Дорогая Наталья Сергеевна

   Сколько лет я не была здесь? Двадцать? На родительское принято на кладбище. Конфеты, цветы, тишина... С фотографий смотрят знакомые лица, иногда улыбающиеся, иногда суровые. Смотрят абсолютно живыми глазами. Дорогие мои односельчане! Вы уже обрели свой покой! Возле каждого остановлюсь, вспомню хорошее... Грусть светлая. А у одной могилы разрыдалась вдруг: это моя учительница, Наталья Сергеевна. В её глазах я прочла укор. Так жутко стало! Она ведь такая добрая была! За что так со мной?

   Вышла за калитку, выдохнула. Брат спрашивает:
- Ты, что, ревела что-ли?
- Да, немного. Там Наталья Сергеевна такая... страшная!
- Да, тяжело ей было! Одна... Хожалка от собеса приходила два раза в неделю и всё.

   Сердце сжалось: бедная наша Наталья Сергеевна! Совсем мы Вас забыли! Разъехались Ваши ученики кто куда!

- Как она умерла?
- В ванне нашли. Сама себе живот вспорола ножом и...
- Сама?
- Да, у неё уже маразм был.

   Совесть взяла за горло, даже глотать больно! А ведь в детстве она мне жизнь спасла! Тогда было мне девять лет. В школу во вторую смену ходили. Возвращались зимой затемно. Идём с подружкой, смеёмся, болтаем, портфелями машем! А тут дяденька подходит и строго так говорит:
- А кто это так ведёт себя некрасиво? Вы почему на всю улицу кричите? А ну-ка, идёмте, я вас в школу ,к директору отведу!

 Подружка вырвалась и за калитку: мы как раз до её дома дошли, а мне далеко ещё! Дяденька меня крепко держит, теперь уже двумя руками, не убежишь! Тащит в сторону школы. Там по дороге новостройка, забором огороженная.
- Ты же хорошая девочка? Послушная? Ты же не хочешь неприятностей? Представь как родители расстроятся!

   Мне не страшно. Думаю: больной какой-то дяденька, лечиться ему надо! А тут навстречу нам Наталья Сергеевна, увидела нас, как закричит:

- Саблин?!

   А потом как схватит меня за руку и бежать со всех ног! Привела меня в универмаг, где моя мама тогда работала.

- Слава богу, что я сегодня через стройку пошла! Решила "угол срезать"!

   Вот так она оказалась моим ангелом-хранителем! Наталья Сергеевна преподавала русский язык и литературу. Она уже была пенсионерка, но работала, и даже классное руководство в нашем 4 "а" взяла. Своих детей бог не дал, а потому всю свою любовь и материнскую нежность отдавала она нам, своим ученикам. А мы тоже полюбили её! Когда год спустя она уходила из школы "насовсем", мы плакали все, даже мальчишки! Потому что не было в школе такого учителя, как наша Наталья Сергеевна. Никто не посвящал себя ученикам целиком, без остатка, как это делала она!

   На её уроках тишина взрывалась неудержимым хохотом! Весь материал преподносился в игровой форме. Мы играли и учились, весело и непринуждённо!

- А, мои любимые пришли! - встречала она нас на своём уроке.
- А кто самый любимый? - смеялись мы.
- Кто? Конечно, вот Серёжка мой самый любимый! - Она обнимала самого хулиганистого мальчишку нашего класса, целовала его в щёку, оставляя жирный след помады морковного цвета. Серёжка заливался краской до волос и потом очень тихо сидел на уроке.

- Сегодня у нас тема такая... - она оглядывала нас поверх очков - А ну её! Давайте сделаем так: сначала вы мне расскажете что-нибудь интересное, а потом я вам такое расскажу! Вы ахнете! Останется пятнадцать минут, мы быстренько пройдём тему: в школу всё-таки пришли, не на посиделки!

   Мы без страха оголяли перед ней свои детские души! Рассказывали всё, что нас тогда волновало. А она внимательно слушала, заодно поправляя ошибки речи. И всегда приговаривала:

- Вот я знала, знала! Ну у кого ещё такие замечательные ученики! Только у меня! В нашей прекрасной школе! В нашей удивительной стране! Смотрю, любуюсь вами и так мне хорошо! Спасибо вам, родные мои .за то счастье, что дарите мне ежедневно! И родителям вашим скажите, что у них самые лучшие в мире дети!

 Мы просто не могли огорчить её! Старались, учили всё до последней точки! И делали это радостно и легко! И в школу шли с удовольствием!

   Наталья Сергеевна никогда не отчитывала за невыученный урок, не ставила двоек.
- Что, Маратик, нету у тебя домашней работы? Ну, что я скажу тебе, Марат? Был у меня ученик один, ну плохо учился, ничего не скажешь! А как вырос, знаешь, кем стал? Трактористом! Да трактор у него знаешь какой? К-700! Вот иду, вижу как мой ученик такую махину ведёт, гордость меня переполняет! Вот какого человека я воспитала! Человека с большой буквы!

   Ах, милая наша Наталья Сергеевна!
- Дети, вы любите получать подарки?
- Конечно! Конечно любим!
- А дарить подарки любите?
- Не знай! У нас денег нету! А кому дарить? А чего дарить?
- Дорогие мои! Никаких денег не надо! Можно ведь что-то сделать своими руками и подарить! Поверьте мне - это очень приятно! Дарить гораздо приятнее, чем получать! Спорим? Вот завтра приносите свои поделки, только обязательно вложите в них тепло своей души! Непременно!

   Конечно, мы старались! Кто-то рисовал, кто-то испёк домашнее печенье, кто-то сшил мягкую игрушку. Всё это мы повесили на длинную верёвку, натянутую через весь класс, а потом с завязанными глазами срезали каждый свой сюрприз. Это было здорово!

   Она носилась с нами повсюду, несмотря на лишний вес и больные ноги. То в лес, то на речку, на ток или в пекарню. И даже в соседние посёлки, с ночёвкой в спортзалах местных школ! Она водила нас в редакцию, чтобы мы знали как делается газета, в столовую, чтобы мы видели, как можно накормить тысячу человек. Мы поднимались на гору, чтобы увидеть бескрайние пшеничные поля. Ездили на водохранилище, чтобы увидеть рукотворное море. И на могилу космонавта Комарова и на гидроэлекстростанцию. Мы качались на пароме и тряслиь в автобусе, чтобы посетить музей. А ещё мы жили в летнем лагере, купались до посинения, кормили комаров и рассказывали страшилки по ночам!

  Она устраивала нам в школе ежедневные танцы и чаепития, конкурсы и викторины. И, кажется, большая часть её учительской зарплаты уходила на наши классные мероприятия. Мы волновались за неё, а она показывала нам пачку денег и говорила:
- Спокойно! Я всё-таки заслуженный учитель России! У меня зарплата как у космонавта!

   Не знаю, есть ли в нынешних школах такие учителя, парящие над суетой! Сегодня педагоги не смеют отступить от методических формуляров. Всё в общем-то делают правильно, но не тратятся душой и сердцем так, как наша незабвенная Наталья Сергеевна.

- Сейчас мы с вами будем писать стихи!
- Мы же не поэты! Мы не умеем, не сможем!
- Подождите! Сначала посмотрите в окно. Что вы видите?
  Мы видели бездонное небо, сельские домишки, золотое поле, речку, отражающую синеву, белых-белых гусей...
- Смотрите, что бог создал! Какую красоту! Неужели ваши души молчат? Скорее пишите, что вы чувствуете!
   И, как ни странно, мы все написали стихи. Может глупые и нелепые, но искренние и светлые! Она читала наши вирши уважительно, как поэзию Блока или Рождественского. И мы уже были не просто девчонки и мальчишки, мы были божьи дети. За спиной что-то трепетало и тянуло ввысь. Крылья?

   Дорогая Наталья Сергеевна! Спасибо Вам за крылья!


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.