Крылья вместо мастерка каменщика

Система современного обучения и в школе и в ВУЗах примитивна, ветхозаветна и не учит главному: Умению думать самостоятельно.

Например:

Спектр поглощения знаний у способных студентов против спектра испускания, излучения, у не очень «способных» к «поглощению», но «излучающих» студентов.

Студенты, хорошо усваивающие учебный материал, почему-то считаются и перспективными «генераторами» нового в будущем.
Практика веков показывает, что это совсем не так.
Из множества «талантливых школяров» вырастает множество весьма посредственных учёных – «ненастоящих» исследователей!
По-большинству – серенькие середнячки. «Научные чернорабочие» -- добросовестные, аккуратные и заурядные.

Г. Минковский об А. Эйнштейне.
«Эйнштейн? Это тот, кто вечно пропускал мои лекции?»
«Никогда бы не подумал, что из этого Эйнштейна выйдет что-нибудь толковое»
В 1908 году математик Герман Минковский, приняв за основу Частную Теорию Относительности Эйнштейна (1905 год),  разработал удобный математический аппарат для этой теории. Так называемый, Четырёхмерный Формализм Минковоского..

Допустим, мы нагреваем некий материал. Скажем пары некоего металла.
Вначале они будут только поглощать из пропускаемого сквозь них излучения, целые полосы и линии частот.
По мере разогрева, они начнут и излучать. Как это их излучение отразится на поглощении падающего на них извне излучения? 
Они будут меньше поглощать и больше излучать.

Не исключено, поэтому,  что именно эта творческая  (даже в потенции) активность мозга у  немногих студентов мешает их  усвоению материала.
Он слишком критичны, слишком «излучающие сами» И это нарушает их «поглощающую способность».

Вновь,  всё преподавание неверно. Принцип – дать информацию, а не научить ею пользоваться.
Стиль преподавания – строительство некого здания и заборов – запретов в сознании обучаемого..
Годы и десятилетия в сознании людей строят эти сооружения.
Но наступает минута, особенно ярко это проявляется в науке, когда обнаруживаются новые факты, новые явления, в корне противоречащие «незыблемым прежним теориям и законам»  И, после обычно многочисленных  ремонтов, подпорок и дополнительных колонн, здание старого с грохотом рушится, погребая под собой мысли «каменщиков». И таких «строительных свалок» в сознании почти любого человека много!! И, если хочешь приспособиться к новым фактам, к новой действительности, приходится эти свалки мышления сдвигать в сторону. Расчищая место для строительства нового здания, которое, рано или поздно, тоже рухнет.
Великий голландский учёный, Генрик Антон Лорентц, одним из первых признавший Теорию Относительности, и сам сделавший немало для неё, признавался, что с появление этой теории, он «перестал ощущать почву под ногами». Незыблемое здание Абсолюта рухнуло и он как бы повис в воздухе.

Порочность всей системы воспитания-образования очевидна!
Вновь:
Это некое строительство в нашем сознании. Догма к догме, кирпичик к кирпичику – строятся в нашей голове стены и заборы запретов и дверцы разрешений. Но когда новая действительность предстаёт перед нашим умственным взором, она, как землетрясение (мыслетрясение), рушит и храмы и ограды, и мы оказываемся «без кола и двора», среди груды развалин. На свалке! 

А надо из сознания делать крыло, применять «аэродинамическое обучение». Крыло, которое обтекается непрерывно набегающими струйками информации. Если владелец такого крыла умеет думать с детства, он так направляет крыло, что оно непрерывно испытывает подъёмную силу, то есть, способность к творчеству на основе прибывающей информации. Знание не заваливает сознание массой фактов и сведений, погребая под собой ростки творчества, как теперь, а всё время сообщает сознанию подъёмную силу творчества. Тогда  переход от одной, «устаревшей», теории не будет мыслетрясением, обрушивающим все мысленные постройки и превращающим их в нагромождения развалин и мусора, а лишь дополнительным подъёмом сознания в более высокие слои информационной атмосферы и открытием  новых горизонтов обзора.

«Всё это, конечно, звучит распрекрасно,  -- скажет внимательный и ироничный читатель. -- Да, вот, дорогой реформатор, об одном, самом главном, Вы умалчиваете:
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Как из свалки строительного мусора сделать мышление крылом птицы или самолёта? Чутким  к новым «струйкам» знаний» и всегда  умело использующим их для дальнейшего подъёма.
Вы сами-то знаете? Иначе все  Ваши «многомудрые» призывы-позывы вызовут только желание пойти в туалет!
Если знаете, скажите чётко и ясно:ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, как преобразовать всю систему не только образования, а шире, всего воспитания от детей до взрослого возраста?»

Отвечаю!
Упрёк справедливый и не очень. Ибо не дождались продолжения моих рассуждений.
Итак.
В системе воспитания-образования господствует неявно провозглашённый принцип многотысячелетней давности, идущий ещё от «обучения» в шалаше или пещере шамана:
Он  -  Учитель, Он – Шаман, Он -  всё знает и изрекает истины неопровержимые!
Истины в последней инстанции!
Так было, так есть, так будет!
На этом и базируется вся система передачи информации от поколения к поколению. Как у животных  Детишки-зверёныши смотрят на мать и отца, ведь  в них заложен инстинкт подражания: «Делай так же, как я!»  И они учатся,  они делают «так же как мать и отец»!
Вот от этого, никогда не провозглашённого, но вечного и доминирирующего принципа, следует отказаться.

Пример:
Допустим, речь идёт об истории.
В сегодняшней школе учитель объясняет причины, скажем Первой Мировой Войны.
И говорит, что, де, Германия имела одни интересы, Британия – другие, Франция – третьи, Россия – четвёртые. И все противоречили друг другу.
Объяснение верное, да ничего ученикам не говорящее в смысле развития ИХ мышления.
Что нужно сделать по новой системе – «Крыла»?
Дать факт: Разразилась Первая Мировая Война. Германия против стран Антанты.
А теперь, дорогие ученики или студенты,  попытайтесь САМИ дать объяснение этому событию. На основе анализа предыдущей политико-экономической ситуации.
Придумайте некое допущение,  которое объяснит всё!
Задача, таким образом сводится НЕ к запоминанию данного и разжёванного учителем объяснения, а к придумыванию самими учащимися своих гипотез и предположений. И совершенно неважно, будут ли эти гипотезы «верными» или абсурдными.
Ученики из такого урока извлекут, пусть подсознательно, мысль: Для любого явления природы или  жизни общества, можно придумать МНОГО разных допущений, ОДНО  из которых или НЕСКОЛЬКО окажутся наиболее удачными, то есть хорошо объясняющими, если не все, то наиболее значительные исторические или природные  явления, уже происшедшие!
То же в химии, физике, биологии, и даже в математике.
Придумывание «допущений» уже само по себе приучает школьников и студентов, и даже просто детей, понять механизм решения проблем – «придумать наиболее удачное» объяснение!  «Удачное» -- значит хорошо объясняющее то, что до него было неясно! Так в сознании людей появляется вместо кирпичного фундамента – гибкое крыло!
И это должно стать постоянным и непрерывным методом: Есть проблема, задача, загадка!
Попробуйте придумать ей объяснение!
Так в мозгу обучаемого никогда не будут возникать некие Абсолюты Непоколебимого Знания. Ведь они сами всё это пытаются ежедневно придумать. Есть законы Ньютона,
То есть придуманные Ньютоном гениальные догадки Как объяснить целый ряд явлений природы. Но не более! Новое знание может их изменить, указать на их ограниченность, недостаточность. Так что, придумаем новые законы, которые объяснят новое и непонятное лучше.
И никаких умственных катастроф, никаких мыслетрясений, никаких свалок «строительного» мусора.
Зато есть КРЫЛО!
Крыло это надо и можно поворачивать так, чтобы оно всегда поддерживалось набегающими струйками нового знания!!!
Как видим, ничего страшного и ничего странного в методе «окрыления» сознания нет!
Заменить труд землекопов-каменщиков, кладущих кирпичик за кирпичиком, трудом Дедала – приделать к сознанию учащихся крылья!

24 XI 2010


Рецензии