Гениальный Лев и его женщины
А он их всех жалел, лечил, поддерживал. Единственная желанная — отказала. И вот ... спасается бегством и вновь радуется бытию, только занявшись любимым делом.
Мне этот сюжет напомнил эпизод из жизни Льва Толстого. Только не последнее его бегство (там были другие мотивы), а в более молодые годы. Спасался он тогда от страстЕй своих в «Оптиной пустыни» - у Бога искал оправдания им. Была я в тех местах и в тех домишках, где Лев Толстой писал «Отца Сергия», а другой великий писатель- «Преступление и наказание». Воистину там благодать Божья...
А знаете, что меня больше всего поразило недавно в музее-усадьбе Льва Толстого* ? Кровать, на которой он спал - узенькая, не очень длинная, а рядом — кровать жены, такая же. И стоят они в такой крохотной спальне! Зато у его героинь жилищные условия куда лучше!
Много было у Льва Николаевича проблем с женщинами... Кроме мужских и отцовских — еще и писательские... Свои дочери на выданье, а надо пристроить Наташу, Китти, княжну Марью... А с Анной вообще хлопот не оберешься... Кто еще их судьбой займется? Он их породил, он их и ...
Читала недавно, что Наташу писатель хотел оставить незамужней... Но, видно, Пьер уговорил. А кто прототип Пьера?. И Китти - тоже в конце концов находит счастье с Левиным — значит, опять с ним же, с самим Львом. Ведь эти помещики — не только ЛГ, но и носители его мыслей и его желаний. Заметьте также, что Нехлюдов не женится на Катюше Масловой, хотя и любит ее. И Лев Николаевич бы не женился (а Нехлюдов — это он же, в не меньшей степени, чем первые два героя) на ней, а только на молодых и безгрешных, какой была и его невеста, Сонечка Берс.
Теперь об Анне Карениной... Что делать, когда героиня так явно нарушает одну из основных заповедей ? Здесь уже только на волю Бога ее отдать...
Вот когда вина ещё не доказана, как в его «Крейцеровой сонате» - а прежде у других -в «Отелло» и «Маскараде»- тогда всегда муж вершит суд... Писателю так проще.
А вообще Лев Толстой, конечно же, любил женщин и земных, и выдуманных. У него ведь, кроме Хаджи Мурата, считай, и нет героев-мужчин. Все остальные крутятся вокруг его женщин. И не случайно. Они ведь просто замечательны! А как умеют любить!
Какими мы представляем этих его героинь? По книгам, по фильмам : соответствуют — не соответствуют... Похожи — нет. Возьмем «Войну и мир». Было 3 экранизации: наша — С.Бондарчука , голливудская, и европейский проект. Для меня отечественная — неподражаема. Но прежде всего — Наташа , хотя она и не черноглаза, как в романе. Сколько обаяния, искристого веселья, непосредственности и ... вот уже взросление. И князь Андрей ей под стать.
А "что за прелесть эта Наташа" в исполнении Одри Хэпберн! Такая живость, игра во взрослую, переживания... Никому из двоих не могу отдать пальму первенства - только поделить поровну. Конечно, наша киноверсия несколько затянута, зато ее исполнители донесли до нас по возможности все мысли автора, пронизывающие роман.
В третьей версии как раз Наташа и подвела. Может, оттого, что не чувствуется русская душа, да и изюминки нет. А вот Болконский — хорош! По всем статьям! Но это лишь мое мнение...
И наконец — Анна. Я видела 4 кинофильма. Ее играла Грета Гарбо. Ей веришь, но мужчины ее — ужасны, да вдобавок оба одного возраста. Напрашивается вопрос: а зачем тогда вообще все муки?
После - с Вивьен Ли в главной роли. Если отбросить все окружение, то она -лучшая Анна . Уж насколько я любила нашу ленту с Татьяной Самойловой, но с великой Вивьен ей не сравниться. Вот та, юная Вероника из фильма «Летят журавли», могла бы пойти до такого конца ради любви, а эта Анна — немного степенна, хотя и прекрасна. А у Ли — нервозность, она — как натянутая струна. Правда, Вронского лучше Ланового не найти. И первый встречный взгляд в начале фильма у обоих выдержан прекрасно!
Есть еще одна экранизация — с Софи Марсо и Шоном Бином . Здесь Анна — совсем девочка, неопытная и не способная на глубокие переживания. Мой любимый Шон как всегда неотразим и тут — на своем месте, но ... В этой ленте очень симпатичен Каренин (его играет Молина) .
Когда нам покажут последнюю «Анну Каренину» с Татьяной Друбич и Олегом Янковским в роли мужа — не знаю. Роль Позднышева, убившего жену в «Крейцеровой сонате» ,Олег Иванович сыграл блестяще, раскрыв свой талант трагика...
С нетерпением жду последнюю экранизацию.
* в Москве, в "Хамовниках"
Ноябрь 2010
Свидетельство о публикации №110120709505
Благодарю Тебя за удовольствие мне доставленное Твоим глубоким погружением в литературные произведения Льва Николаевича,а также в экранизированные материалы по его прозе, которые Ты сопоставляла сыгранными ролями, психологическими портретами автора, режиссёров,актёров разных творческих школ и позиций.....
Прекрасная аналитическая работа,отличное знания предмета,лёгкое,отточенное перо!!!
С любовью и теплом души к Тебе,благодарная за полученное удовольствие,Зейлар
Зейлар 15.02.2019 22:25 Заявить о нарушении
А вообще, конечно, Толстой - гигант всемирного масштаба! Всех тебе благ!!!
Анна Хорватова 18.02.2019 12:38 Заявить о нарушении
Зейлар 18.02.2019 19:55 Заявить о нарушении