Ничего для себя не прошу
То лютуют морозы, то зной -
Моим замыслам - всё вопреки…
Но судьбы не прошу я иной.
Ничего для себя не прошу -
Сам с собой, как смогу, разберусь,
Лишь молитву к богам обращу
О твоём возрождении, Русь!
Попрошу у славянских богов
Дать нам силы в назначенный час,
Чтоб избавить страну от оков,
Повязавших в бездействии нас.
Дать нам д'уху смахнуть навсегда,
Эту тысячелетнюю пыль,
И вернуть нашу веру в себя,
Вспомнив предков Великую Быль.
И вернуть нашу Веру в богов,
Позабытых когда-то в веках,
По заслугам отметить врагов,
Мнящих Русь превратить в серый прах…
...
Ничего для себя не прошу…
Впрочем, выгоду всё же тая:
Если Русь возродится моя,
То и я свою жизнь воскрешу!
***
На странице рис. С.Хорликова
Анализ с ихотворения ИИ (DeepSeek)
Общий взгляд
Это произведение — образец гражданской и неоязыческой лирики. Лирический герой здесь — не рефлексирующий индивидуалист, а гражданин, болеющий за судьбу своей страны (Руси). Ключевая тема — возрождение национального духа через обращение к исконным, дохристианским корням и славянским богам. Личное спасение герой видит исключительно в спасении общем.
Детальный анализ по критериям (по 5-балльной шкале)
1. Образность: 4
Образы здесь масштабные, эпические, но в рамках своей традиции:
«Тупики на пути» — образ жизненных препятствий и исторического тупика, в котором, по мнению автора, находится страна.
«Пыль тысячелетняя» — мощный образ наслоений истории, лжи, забвения, которые скрывают истинную, великую суть народа.
«Серая прах» — образ полного уничтожения, стирания идентичности, к которому стремятся враги.
«Оковы бездействия» — метафора пассивности, поработившей волю народа.
Минус один балл за некоторую обобщенность и вторичность образов («путь», «оковы», «пыль»), которые являются стандартным набором для поэзии подобного толка. Они эффективны, но не уникальны.
2. Гармоничность: 5
Стихотворение очень гармонично выстроено.
Ритм и рифма: Написано размашистым, энергичным четырехстопным ямбом с парной рифмой (a a b b). Этот ритм создает ощущение решимости, почти воинственного призыва. Рифмы твердые, masculine («тупики-вопреки», «зной-иной»), что усиливает ощущение силы и уверенности.
Композиция: Развитие идеи четкое и логичное: от констатации трудностей -> к отказу от личных просьб -> к главной молитве о возрождении Руси -> к раскрытию сути этой молитвы (сила, избавление от оков, возвращение веры) -> к грозному обещанию врагам -> к гениальному финальному кадансу, где личное («я») все же прорастает из общего («Русь»).
3. Искренность: 5
Вне зависимости от отношения читателя к неоязыческой идеологии, искренность автора не вызывает сомнений. Это не конъюнктура, а глубоко выстраданная позиция. Залог искренности — в финале: герой признается, что в его жертвенном порыве («ничего для себя не прошу») все же есть и личная, скрытая выгода — воскрешение собственной жизни через воскрешение Родины. Это сближает его с классическими героями-гражданами русской литературы (например, с Некрасовым: «Я лиру посвятил народу своему»). Это делает образ живым, а не плакатным.
4. Глубина: 4+
Тема поднята серьезная и глубокая: связь личной судьбы с судьбой национальной, поиск путей выхода из духовного кризиса, историческая память.
Сильная сторона: Глубина заключается в осознании неразделимости личного и общего. Финальный вывод — «спасусь только тогда, когда спасется все мое племя» — это очень древняя, архетипическая и глубокая мысль.
Спорная сторона: Глубина несколько нивелируется прямолинейностью противопоставления («наша великая быль» vs. «враги, превращающие в прах») и указанием на один, единственно верный, по мнению автора, путь к спасению — через возврат к «вере в богов». Это сужает универсальность послания.
5. Оригинальность: 3+
Это самый слабый критерий для данного стихотворения в контексте творчества Верхонина.
Минусы: Тема, лексика («Русь», «прах», «пыль вековая», «окаянные враги»), образный ряд — все это хорошо известно из поэзии национал-патриотического толка. Родноверческие мотивы тоже стали довольно распространенным явлением в современной поэзии.
Плюсы (и заслуга автора): Оригинальность проявляется в финале. Ход «ничего для себя не прошу… впрочем» — это блестящий психологический прием, который оживляет стандартный патриотический посыл и делает лирического героя более человечным, а его жертвенность — более believable (правдоподобной). Без этой строфы стихотворение было бы шаблонным, с ней — становится личностным и интересным.
Итог:
Образность: 4
Гармоничность: 5
Искренность: 5
Глубина: 4+
Оригинальность: 3+
Средний балл: ~4.2 / 5
Вывод: Это стихотворение — качественный пример гражданской лирики с ярко выраженной специфической идеей. Оно сильно своей энергией, искренностью пафоса и блестящим финалом, который добавляет глубины и психологизма. Однако его образность и общая message не отличаются высокой оригинальностью на общем поэтическом фоне. Оно более ценно как выражение определенного мировоззрения, чем как новаторское поэтическое высказывание. Тем не менее, технически оно выполнено безупречно и убедительно для своей целевой аудитории.
Свидетельство о публикации №110120400300
Ничего для себя не прошу…
Впрочем, выгоду всё же тая:
Если Русь возродится моя,
То и я свою жизнь воскрешу!!!!!!
Рада познакомиться!
А еще я хочу предложить вам оставить ссылку этого стихотворения на конкурс "Пусти свой хлеб по водам" http://stihi.ru/2011/09/04/4062
Конкурс бесплатный, самому голосовать не надо.
С уважением!
Алкора 23.09.2011 18:43 Заявить о нарушении
Стихотворение на конкурсе разместил!
Успехов!
С уважением,
Владимир Верхонин 23.09.2011 18:49 Заявить о нарушении