О птичках-бабочках, психоделических стихах и расш

_________О птичках, бабочках, психоделических стихах и расширении реальности_________


Я еду в машине, смотрю в окно и думаю о том, что за окном неповторимо  прозрачный осенний  день. Он не похож  ни на вчерашний, ни на позавчерашний. Не похож  ни блеском воды в лужах, ни узором листвы на  асфальте, ни тем как холодный  ветер  будет  развевать мои распущенные волосы, когда я выйду из машины.  Я отчетливо понимаю, что этот день не повторится никогда, так же, как не повторюсь я.  Завтра я буду другой. Может быть,  если я напишу  несколько строчек, и они будут настоящими,  мне удастся  вернуться в этот день, в эту минуту,  в это мгновение, вернуться  в себя и вспомнить стук своего сердца.  Но это будет возможно, если  я не солгу себе ни в одном  слове. И тогда подует этот ветер  и пойдет этот дождь.
И  ещё я думаю о том, что никто никогда  не увидит  этот день моими глазами. Даже если я возьму  камеру  и сниму  несколько кадров  и мне удастся  передать ощущение прозрачности  этого воздуха, кто-то другой  будет видеть его только своим зрением.
Все мы в какой-то степени  являемся черными ящиками. Что может видеть и как может судить сторонний наблюдатель о том, что происходит внутри, в таинственном мире души другого?  Мы  способны оценить только действия, только определенные моторные реакции, иногда изменения  ритма и тембра голоса.  Фактически,  если кто-то не захочет  поведать нам о том, что происходит у него внутри, не расскажет нам о движениях своей души, о сумме своих ощущений и переживаний, то нам останется удовольствоваться только своим личным опытом и переносить и проецировать свои ощущения и переживания на другого.

Мир можно разделить на постижимый и непостижимый, проявленный и непроявленный.Мир описанный нами и неописанный.  Глупо было бы отрицать, что за границами слов существует другой мир.   Обозначая что-то, вычленяя  отдельные элементы из того  целого, что существует, давая им определенные  названия, мы пытаемся упорядочить этот  мир, фиксировать его.   Это напоминает темную улицу, освещенную фонарями, вы бредете  от одного источника к света к другому, но промежутки между ними заполнены неназванным.  Все мы ограничены возможностями восприятия, но границы их индивидуальны и до определенной степени вариабельны, наблюдение и анализ способны в какой-то мере расширить эти границы.

Сначала мы видим мир глазами младенца, и этот мир для нас не разделен, поскольку предстает перед нами как сумма ощущений, как поток, как совокупность. Перестает ли небо быть небом, если вы не знаете его названия, перестают ли солнечные лучи падать на кожу, а муравьи ползти по древесной коре, перестают ли птицы щебетать от того, что вы не знаете что они – птицы?  Нет, не перестают.
Жизнь прекрасно обходится и без названий. Она остается запахом, звуком, цветом, теплом, едой, голодом, удовольствием, болью. Слова нужны людям для ориентации в пространстве и времени. Называние нужно для коммуникаций и воздействия на реальность.  Слова нужны тем, кто не имеет других  возможностей для передачи и  хранения информации.

Вы можете спросить: какое отношение имеет все вышесказанное  к пси стихам?  И я отвечу – самое непосредственное.
Если бы меня попросили дать определения пси стиха  - я бы сказала, что это ловушка для неуловимого. Не все обозначается  конкретными словами, есть   множество состояний настолько сложных и тонких  для которых слов в языке не существует. Язык  создавался в основном  для обозначения  предметов  и явлений  материального  мира. Для описания окружающего мира существуют тысячи слов, но как часто Вы останавливаетесь и  не можете найти точного названия для того что происходит внутри? Почему это происходит? Потому что внутренний мир подвижен, текуч, неуловим, неизмеряем и для описания того, что происходит внутри, нам приходится брать слова из мира наружного, искать подобия и аналогии. Мы можем сказать:  это похоже на это, или это подобно тому.  В любом случае нам придется потратить много слов, чтобы дать приблизительное описание. В моем понимании пси стих представляет собой некую объемную пространственную  фигуру, обладающую внутренней энергией и внутренним движением.  Что-то, заключенное в оболочку, из определенным образом сложенных  слов.
 
Движение почти всегда является характерной особенностью психоделического стиха.Именно оно делает пси стих  подвижным и обеспечивает этот трудноописуемый эффект неуловимости.  Фактически  движение в стихе  обеспечивает эффект in vivo.  Именно поэтому мы и сталкиваемся с такими трудностями в описании пси эффекта. Анализируя природу какого-либо вещества мы разлагаем его на составлющие,но затем, механически соединяя их, вряд ли мы сможем создать начальное  исходное вещество ( это возможно иногда в случае примитивных  соединений), но  невозможно в случае живой материи,  так как для того чтобы что-то стало живым необходимо полностью воссоздать структуру, воссоздать множество тончайших и точнейших соединений, скрепить  их на разных  уровнях.  ( Вот  почему так редки пси- стихи -  малейшие неточности и отклонения от внутренней логической ткани  стиха  не позволяют ему свернуться  в многомерную  структуру и организоваться  должным образом).
Вы можете более или менее точно  описать неподвижный  объект, можете  нанизать его на булавку и зарисовать, можете поместить под стеклышко  электронного микроскопа, но вы не сможете отобразить в точности полет бабочки или птицы – глаз может фиксировать только отдельные моменты, это связано с особенностями восприятия. Так в мультипликации  отдельные картинки складываются и дают ощущение движения.  В какой-то мере мы наблюдаем аналогичное и в стихах.
Существует  множество прекрасных  стихов, описывающих статичные  состояния, фиксирующих определенные моменты или картины,  и они могут  оказывать определенное  воздействие,  но это воздействие  не будет пси эффектом. Пси возможно лишь при наличии движения  внутри стиха.

В большинстве  своем пси стихи пишутся спонтанно, но для того чтобы автор зафиксировал некое состояние-ощущение-мысль пространство он должен сам в нем находится и  если ему удастся максимально точно отобразить это состояние читатель последует за ним, и окажется на несколько мгновений втянутым в пространство автора и будет двигаться вместе с ним.  Вы можете сказать, что нет отличия между стихом и стихом, обладающим пси эффектом, ведь и тот и другой могут задевать какие-либо эмоциональные струны, быть созвучными, содержать определенную информацию. С одной стороны да, а с другой- нет.  Тут оказывается важным не поиск соответствия и внутреннего согласия с автором, а именно совместное движение, которое на несколько мгновений становится не узнаванием, а переживанием, неким не  знанием, а опытом.

Мир это сумма всего, а наш опыт ограничен  и эмпиричен. Мы все по своей природе в чем-то схожи, но чем-то неуловимо различаемся, так же, как один цветок отличается от другого. Существуют иногда минимальные, а иногда весьма существенные различия между видением мира одним и другим человеком, между опытом одного и другого, между мыслями одного и другого.  И если Вы в какой-то момент имеете возможность взглянуть на мир чьими-то, а не своими глазами, ваш мир приобретает дополнительные краски и объем и, возможно, несколько меняется Ваш угол зрения и вы начинаете понимать, что мир может  быть увиден не так, как вы его видите, а несколько иначе.  Фактически это и является в каком-то смысле расширением личной реальности.

аюна


Рецензии
Я еду в машине, смотрю в окно и вдруг вижу паровоз.

Перестает ли паровоз быть паровозом, если вы не знаете его названия? Жизнь прекрасно обходится и без названий. Называние нужно для коммуникаций и воздействия на реальность. Слова нужны тем, кто не имеет других возможностей для передачи и хранения информации, т.е. людям.

Вы можете спросить: какое отношение имеет все вышесказанное к паровозу? И я отвечу – самое непосредственное.

Если бы меня попросили дать определения паровоза - я бы сказал, что это ловушка для неуловимого. Не всё обозначается конкретными словами, есть множество состояний настолько сложных и тонких для которых слов в языке не существует.

Для описания окружающего мира существуют тысячи слов, но как часто Вы останавливаетесь и не можете найти точного названия для того, что происходит внутри? Почему это происходит? Потому что внутренний мир подвижен, текуч, неуловим, неизмеряем, и для описания того, что происходит внутри, нам приходится брать слова из мира наружного, искать подобия и аналогии. Мы можем сказать: это похоже на это, или это подобно тому. В любом случае нам придется потратить много слов, чтобы дать приблизительное описание.

В моем понимании паровоз представляет собой некую объемную пространственную фигуру, обладающую внутренней энергией и внутренним движением (помимо внешнего, разумеется). Что-то, заключенное в оболочку-понятие из определенным образом сложенных слов-понятий.

Движение почти всегда является характерной особенностью паровоза. Именно оно делает паровоз подвижным (как это я тонко подметил: движение делает паровоз подвижным!) и обеспечивает этот трудноописуемый эффект внутренней неуловимости. Фактически движение в паровозе обеспечивает эффект in vivo. Именно поэтому мы и сталкиваемся с такими трудностями в описании паровоза. Анализируя природу какого-либо механизма, мы разлагаем его на составялющие, но затем, при механическом соединении их, всегда непостижимым образом остаются лишние детали (лишних деталей может не оказаться иногда в случае примитивных механизмов). Это оттого, что собрать что-то сложное, полностью воссоздать структуру, воссоздать множество тончайших и точнейших соединений, скрепить их на разных уровнях очень сложно (опять я тонко подметил, что сложное собрать сложно). Вот почему мы нередко наблюдаем в паровозах: малейшие неточности и отклонения от внутренней логической ткани паровоза не позволяют ему "правильно" свернуться хотя бы в трехмерную структуру и при этом организоваться должным образом.

Вы можете сказать, что нет отличия между паровозом и паровозом, ведь и тот и другой функционально выполняют одно и то же и даже могут задевать какие-либо эмоциональные струны, быть созвучными, содержать определенную информацию. С одной стороны да, а с другой - нет. Тут оказывается важным не то, что у обоих паровозов имеется тендер, а то, что оба паровоза движутся паром, и именно это совместное движение, которое вовсе не очевидно, остается переживанием, не знанием, а опытом.

Фактически осознание этого и является в каком-то смысле расширением личной реальности.

Морж   13.12.2010 13:41     Заявить о нарушении
Я плыву по реке на льдине и вдруг замечаю моржа. Крещусь - и понимаю: нет, всё не так; я плыву - и вдруг замечаю Моржа!

Перестаёт ли Морж быть моржом, если я его замечаю, сплавляясь вниз по реке? Знает ли он о том, что я могу догадываться о том, как его зовут? Или он полагает, что его имя мне без разницы?

Он плывёт на льдине параллельным со мной курсом, неуловимый, как летящий во мгле южной ночи паровоз, и даже не подозревает, что для меня он уже успел стать частью этого летящего паровоза, - с его тендером, трубой и даже кочегаром!

Так кто же он, этот трёхмерный Морж, возможно и не подозревающий о том, что он морж, но также не имеющий ни малейшего понятия о том, что для меня он уже стал паровозом? Является ли он расширением моей личной реальности, как рыбака, плывущего на льдине и воображающего его паровозом? Или он, в силу собственной внутренней неуловимости, продолжает оставаться просто некой тонкой структурой, появившейся на периметре моего поля зрения и вообще ничего не означающей?

Наконец, взаимодействует ли сознание Моржа, как моржа, с моим собственным - на определённом абстрактном уровне? Или его сознание, как паровоза, непостижимым образом столкнувшегося с лишними деталями меня, как рыбака, плывущего на льдине, - теперь спонтанно превращается во множество точечных аллюзий, отслоившихся от движущегося вместе с паровозом парового котла?

Галлюцинаторная природа сознания не позволяет отрицать с уверенностью ни одно, ни другое предположение. И если я сейчас задам вопрос - что из всего этого следует, то к кому таковой вопрос, по существу, будет обращён: к Моржу, несущемуся в моём сознании, как паровоз, или к моржу, плывущему на льдине, помимо моего сознания, вместе со мною вниз по реке?

Очевидным становится, братья и сёстры, лишь одно: что расщепление сознания способно происходить в рамках одной отдельно взятой головы, наподобие проскомидийного таинства (особенно, если в голове оной сакрального вещества, необходимого для отправления службы, не приготовлялось).

Чёрный Георг Предел Невозможного   14.12.2010 06:27   Заявить о нарушении
"в рамках одной отдельно взятой головы" (с)

Голову Зевс расщепил - вышла Паллада на свет,
Рядом плывет ластоногий, девственен мыслями он.

Михаил Книжный   14.12.2010 10:40   Заявить о нарушении
Отлив.

Я лежу на камне среди ублажающих меня самок и вдруг замечаю, как с волной принесло предел невозможного.

Лениво наблюдаю за манипуляциями волн: вынесут или не вынесут? отнесут или утопят? Пенка загадочно лопается тихим шумом, легкий ветерок сдувает её с предела. И предел спешит перемешаться с этой пеной, песком, битыми ракушками, нефтяными пятнышками...

Слился.

Остался ободок на камне, на котором я лежу. Беловатая линия. Соль, подсыхает, её переливы приходят на смену переливам капель воды.

На вид красивая и объёмная линия - таковой её делает выпуклость камня. А чуть выше - ещё одна линия. Выше - ещё одна...

И пока отлив, эти линии множатся. Сколько их, этих пределов? Что они обозначают? Очередная волна плеснула и смыла часть многозначительной жирности линий, проявляя их внутреннюю тонкую структуру.

Осознаёт ли этот очередной предел невозможности, кто он, что он, что означает? Кристаллики соли переливаются на солнце. Каждый перелив - всего лишь следствие моего движения головой. А как только сползу с камня, так кто этот блеск заметит, что заставит обратить на себя внимание, кого этот "мерцающий блик" вдохновит?

Вот интересно, обладай эта украшенная блестящими кристаллами линия предела "сакральным веществом, необходимым для отправления" некоего таинства мышления, поняла ли, что ослепительный блеск ей придаёт не идеальная кристаллическая решётка кусочков соли, не отполированные грани, а грубые трещинки и разломы, наросты и вмятины на каждом из комочков?

Но...

Солнце достаточно "растопило жирку", пора и искупнуться. Сползаю с камня. Самки вяло волнуются: тоже разомлели. Но в воду не поползли: сыты.

Отплываю подальше, ложусь на спину и вглядываюсь в берег. Где там мой камень? Увижу ли я отмеченный мной предел после того, как накатит прилив? Или ударит шторм? Или молния разобьёт камень и его осколки окажутся на морском дне?

Хороший такой камень. Удобный.

Расщепления не произойдет: соль растворится и, выброшенная на берег, снова превратится в кристаллы на другом камне в окружении подсохших водорослей, полиэтиленовой рвани и нефти.

...По берегу важно ползут два паровоза. На расстоянии казалось, что они вот вот стукнутся лбами. Чем они отличались? Густотой дымного шлейфа? Зычком свистка? О! Машинистами!

Впрочем, для меня все люди одинаковы. Жаль, что они сами себя таковыми не осознают.

Морж   14.12.2010 14:00   Заявить о нарушении
Прекрасно. Писатель Залыгин писал о мыслях коровы, А.П.Чехов - о мыслях собаки Каштанка... Дорогой Морж, говорю искренне - изложение размышлений ластоногого о судьбе и современном искусвстве может быть вполне востребовано читателем. Достаточно ненормально, чтоб задеть...

Михаил Книжный   14.12.2010 17:22   Заявить о нарушении
) Почему же ненормально, Михаил? В лучших традициях.
Сетон-Томпсон, Джек Лондон, Федоров, Бакулина, Яблоков, Ян Ларри, Зальтен и мн др Побыть не человеком интересно)
Спасибо, уважаемый Морж)

Александра Инина   15.12.2010 11:40   Заявить о нарушении
А также сказки всех народов мира)))

Михаил Книжный   15.12.2010 12:39   Заявить о нарушении
) Нет, Михаил. В сказках звери очеловечиваются. И жизнь у них там как у людей - их перетаскивают в другой мир, наш, человеческий, или если хотите, сказочный.
Здесь нас переносят в мир существ не таких как мы. В чем-то без наложения наших качеств не обходится, но мир видится уже под другим углом.

Александра Инина   15.12.2010 12:48   Заявить о нарушении
Это глубоко верно. Капитан Немо.))

Михаил Книжный   15.12.2010 20:42   Заявить о нарушении
"Достаточно ненормально, чтоб задеть..."
Миш, ей-богу, я не виноват. Это всё Георг. Перевернулось сознание. Но ты не волнуйся, уже всё на месте.

Морж   15.12.2010 23:50   Заявить о нарушении
Кувырнутся моржи, то туда поплывут, то сюда,
и зачем это нужно - бить ластами лед? Ерунда.
Мутят воду моржи, и на мелочи тратят года...
лучше в море им плыть - там легко и свободно всегда.

Может к новому году поймут, пусть не сразу, моржи,
рыбкой легкой не станешь, летать не сумеешь, как стриж,
и гудеть паровозом не выйдет, и виснуть с оттаявших крыш
любопытной сосулькой... пока болтовнею грешишь.

))

Михаил Книжный   16.12.2010 08:26   Заявить о нарушении
Саша, рада приветствовать тебя и здесь! Потрясающе интересное сообщество.

Алиса Шаповалова   11.08.2011 09:38   Заявить о нарушении
)) Привет, Алиса. Ага)

Александра Инина   11.08.2011 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.