочется отметить важность таких литературных ресурсов как proza.ru и stihi.ru, которые предоставляют возможность любому автору, не зависимо от его жанровой направленности и степени литературного дарования, доносить свои произведения до читателей, общаться с другими авторами, находить единомышленников и, наконец, расти над собой, прислушиваясь к мнениям рецензистов. Спасибо, что вы есть!


Рецензии