Слайд 36. Эпифора

Эпифора

Закрепим:
АНАФОРА.  ЭПИФОРА.   

Расскажи о художественном приёме анафоры. Эпифоры.

1) Какие художественные приёмы ты находишь в этих строфах стихотворений?

А)  Жди меня, и я вернусь.
      Только очень жди.
      Жди, когда наводят грусть
      Жёлтые дожди,
      Жди, когда снега метут,
      Жди, когда жара,
      Жди, когда других не ждут,
      Позабыв вчера.
      Жди, когда из дальних мест
      Писем не придёт,
      Жди, когда уж надоест
      Всем, кто вместе ждёт.   
                К. Симонов
       Б)   Тихо ответили жители,
              Тихо проехал обоз.
              Купол церковной обители
              Яркой травою зарос.
                Н. Рубцов

   В)         До конца,
               До тихого креста
               Пусть душа
               Останется чиста!

                Перед этой
                Жёлтой, захолустной
                Стороной берёзовой моей,
                Перед жнивой
                Пасмурной и грустной
                В дни осенних
                Горестных дождей,
                Перед этим
                Строгим сельсоветом,
                Перед этим
                Стадом у моста,
                Перед всем
                Старинным белым светом
                Я клянусь:
                Душа моя чиста.

                Пусть она
                Останется чиста
                До конца,
                До смертного креста!
                Н. Рубцов

   Г)    Я не люблю фатального исхода,
          От жизни никогда не устаю,
           Я не люблю любое время года,
           Когда весёлых песен не пою.  …

           Я не люблю холодного цинизма,
           в восторженность не верю, и ещё –
           когда чужой мои читает письма,
           заглядывая мне через плечо.

           Я не люблю, когда наполовину
           или когда прервали разговор.
           Я не люблю, когда стреляют в спину,
           я  также против выстрелов в упор.

           Я ненавижу сплетни в виде версий,
           червей сомненья, почестей иглу,
           или – когда всё время против шерсти,
            или – когда железом по стеклу.            

          Я не люблю уверенности сытой,
           уж лучше пусть откажут тормоза.
          Досадно мне, что слово «честь» забыто
           и  коль в чести наветы за глаза.
                «Я не люблю» В. Высоцкий
                (в сокращении)
    Д)   Никнет над чёрной землёй огорода
           Птичья печальная трель…
           Месяц рожденья и месяц ухода,
           Мой среброглазый апрель!

           Мой среброглазый! Певучие струны
           Тянут сквозь годы утрат
           Снова туда, где мучительно юны
           Мы,  то есть я и мой брат

           Мой среброглазый! Мы снова пригубим
           Зрелости ранней вино.
           Мой среброглазый! Мы снова погубим
           То, чему жить не дано.
      
           Мой среброглазый! Златой середины
           Рок  нам с тобой не судил.
          …Сплыли рекою холодные льдины,
           Ветер мой лоб остудил.

           Недолговечная наша порода,
           Птичья короткая трель…
           Месяц рожденья и месяц ухода,
           Мой среброглазый апрель!
                С. Кузнецова

3)  Какой приём используется архангельским поэтом Вадимом Бедновым в ироничном стихотворении « МЕМЕНТО МОРИ»

           Побойся стрессов:
            от нервов хвори,
            болезнь – агрессор.
            Мементо мори!

            Не лезь из кожи
            в охрипшем споре –
            себе дороже.
            Мементо мори.

            Засёк, что шапка
            горит на воре, -
            не лай, как  шавка.
            Мементо мори.

            Без разговору
           дадут по морде,
           смолчи и – дёру…
           Мементо мори.

           Дела, делишки…
           Судьбе покорен,
            не делай лишка.
            Мементо мори

            Твоя ль забота –
            чужое горе?!
            Коль жить охота,
            Мементо мори.
                (в сокращении)

*  Мементо мори – (латинск.) помни о смерти.
 
4)  Самостоятельно найди примеры использования приёмов анафоры, эпифоры.


Рецензии