Ислам в краю Нижегородском

ВСТУПЛЕНИЕ
Аллах послал Пророка к людям,
Но не о том писать я буду.

Я тот период рассмотрю,
На времена я посмотрю.

Как в край Нижегородский — к нам,
Пришел пречистый наш Ислам.

Как вера развивалась тут,
Как  времена вперед идут.

Какие взлеты и падения,
Событий всех хитросплетения.

В дастане1 всё я расскажу,
Сюжеты жизни покажу.

Ислам принес с собою свет,
И это так — сомнений нет.

Мне слова дар Аллахом дан -
Так начинаю свой дастан.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Десятый век наступил,
Был он таким, каким был.

Двадцать лет и два года в том веке прошло,
Время в Поволжье Ислам принесло.

Принял Аль-Муш2 своей верой Ислам,
Стал он булгар обращать в мусульман.

О роли хазар Гумилев говорил,
Об умме исламской их он говорил.

Это вес верно — община была,
Но Булгария после Ислам приняла.

Постепенно булгары приходят в Ислам,
И другие народы приходят в Ислам.

Узнавали соседи о вере булгар,
О новом об образе жизни булгар.

Обладала Булгария силой тогда,
Её мощная власть была как никогда.

До Суры и Оки их границы лежат,
И булгар на коне, власть руками держа.

Стали соседи в Ислам приходить,
С булгарами светлую веру делить.

Племя буртасов к Исламу пришло,
Искренность веры в сердцах принесло.

Проживали у Волги буртасы тогда.
Мусульманским их племя стало когда.

О буртасах доподлинных сведений нет.
И трудно пролить на историю свет.

«Худуд аль-алям» о царе говорит.
Что во главе у буртасов стоит.

Возможно иранские корни у них -
От арабов бежали пра-прадеды их.

Не известно доподлинно — только слова.
О буртасах и предках их только слова.

Следующий век сообщение несет,
О граде Буртас людям знание несет.

Сведений больше до нас не дошло,
Всё время нещадно во тьму унесло.

Знаем мы дальше лишь только одно -
То есть лишь то, что Аллахом дано.

Хазария рухнула — царства уж нет -
Огромный удар причинил им Олег.

Буртасское княжество всё же жило -
В составе Булгарского ханства оно.

В это время буртасы в Ислам перешли,
Окончательно к вере в Аллаха пришли.

Пургаз во главе у буртасов стоял.
И булгарам союзником он выступал.

Против Юрия-князя вступили в союз,
С Булгаром в военный вступили союз.

Под властью пугразовой волость была,
В союзе с булгарами волость была.

Нижегородчины нынешней юг где лежит,
Там в то время пургазова волость стоит.

В 13-м веке хан Батый пришел,
Разрушения и беды с собою привел.

Земли буртасов Батый разгромил,
Жилища их, родину он разорил.

После бедствий на север буртасы ушли,
И соседи буртасов за ними пошли.

Буртасы в составе монгольской страны,
Теперь под защитой они — не одни.

Влияние буртасы имели своё,
Лелеяли веру, хранили её.

Соседи их видели чистый Ислам,
В сердце они запускали иман.

Могли и кипчаки там также влиять,
И могущество Дешт-и-Кипчак разливать.

Нижний Новгород ныне на землях лежит,
И в себе он следы тех историй хранит.

Разные люди на землях живут,
Традиции, веру с собою несут.

Серьезную силу Ислам возымел.
Молитву Аллаху булгарин воздел.

Ислам с христианством граничили здесь,
Селятся люди различные здесь.

Ханы войска из Орды привели,
Разруху большую с собой принесли.

Монгольское войско нарушит покой,
И много смертей принесет за собой.

Не смотря на разруху и горе людей,
Не теряла Булгария силы своей.

Шел булгарин, Ислам за собою неся,
И о вере его узнавала земля.

Кто-то новый свидетельство веры давал.
И Ислам ещё больше себя укреплял.

На землях на этих булгарин царил,
Финно-угр и славянин подвластен им был.

Нам старинные книги о том говорят,
Не признать мы не можем сложившийся факт.

Укрепляется с Русью Булгарии связь,
С Х века та связь началась.

О мире скрепили они договор,
Друг с другом вступили они в договор.

Осваивал земли булгарин свои,
По краю булгарской великой земли.

И Русь «окняжение» проводит земель.
Состоят в отношениях два царства теперь.

Источники старые нам говорят,
О том, что здесь было столетия назад.

Освоили местность Низовской3 земли,
Булгары давно, и  здесь жили они.

Раньше славян знали место они,
Где простор теперь ширится нашей земли.

Нижегородская ныне где наша земля,
Булгар территория это была.

В трудах краеведов приводится мысль,
И скорее всего это верно и  быль.

Что на месте Сундовита, Лысков стоит -
Где был город булгарский теперь он стоит.

Булгарский торговый там город стоял,
Купец там товары свои продавал.

Сейчас Балахна на том месте стоит -
Нижегородчины град на том месте стоит.
***

Как же возник Нижний Новгород наш?
На вопрос этот точно ответа не дашь.

Несколько мнений в источниках есть,
Разные мнения и присказки есть.

Чаще всего так о том говорят,
Город основан столетия назад.

На чистом на полюшке после того,
Как земля отошла от булгар до того.

Вторая же версия тоже живет,
И знания такие с собою несет.

Татищев в трудах своих так описал -
На месте, где Нижний,  там город стоял.

Город торговый булгарский там был.
Потом разорен в войне с русскими был.

Потом договором он к ним4 перешел,
Там Юрий для города место нашел.

Границы лежали булгарские тут -
До нынешних Нижнего граней дойдут.

Милотворский писал, что вся наша земля,
В составе Булгарского царства была.

Летопись древняя нас просветит,
О походе военном нам так говорит.

Когда семьдесят лет и два года прошло.
От того, как у века начало пришло.

Тогда, как двенадцатый век наступил,
К походам своим русский князь приступил.

Владимирский, Муромский, князь из Рязани
Дружинам в поход выступать приказали.

Ушли не далеко они от Оки,
И вторглись в пределы Булгарской земли.

Город один захватили они,
Взяли шесть сел от булгарской земли.

Воевать — они с целью конкретною шли,
В пределы великой булгарской земли.

Речные пути чтоб себе подчинить,
Торговать чтоб, рекою товары возить.

Речные пути подчиненны кому,
И сила во власти дается тому.

Всеволод с сыном отправились в бой,
За успехом пошли, за добычей большой.

Так «с полки и воеводы на безбожные булгары»5,
Там чинили разорения, боль чинили и пожары.

Беду булгары потерпели,позже мира запросили.
Юрий, после этой сечи, себе землю закрепил он.

Себе вернуть хотели землю, пораженные булгары.
Десять лет сопротивлялись поражению булгары.

Князь Владимирский те земли, окончательно освоил,
И на них, приобретенных, новый город свой построил.

Но, а то, что было раньше на земле на той — не ясно.
Что-то донесли легенды — сохранились не напрасно.

Шехр — Ибрагим6 булгарский возлежал на этих землях.
Потом в небытие он канул — ко всему нещадно время.

Ибрагим7, возможно, город основал булгарский этот,
Не дает нам точных знаний мать-история об этом.

Нам легенда повествует — Ибрагим узнав о князе,
Что с дружиной наступает, укрепил свой город сразу.

Укрепление-вал построив, Ибрагим позвал на помощь,
Только без ответа просьба — не последовала помощь.

Тогда первым он ударил, только мало за ним силы,
И Владимирского князя там дружина победила.

Занят город Ибрагима, и войска булгар выводит,
Только власть и мощь Булгара с тех земель-то не уходит.

Только лишь в году 20-м, во 13-м во веке,
Уступил булгар славянам земли славные на веки.

Местом, где Ока и Волга во слияние вступают,
Князья Владимирские эти с триумфом гордо обладают.

В 1221-м во владения князь приходит,
И на Дятловы на горы гордо Юрий-князь восходит.

Заложил великий город — Новград Нижний город назван,
И теперь великий город над рекой стоит прекрасной.
***

В междуречье Орда Золотая пришла,
И сначала угрозы с собой не несла.

Меж Сурой и Окой находились они,
И пытались там пользу извлечь от земли.

В Наровчате — там ханская ставка была,
И так же угрозы с собой не несла.

В Низовские земли ордынцы пришли,
И исламские веяния так же несли.

Разливался Ислам в нашем светлом краю -
Тюрки несли сюда веру свою.
***

Темник Ногай в ссоре с ханом Тохта,
Часть ордынцев с Бахметом в мещеру ушла.

Юрт Мещерский потом основали они,
И оттуда влияние вершили они.

А потом князь Бахмет Сараклыч основал,
Мусульманин в том граде людьми управлял.

Начали властью они обладать,
И на земли Низовские стали влиять.

Сюда так же люди-булгары пришли
После разгрома булгарской земли.

Основали селение Урга они,
В пределах великой Низовской земли.

Мурзицы, также стояло село -
Крепости воинской знамя несло.

Секиз-бей был начальником крепости той,
Выводил он ордынских уланов на бой.

В Мурзицах разный народ проживал:
Разную веру, традиции знал.

Там и русские жили, жила и мордва -
История эта и ныне жива.

Район Курмыша заселен тоже был,
Разный народ в этой местности жил.

Донесло до нас время их вещи и быт -
Много предметов земля их хранит.

Ордынцы там жили, булгарский народ.
О них точные сведения время несет.

Улуг-Мухаммед возможно там ставку держал,
Точно известно, что он там бывал.

В Курмыше он и пленного князя держал,
Что в Суздальской битве ему проиграл.

Князя с условием хан отпустил,
Чтобы дань регулярную тот им платил.

Сыновьям его — ханским, вся дань эта шла -
В Казань и Касимов была отдана.

Мстя Василию-князю, хан в Нижний пришел,
Не готовою к бою дружину нашел.

Приступом взят Нижний Новгород был,
Василию хан так урон причинил.

На княжение Даниилу хан выдал ярлык,
Чтобы городом правил тот, - выдал ярлык.

Два года прошло, и хан снова пришел -
Город опять поражение нашел.

«Как дома» засел в Старом хан городке,
Власть он вершил сидя в том городке.

Он набеги оттуда на Русь совершал -
В те набеги своих сыновей посылал.

Из Мурома хан возвращался назад,
Из похода большого вернулся назад.

Укрепился он здесь — на Низовской земле,
Сделать Нижний хотел он столицей своей.

Историки так теперь нам говорят,
О том, что здесь было столетия назад.

«До Казани» совсем будто хан не ходил,
А в Низовском краю постоянно он жил.

В Казани же ханство Махмуд основал,
Там сын его правил, там ханом он стал.
***

В эпоху Орды Нижний крепко стоит -
От других государством отдельным стоит.

Городец возвышался торговлей своей.
Там были товары с восточных путей.

До сих пор все следы там ведут на восток,
Там находят монеты, осколки от пломб.

Через Нижний в Орду шли посольства всегда -
Везли подношения и дани туда.

Летопись пишет о князе тогда,
Что можно в Орде его видеть всегда.

Дружбой с Ордою князь так дорожил,
Что убытки Булгарии все возместил,

От ушкуйников та пострадала когда,
Отношения хоть к ним князь не имел никогда.

Вместе с Ордою он в радости был,
Вместе с Ордою печальным ходил.

Дорожил политической дружбою князь -
Ханам Орды помогал он не раз.

Нижний во время Андрея расцвел,
В мощи своей до вершины дошел.

Без внимания дружба его не была,
Многим Андрею Орда помогла.

Пышным двором себя князь окружил,
С блеском и шиком правителя жил.

Михаила Архангела храм он воздвиг -
Там где был деревянный — из камня стоит.

Без посредников Нижний общался с Ордой -
Был он княжеством сильным той дальней порой.

Здесь посольство ордынское было своё,
Отношения вести чтобы с ханом её.

Нижний с Ордою в контакты вступал,
Но конфликтным контакт тот ни разу не стал.

Отношений, раскопки находят следы -
Мусульманский калам8 и кольцо тетивы.

Осколки фарфора ордынских посуд,
И монеты нам сведений много несут.
***

Так же было саконское княжество здесь,
Не изучен вопрос его прошлого весь.

Это владение татарских князей
На западе было Низовских земель.

О Саконах впервые Хаванский сказал,
Что ногайских послов там маршрут пролегал.

Летопись нам говорит о годах,
На Казань когда войны обрушил Аллах.

Грозный Иван с разрушением шел,
И Сакон городищем лишь только нашел.

Может Сакон и разрушенным пал,
А может народ сам из града бежал.

Известны владения татарских князей,
Что лежали тогда на Низовской земле.

Разное время датирует их,
Разные знания имеем о них.
***

Пала Казань, властью так решено,
Им лояльных не трогать людей все равно.

Появляются села служилых татар,
Им поддержку решил оказать грозный царь.

В арзамасских местах они жили когда,
Охраняли границы державы тогда.

Звания высокие царь им давал,
Чтоб татарин державу его охранял.

Оборону России держали они,
Оборону великой, могучей страны.

Они веру свою и культуру несли
В места, где свой быт и хозяйство вели.

Пока нет там мечетей, но вера крепка,
Выходят в дозор — служба их не легка.

Трепетно дома хранили Коран,
Ведь он в руководство Всевышним им дан.



ГЛАВА 2.

Силу свою набирает Ислам,
Помогает Бог службе, словам и делам.

На службу всё больше приходит татар,
Здесь строят жилища всё больше татар.

Степи Присурья они стерегут -
 На случай, кочевники если придут.

Баиш Разгильдеев начальником был,
Отряды татар на бои выводил.

В арзамасских местах он нагайцев сразил,
В Алатырских местах их набег отразил.

У Пьяны разбит им нагайский отряд,
Семь тысяч плененных вернул он назад.

Он за подвиг пожалован грамотой был,
И батюшка-царь этот факт подтвердил.

***
Татары служилые чтили Коран,
Верою их был пречистый Ислам.

Клятвы по вере давали они -
Источники это до нас донесли.

Говорят зарубежные сведения нам,
Черемисы с мордвой тоже чтили Ислам.

Мусульманских имен было много у них,
История так говорит нам о них.

Семнадцатым веком указано было,
Близ Рыбушкино старое кладбище было.

Мусульмане своих хоронили на нем
В прошлом далеком — в столетии другом.

Не служилые, что там давно проживали -
Тоже верой своею Ислам признавали.

Кладбище это свидетельство нам,
О том, что давно здесь бытует Ислам.
***

В краю мусульман население росло,
Верило в Бога, культуру несло.

По законам своим правоверные жили,
Делом и сердцем Аллаху служили.

По закону Коран им предписывал жить:
Детям имя давать, хоронить и женить.

Возникали вопросы ещё и другие,
Нужно, чтоб по закону ответ говорили.

Как наследство делить, покупать и платить,
Всевышнего славить, молитвы творить.

Что халалом9 считать, что харамом10 — отречь,
Как себя повести, как держать свою речь.

Много было вопросов, и как их решить? -
Люди сведущи в этом должны были быть.

Но званий законных им власть не даёт -
Мусульманство негласный характер несет.

Чтобы звания им дать — надо их обучить,
Надо школы им строить и деньги платить.

Для того, чтобы всё это в жизнь воплотить,
Надо статус законный Исламу вручить.

Необходимости в том у властей пока нет.
И сами нашли мусульмане ответ.

Были те среди них,  кто познанием владел,
Знал обряды Ислама, и все разумел.

Коран прочитать, а потом объяснить
Они людям могли, чтоб вопросы решить.

Знали они шариатский закон,
Был им понятен исламский канон.

Говорят - «Если знаешь закон — соблюдай,
И только потом уж других поучай.»

Люди праведны эти — законы блюдут.
Совершая молитву поклоны кладут.

Их в селе уважают, и верят им все,
В почете у старых и малых они.

Абызами звали этих людей,
Просили обряды справлять тех людей.

В общинах имамами стали они,
В селах Ислам развивали они.

Встановился под знамя Пророка народ,
Всевышнего чтил и законы народ.
***

Отдельная веха в истории есть -
Эпохой абызов представлена здесь.

Избраны в лидеры были они,
Уммы в Ислам за собою вели.

Тогда статус законный Ислам не имел,
Сложный достался абызам удел.

Злыми волнами крещение прошло,
С собой принуждение, насилие несло.

Но абызы стояли, хранили Ислам,
Назло всех препятствий холодным ветрам.

Устанавливать стали они махалли.
Мечети открыли — в них люди пошли.

Медресе и мектебы тогда создались -
Многие люди в них знания нашли.

Становление трудным бывает всегда,
И в памяти нашей они навсегда.

Им власть не давала поддержки тогда,
Еще властью не признан Ислам был тогда.

Создавали всё сами и жили в трудах,
Помогал на пути им Великий Аллах.

Бытует Ислам в нашем крае давно,
Развиваться и жить ему здесь суждено.

Становление приходов медленно шло,
Сохранило их время, до нас донесло.

Многие села и ныне живут,
Законы Ислама в них так же блюдут.

Помнят абызов и память их чтут,
В вере Аллаха потомки растут.

В семнадцатом веке абызы пришли,
На арену событий великой страны.

Служением своим закрепили они
Традиции веры в людские умы.

Цель велика и идут они к ней,
Неустанны они в воплощение идей.

Надежду в сердца поселили они,
Что достойными верящих сделает дин11.

Чтобы в жизнях обоих достойными быть -
Надо верой и правдой Аллаху служить.

Часть абызов освоили русский язык,
Той страны, где творили Великий язык.

Им с властями в контакт приходилось вступать,
И язык для общения должны были знать.

Люди сами абызов себе избирали,
Тех, кто грамотен был, кому верили, знали.

Потом большинство их имамами стали -
Власти «указ» им когда выдавали.

А пока для людей и для Бога они,
Проводили в работе тяжелые дни.

Так имамов роды основали они,
Что служили на нашей преславной земле.

Часто подпись поставить их люди просили.
Потому, что безграмотны, «тёмные» были.

Шеджере для людей составляли они,
Знатоками в селениях считались они.

Перепись делали власти когда -
Помогали абызы в том деле тогда.

В ответе за правильность данных они.
Властям представляемых всеми людьми.

На «сказках ревизских» их подпись стоит,
Документы те время до ныне хранит.

Грамотой ладно владели они,
Читать и писать обучали они.

Элитою в обществе были они,
И традиции веры хранили они.

Авторитетом большим обладали они,
Хоть и негласно общины вели.

Необходимость такая бывала когда,
Даже власти к абызам взывали тогда.

Свои права защищать призывали они,
Всех мусульман нашей славной страны.

В России Ислам сохранили они,
Правды во многом добились они.

Возродить снова Булгар хотели они,
Как центр мусульманский великой страны.

Состояли в накшбандии12 много абызов,
Суфийские знания им были открыты.

Про абызов Дамаскин такое писал,
Их «духовные люди»епископ назвал.

Что толкуют Коран для народа они,
В отведенные строго для этого дни.

Но при этом богатством они не владеют,
То же, что и простые татары имеют.

Грозный царь ещё предкам их земли раздал,
Чтоб татарин там жил и посевы сажал.
***

Так и жили абызы в эпоху свою,
Поднимали Ислам и общину свою.

На Восток за познанием они не ходили,
Их свои мударрисы13  познаниям учили.

Началось становление мечетей и школ.
Так подъем мусульманства в России пошел.

И власть им навстречу всё более шла,
На признание Ислама в России пошла.

Огромные вклады абызы внесли,
Много пользы Исламу они принесли.

Все мы помним их дело,  помним их труд,
Укажу имена я известнейших тут.
***

Трудился Ишей Бекбулатов — абыз,
Далеко времена его уж унеслись.

В Сафаджае в семнадцатом веке он жил,
Верно Аллаху и людям служил.

В Пара -  Тимаев Мамай проживал -
За дело Ислама он там выступал.

Тоже в семнадцатом веке он жил,
Свою лепту он в дело Ислама вложил.

Янбахтин Резап в Мочалее служил,
В семнадцатом веке служил он и жил.

Аллаху служил, развивая Ислам,
Его имя известно потомкам и нам.

В Чембилее в эпоху ту был человек,
Посветил он религии жизненный век.

Казенеев Агильдя — так звали его,
Служителя Бога, абыза того.

Сайфетдинов Бекина — абызом он был,
В Овечьем овраге он жил и творил.

Имамов династию он заложил -
Основателем рода Беккининых14 был.

Исангелдей Ибралеев — в Рыбушкино жил.
В восемнадцатом веке абызом служил.

Дело Ислама абыз продвигал,
Надежду он в душах селян зажигал.

Теркеев — в Рыбушкино тоже служил.
В восемнадцатом веке абызом он был.

Не легко было дело, но всё же стояли,
В великой России Ислам укрепляли.

Коншаев Заулок — селение было,
В большинстве мусульмане в селении том жили.

За Ислам там Абулов Сейман выступал.
И Священный Коран людям он толковал.

Калекай Байбородин когда-то здесь жил,
Абызом  в Рыбушкино тоже служил.

Восемнадцатый век к половине пришел,
Столь многих абыз тогда к знанию привел.

В Заулке Коншаевом жил Рахманкул,
Великое дело к вершине тянул.

В восемнадцатом веке абызом служил,
Искренне верен Аллаху он был.

Байбулатов в Ключищах на службе стоял,
Коран он читал и обряды справлял.

Все уважали селяне его,
Помогали во всех начинаниях его.

В Чембилее Якупов служил Ишмамед,
Отдал Аллаху он множество лет.

Их много, а общее дело одно,
Требует силы и знаний оно.

Резапов Аит — тоже Богу служил -
Абызом в селе Красный Остров он был.

Веру он чтил, развивая Ислам,
Он «указ» получил и имамом он стал

В татарской Медяне Исламов служил,
Долгое время абызом там был.

В гору тяжелое дело пошло,
Хоть и множество сил за собой унесло.

Их подвиг великий, святые дела,
История — мать и до нас донесла.

В Нижегородском краю поднимали Ислам,
Надежду давая просящим сердцам.

Вера огнем загоралась в глазах,
И во всем помогал им  Великий Аллах.

Если б абызы людей не вели,
Кто знает к чему б мусульмане пришли.

Так бы остался не признан Ислам,
По российским великим обширным краям.

Что было бы дальше — не знает ни кто,
И лучшей надежды не знает ни кто.

Но добились «указов» они для себя,
Чтобы вера воспряла твоя и моя.

Предстоит пережить ещё много невзгод,
Пока спокойно в мечеть мусульманин пойдет.

Но на тот на момент дело в гору пошло,
И плоды долгожданные им принесло.

«Указными» имамами стали они,
Открывать стали в селах мечети они.

Стали шакирды15 Ислам изучать,
Мударрисы же знания людям давать.

Об этом в другой я главе расскажу,
Что и как было, я всё покажу.

С тем продолжаю поэму-дастан,
До конца чтобы было известно всё вам.



ЧАСТЬ 3

Движение абызов плоды принесло,
И вот постепенно на убыль пошло.

В Нижегородских приходах имамы стоят,
Указные хазраты16молитву вершат.

В ишанизм переходит абызов пора,
Ишанами их называет молва.

Так почтенно людей тех народ называл,
Их почтенными пирами каждый считал.

В Туркестан за силсилой17  ходили они,
Получали там знания от шейхов они.

Собрание духовное18 как создалось,
Выступали они как духовная власть.

Аль-Оруви власть большую имел
На Мишарский и Волжский великий удел.

Авторитет их огромен, у власти они,
Над мусульманами этой великой земли.

Ишаны хранили пречистый Ислам,
И люди внимали их верным словам.

Ишанов сейчас не осталось почти,
В историю люди святые ушли.

Об известнейших шейхах расскажет дастан,
Их пресветлые судьбы покажет дастан.
***

Куй Суы — это родина шейха была,
Земля эта миру ишана дала.

Абдулжалил19 — он хазратом потомственным был,
Как и предки его, он Аллаху служил.

Права исламского был знатоком,
С законами, этикой был он знаком.

В селе уважали хазрата всегда,
Плохого не скажут о нем никогда.

Ситдик бин-Якуб написал так о нем,
Рассказал в «Сафаджайских тетрадях» о нем:

«В Ургу направился как-то хазрат.
В путь провожатого выбрал хазрат.

Салиха-хазрата отец с ним пошел,
Провожатым в дорогу с ишаном пошел.

Вопрос по дороге хазрат задавал,
Семён — провожатого имя, узнал.

Остановить лошадей тут ишан повелел,
Встать среди чащи лесной повелел.

По обычаю он Сулейманом нарек,
Провожатого он Сулейманом нарек.

Он на средства свои перестроил мечеть,
В родном Куй Суы перестроил  мечеть.

По отцовским стопам его дети пошли -
В медресе мусульманских учебу прошли.

Как и предки — хазратами стали они,
Преданны были Аллаху они.

И внуки хазрата имамами были,
Также преданно Богу и людям служили.

Многого в жизни добился ишан,
Знаний огромных добился ишан.

Богу на благо людей он служил.
Мусульманином ревностным, преданным  был.

***
Зур Рбишча — это родина шейха была.
Земля эта миру ишана дала.

Сыном крестьянина был Мухетдин20,
В крестьянской семье рос-взрослел Мухетдин.

С детства он к знаниям тягу имел,
Путём мусульманским идти он хотел.

Позже хазратом стал Мухетдин,
Авторитет, уважение имел Мухетдин.

Людям в селе всем хазрат помогал
С помощью знаний — ведь много он знал.

На родине шейха пожар бушевал21
И в здании мечети огонь бесновал.

Усерден хазрат был в работе своей,
Серьёзен и верен работе своей.

Снова подняли потом ту мечеть.
В огне пострадавшую эту мечеть.

Из рыбушкинцев первым он хадж совершил,
С другими хазратами хадж совершил.

Из Петрякс, Сафаджая хазраты пошли,
С Абдельхаликовым в хадже бывали они.

Тукая отец вместе с ними пошел.
Предок22   поэта хадж с ними провел.

Мухетдина-хазрата он так уважал.
Словом почетным — учителем звал.

Хазрат на селе медресе основал,
Плеяду имамов хазрат воспитал.

Шесть человек из потомков его.
Имамами стали в селении его.

Долгую жизнь славно прожил хазрат.
На родине в старости умер хазрат.

На кладбище сельском покойный почил.
Мазар на том месте воздвигнутый был.
***
Мочалей — это родина шейха была,
Земля эта миру ишана23 дала.

В семье Шамсутдина-хазрата рожден.
С детства Исламом был он окружен.

В Зур Рбишча обучение начал свое.
При третьей мечети, в мектебе её.

В Бухаре и Стамбуле учился потом.
К вершинам стремился он в знании своем.

Медицину в те годы хазрат изучал.
Ибн Сино он труды изучал.

В Петербурге он время одно проживал.
Графа Юсупова лично он знал.

В сорок втором он вернулся домой.
В махалле у отца стал хазратом-муллой.

Изгнания джиннов хазрат совершал,
И недуги в селе он своем врачевал.

Владел языками: арабским, турецким,
Французским владел, а ещё и персидским.

Мектеб в Мочалее хазрат основал,
Там учащимся сам он уроки давал.

Говорят. - тот, кто знающ, обязан учить,
Чтобы светом могло знание людям светить.

Знания хазрат многим людям давал.
Учил он всему, что сам лично он знал.

В Бухару его сын на учебу пошел,
Хазратом в родное село он пришел.

В мечети отца стал имамом Гарай.
Пал жертвой репрессий безвинным Гарай.

Другой его сын в мектебе обучал.
Как отец его знания людям давал.

Светскую школу он создал потом.
Творение свое он возглавил потом.

Потомков достойных оставил хазрат,
Жизнь плодотворную прожил хазрат.

В мире хазрат знаний свет разносил.
Мусульманином честным, достойным он был.
***

В Петряксе родился24, в Петряксе творил.
Сыном достойным он Родине был.

Его дед Абу Бекр указной был мулла,
В мечети соборной в Петряксах мулла.

Абделаллям25 в мектебе при мечети учил,
В сельском мектебе учителем был.

Садретдин с шести лет на учебу пошел.
К знаниям исламским дорогой пошел.

Отец в десять лет его к шейху отвез,
В Тюнтяр к накшбандийскому26 шейху отвез.

Десять лет Садретдина ишан обучал,
А потом в медресе тот учителем стал.

Звание ишана затем получил.
Прилежен в служении Аллаху он был.

В жены племянницу шейха он взял.
В Тюнтяре он несколько лет проживал.

Потом он в Петряксы вернулся домой.
К отцу-старику он вернулся домой.

Имамом покуда он не утвержден,
Отцу был в мечети помощником он.

Потом указным он служителем стал,
И до смерти он дело свое исполнял.

Состояние большое большое оставил хазрат.
И много потомков оставил хазрат.

Богословы, имамы в зятьях у него,
Уважаемы всеми потомки его.

Сын Садретдина-хазрата сменил
Отца-старика он в мечети сменил.

Но жертвой репрессий безвинной он пал,
В Архангельском лагере жизнь он отдал.
***

В Сафаджае родился он27,  там же творил.
Познанием глубоким известен он был.

Марджани обучал его, знания давал.
Потом, в Бухаре он семь лет пребывал.

В Мекке священной он дважды бывал,
После учебы он хадж совершал.

Вернувшись из хаджа в Казани он жил,
С Фаизхановым28  лично знакомый он был.

Вернулся домой, просветителем стал,
Фаизханов же в этом ему помогал.

Начал он строить мечеть, медресе.
Трудиться он стал на родной на земле.

Возвели медресе — начал он в нем учить.
Пользу и знания в народ приносить.

Отправлял своих лучших студентов в Казань.
Хазрат отправлял на учебу в Казань.

Обучение продолжить и знаний достичь,
Быть полезными людям и Богу служить.

Хазрата жена Латифа-абыстай,
В школе для женщин уроки вела.

Недуги людские хазрат врачевал.
Исцеление от боли он людям давал.

Разные люди к нему прибывали.
За лечением из разных краев прибывали.

Альмухамматов природу любил,
Цветы он сажал и деревья растил

Природу — творение Аллаха любя,
На службу Всевышнему ставил себя.

На средства свои он построил мечеть,
В селении родном он построил мечеть.

Ту мечеть и хазрата он сам содержал,
Потом там имамом  и сын его встал.

Детей своих восемь хазрат воспитал,
Уважением, почетом всегда обладал.

Перешло после смерти его медресе,
Сыну Мухсину, его медресе.

Пострадала в советские годы мечеть,
Та, что Альмухамматов построил, мечеть.

Но снова в том месте мечеть возвели.
И назвали её мечеть Хабибуллы.


***

Курбангали29 — в  Чембилее старейший имам,
Руководство по жизни ему — лишь иман.

Людям и Богу он верно служил,
Среди мусульман уважаем он был.

Сыновья все дорогами знания пошли,
Образованы были, свет людям несли.

Разные судьбы раздал им Аллах,
Уважение людей подарил им Аллах.

Курбангали уважаем народом -  ишан,
В лице его людям пример людям дан.

Примером он был самому Марджани30 -
Ишаном ему были знания даны.

За народ и за веру стоять был готов -
Он один из почтенных Поволжья сынов.
***

В Красном Острове первой мечети имам,
Народу служил и хранил он иман.

Аймалетдин31 — документом на пост утвержден -
Служит народу и Господу он.

Всю службу в мечети один он справлял,
Для селян все обряды хазрат отправлял.

Мударрисом, хатыбом, заипом он был,
Неустанно в мечети своей он служил.

Потом об уходе прошение подал -
Этим сыну к карьере дорогу он дал.

Когда был уже старый и болен хазрат,
Стал в мечети имамом его сын Ахмад.

Сыновья его были имамами все,
Служили Аллаху, служили стране.

Достойную жизнь Нежметдинов прожил,
Сыном великим народу он был.
***

Садик-абзи32 — мы всегда называем его,
Великого шейха, улема того.

Накшбандии шейхом, философом был,
Знаниям людей в медресе он учил.

В нашем краю, шейх известнейший он,
В девятнадцатом веке творил, и рожден.

Слава о шейхе в народе живет,
Из уст в уста о нём время рассказы несет.

Из рода Бизаки был выходцем шейх,
Служитель Аллаха потомственный, шейх.

Биккинин был дедом Садика-абзи,
И тоже служил он на нашей земле.

Предки его мударрисами были,
В медресе они знаниям шакирдов учили.

Чем их медресе, старше школ здесь и нет,
Мударрисами были отец там и дед.

После смерти отца стал имамом Сабир,
Приход унаследовал после Сабир.

Образование тогда уж Садик получил,
В Бухаре он и дома науки учил.

У алимов разных Ислам изучал,
А вернувшись домой — сам учителем стал.

Медресе «Академия» звали тогда,
Средоточием знания  было тогда.

Ибадат он прилежно всегда исполнял,
Дважды за жизнь свою хадж совершал.

Как философ, целитель известен он был,
Много трудов философских сложил.

Но время-река не щадит ничего,
До нас из работ не дошло ни чего.

Он разные знал хорошо языки:
Русский, арабский, тюрки, фарси.

Коран глубоко изучал и читал.
Многие суры на память он знал.

Послушать Коран собирался народ -
Кто из ближних земель, кто из дальних идет.

В Куй Суы и Хусейн Фаизханов  бывал,
За общением к Седику-абзи приезжал.

Чуть больше пол века прожил на земле,
Оставил он славу в веках о себе.

Детей ему не дал Всевышний Аллах,
Хоть на женщинах двух был учёный женат.

На кладбище сельском хазрат погребен,
В мазаре имамов покоится он.,

Бытуют различные сказы о нём,
Люди приходят в село, в его дом.

Считают, желания исполнятся там,
Ведь близок к Аллаху великий имам.

О нем время легенды несет и несет,
Вечно слава о шейхе в народе живет.
***

Преданны в вере своей мусульмане,
Имамы в Поволжье Ислам отстояли .

Кто-то крестился — не много таких,
Остальные остались при взглядах своих.

Восемнадцатый век к середине пришел.
Тогда строить мечети татарин пошел.

К мусульманину стала лояльнее власть,
Подходила к тому, чтоб Ислам здесь признать.

Мечети в Андреевке были тогда,
Восемнадцатый век завершался когда.

А также в Базлово, Парше и Карге -
Где-то стояла одна, где-то две.

В Шубино, Камкино храмы стоят,
В Пашатово блеск минареты струят.

Указ говорил: пусть мечеть возведут,
Там, где мусульмане компактно живут.

Мужчин двести душ в том селении есть -
Можно им значит мечеть там возвесть.

В Парше даже сотни мужчин не нашли,
Но в деревне мечеть все равно возвели.

Строили вместе, всей силой трудясь,
И новая скоро мечеть поднялась.

Стало грамотных больше людей на селе -
За знанием идут в мектебе, в медресе.

Имамы всех грамоте учат людей -
Просвещают в науке и вере своей.

Открывать стали школы в мечетях они,
Чтоб постигли там люди законы свои.

Когда в гору нелегкое дело пошло,
С собой оно новый вопрос принесло.

Им надо стараться, чтоб грамотным был,
Мусульманин со знанием чтоб Богу служил.

В Куй Суы медресе уже было давно -
Старейшим в губернии было оно.

Мударрисы там разные знания дают,
Отовсюду к ним люди учиться идут.

Активно боролись с крещением они -
Всегда оставались Аллаху верны.

Кто-то крестился — не много таких -
Привлекали посулы правительства их.

О татарах Дамаскин такое писал:
Твердыми в вере татар называл.

Что, даже позволив себя окрестить,
Продолжают в исламских традициях жить.
***

Построив мечети, молились они,
Храмы в порядке держали они.

Старики говорили: «Мечеть здесь давно,
Когда ветхая станет — поправим её.»

В Ендовищах храм до сегодня стоит,
В  восемнадцатом веке построен — стоит.
***

Время к признанию Ислама пришло,
Государство на меры большие пошло.

Решено было орган такой учредить,
Мусульман всей России чтоб мог соединить.

К концу восемнадцатый век подходил,
Год восемь десятков восьмой наступил.

Двадцать два дня в сентябре отошло,
И событие большое в Россию пришло.

Значение Ислама в стране поняла,
Екатерина особый указ приняла.

Определить он велел мулл, духовных чинов,
Кто исламскую веру признать был готов.

И собрание специально в Уфе учредить33,
Чтоб в систему чины потом все соединить.

При этом должны быть лояльны они
К правительству нашей великой страны.

Хусаинов стал муфтием всех мусульман,
Над имамами всеми он главный имам.

Учреждено то собрание было затем,
Над духовенством контроль чтоб вершить им над всем.

Быть имамом кому — государство решало,
И на должность на эту «указ» выдавало.

Объединить в своих целях хотели они,
Мусульман всех Великой Российской земли.
***

Стали школы имамы везде развивать,
Стали знания людям в мечетях давать.

Грамотность общую надо поднять.
Чтобы дальше в России Ислам  сохранять.

Девятнадцатый век к половине пришел,
Мусульманин за знанием, учиться пошел.

Тридцать шесть уже школ в нашей области было,
Имамы людей там Исламу учили.

Имамы в мечетях стояли во всех,
Прихожане молились Всевышнему в них.

Исключением были деревни лишь те,
Где мало совсем проживало людей.

В Красном Яре и Пице людей совсем мало,
И в Кузьминки имамов они приглашали.

Из соседних селений хазраты придут,
Свет Ислама и знания им принесут.

В больших же селениях имам не один -
Служат в мечетях Аллаху они.

Читают Коран и людей обучают,
Людям в приходах обряды справляют.

Определял сам народ годовой их оклад,
Чтобы жил и кормился с семьею хазрат.

Собрание духовное очень влияло,
Имамов состав, подобрав, утверждало.

Контролировать их назначалось оно,
Чтоб их взять под своё управление одно.
***

Грамотных больше теперь на селе,
Владеют основами веры они.

В светских науках возникла нужда -
Своя мусульманам элита нужна.

Ученые были — джадиды звались,
Они светским наукам учить принялись.

Русский язык стал предметом теперь -
К знаниям светским открыл собой дверь.

На татарском в мектебах уроки идут,
Арабский предметом читается тут.

Перемены большие в учёбу пришли,
Результаты благие с собой принесли.

Люди грамотней стали отныне во всем,
Стали жизнь улучшать и в селении своем.

Из мусульман выходила элита своя,
Знала о них наша Родина вся.

Появились свои просветители здесь,
К знанию вели мусульманский мир весь.

В филологии очень успешны они,
Им философии знания даны.

В ВУЗах они дисциплины ведут,
Высшие знания студентам дают.

Книги выходят — учёных труды -
Их мысли великой работы плоды.

Татарская книга печататься стала -
Значение большее всё  обретала.

Татарский ученый в почете теперь,
Повсюду открыта учёному дверь.

В зарубежные страны когда выезжают,
И там за познания их уважают.

Элиту татарскую ценят везде,
Им в посольства есть доступ в Великой стране.
***

В области знаний учёные были,
Великой, могучей науке служили.

«Просветители» - звали все люди их так,
Знания и славу вручил им Аллах.

В вопросах религии были сильны,
Языки и историю знали они.

Педагогической мыслью прославлены были,
И знаниям народ повсеместно учили.
***

Расскажу об одном величайшем учёном,
В науке и мысли Творцом одаренном.

Учёною мыслью прославлен своей
На Родине нашей: твоей и моей.

Прославил великий Низовский наш край -
Он родился в татарском селе Сафаджай.

Яркий луч для татарской науки он всей -
Ученый-филолог — Фаизханов Хусейн.

Ориенталистом-ученым татарским он был,
Науке и людям себя посвятил.

Он учился сначала в деревне родной,
Там Исламу учили и вере одной.

В деревне Бараска учился потом,
И в Казань за познанием отправился он.

В пятидесятых годах знания всё получал -
Хусайна тогда Марджани обучал.

Вывел его в свет учёных улем -
С Казем-беком знакомил, ещё много с кем.

Пятьдесят и четыре уж года прошло.
Как в девятнадцатом веке начало пришло.

В Санкт-Петербург уезжает Хусайн -
Языков там восточных учителем стал.

В Петербурге четыре так года прошло,
Обучение знания людям несло.

В Москву уезжает учёный потом,
Расскажу, что в поездке той было, о том.

В МИДе Российском архив старый есть.
Документы различные в месте том есть.

Грамоты ханов там крымских искал,
Хусейн Фаизханов, и их изучал.

В том же году в Оренбуржье он был -
С научною целью маршрут совершил.

Статью34  он в газете потом написал,
И с докладом по этой статье выступал.

Эпиграфику древнюю он изучал,
Со старых надгробий он копии снял.

Использовал их Вельяминов-Зернов,
Для создания своих капитальных трудов.

Изданы были недавно совсем
Отдельно труды Фаизханова все.

«Казан тариhы» и «Касим ханлыгы» -
Там древних эпох описания даны.

И так же был труд просветительский там,
Где о школьной реформе нам пишет Хусайн.

На татарскую почву хотел он внести,
Методы те, что в Европе взяты.

И так обучение в школах вести,
Знаниям людей пользу чтоб принести.

Так для школы джадидской35 он почву создал,
И «Усуль аль-джадид» зачинателем стал.
***

В селах мечети росли и росли,
К имамам шакирды за знанием шли.

Но приходы в структуру одну собирать
Не имела намерения высшая власть.

Мусульмане так жили тогда на селе -
Там они находились практически все.

А жизнь городская рекою текла,
И часть мусульман «по реке той плыла».
***

В губернии Нижегородской,
Там где монастырь высокий.

В век ХУ11 она,
Ярмарка, заложена.

Там большое место торга,
Близость там реки и порта.

По Волге корабли плывут,
Товары разные везут.

Там российские купцы,
Да искусные дельцы.

Те изделия продают,
Что руками создают.

Сюда ведут из дальних стран
Свой торговый караван

Мусульманские купцы -
Вот большие удальцы.

Сколько верст они проходят! -
Торговать сюда приходят.

Вот из Индии идут -
Товар диковинный везут.

Купец из Персии пришел -
Целый караван привел.

Тут посуда и шелка,
А цена-то высока.

Тут торгуют соболями,
Пряностями, кренделями.

Вот из Азии народ
К нам на торжище идет.

Все на ярмарку пришли,
К нам товар свой привезли.

К ним народ на торг идет -
Что понравится — берет.

Разною платя монетой
За товары им за эти.

Они в июле приходили,
Торговали здесь и жили.

У монастыря все жили,
И товары там хранили.

Мусульманам — так и быть,
Религиозный нужен быт.

Чтоб могли они молиться,
По обычаю омыться.

В чистом месте прибывать,
И товар свой продавать.

Сначала делали весь сами,
Свой быт торговцы-мусульмане.

Жили здесь пока они,
Обходиться тем должны.
***

Проезжают мусульмане,
Здесь бывают временами.

Молельню здесь установить
Им возможно стало быть.

На близость здесь монастыря
Это можно, не смотря.

Здесь молельню возвели,
И намазы там вели.

До того всё это было,
Как «контору» учредили.

«Новокрещенных дел контору»36,
Было в ведении которой.

Место ярмарки большой,
Пишу я о которой — той.

Архиереем назначенный Сеченов был,
Просвещение нерусских он резко развил.

Миссионеры к народам активно пошли,
Свое просвещение с собой понесли.

Но мечеть, что на ярмарке, их не влекла,
Так как статус особый имела она.

Иностранцы там были за большим числом,
Миссионер же работал в народе своем.

Для молитв там обычный сначала был дом,
Мечеть возвели на том месте потом.

Она первой в центральной России была,
Как порушена ханская сила была 37 .

Из «лубяных материалов» мечеть возвели,
Чтоб молиться туда мусульмане пошли.

Местным «восточным базаром» была,
Ярмарка прибыль большую несла.

Разные люди встречались на ней,
Те, что шли из далеких-далеких земель.

Там значительно много торговцев с Востока -
Людей из земель мусульманских далёких.

Татарин товары свои продавал,
Особую нишу он там занимал.

С Азией Средней торговлю вела,
Россия с Китаем вступала в дела.

Татарин, посредником в этих делах,
Тогда выступал — повелел так Аллах.

Торговым рядам там названия давали -
Татарским был тот, где они торговали.

От мечети, что с северной был стороны,
Рядом «Мечетным» назвали они.

Приключилась на ярмарке злая беда -
Пожар истребил этот торг навсегда.

В Нижний Новгород теперь
Торговцам всем открыта дверь.

Там ярмарка работать стала -
Толпа товары продавала.

Мечеть на ярмарке на этой
С торгами вместе там открыта.

Деревянным было здание
Для исламского сознания.

Потом из камня возвели
Храм, мусульмане той земли.

Туда крестьяне прибывали,
Из сел татарских приезжали.

Свой товар на торг везли.
С мечетью той контакт вели.

Имамы первые здесь были -
На торг на время приходили.

Сюда их муфтий посылал,
Имам молитвы возглавлял.

Они там много получали -
Вознаграждением считали.

На время чтоб сюда придти,
Купцам молитвы повести.

Потом служил нижегородец
Там для приезжего народа.

Сам из Пашатово он был,
Имам намазы проводил.

Замил Самирхан Соколов — его звали,
Был он в почете и там его знали.

А последним имамом в мечети служил,
Служителем Бога при  храме том был.

Мухаммед-Фатех Соколов до закрытия,
Служил до печального очень события.

Но это в тридцатом случилось году -
Когда атеизм был на полном ходу.

А пока мусульмане все так же там жили,
Торговать приходили, Аллаху служили.

Гаспринский открыл медресе здесь своё,
На ярмарке нашей — в пределах её.

В том веке так центром не стала мечеть,
На ярмарке та, что стояла мечеть.

Общины все так же разрознены были -
Все вместе, но так же разрознены жили.

Вопросы решать им так было трудней -
Мусульманам великой губернии всей.

Объединиться им надо — чтоб дальше так жить,
Дела кто-то должен был все их вершить.

И не где-то там — в далях, в столицах,
А здесь, чтоб дела их в единую формулу свесть.

Стали другие каналы искать,
Чтоб вопросов решения всех достигать.

Девятнадцатый век как на землю пришел,
Он суфизм ан-накшбандийа в край наш привел.

Создать Оруви управление хотел,
Чтоб вели весь поток мусульманских там дел.

Он приходы хотел воедино собрать -
Легче чтоб было их жизнь направлять.

Чтобы центр и село в единении были,
Так в согласии жили, и Богу служили.

Но усилия все не имели плодов -
«Сверху» на это протест был готов.
***

Абдулла Сулеймани — сумел побороть
Эти протесты сумел побороть.

Нижегородчины он соединил мусульман,
Так Милли Шура Сулеймани создан.

С тех пор мусульмане едино живут,
Едино в краю своё дело ведут.

Медресе джадидистские  новые здесь -
Грамотен стал уж народ чуть не весь.

Благотворителей общество было своё -
На ярмарке нашей — в пределах её.

Съезды всех мусульман стали там проводить -
В свете веры чтоб всех мусульман соединить.
***

Вкратце о людях сейчас расскажу,
Жизни истории их покажу.

В эпоху свою вклад особый внесли,
Мусульманам губернии пользу несли.

Мухаммед-Фатех Соколов — в ту эпоху он жил,
Он в мечети на ярмарке Богу служил.

Поставлен для службы в мечети был он,
Муадзин и имам — служит Господу он.

Задумка построить мечеть «на горе»,
Принадлежит и ему, кроме прочих людей.

Издавна, предки его — Соколовы,
Людям несли они Божие слово38.

Мухаммед-Фатех их примером пошел -
Своим делом служение Аллаху нашел.

Его науке сначала отец обучал,
Чтоб хатыбом в пашатовском храме он стал.

Потом муадзином в мечети он стал -
На ярмарке в храме свой труд исполнял.

В той же мечети имамом он стал,
Требы духовные там отправлял.

Так служил он, покуда мечеть не закрыли -
Атеисты повсюду молельни крушили.

За время службы он в храме ремонт проводил,
На что он «добро» от властей получил.

Деньги собрали, ремонт провели,
И в мечеть обновленную снова пошли.

Мечеть стали строить на Старо-Сенной.
Он в стройке участвовал как рядовой.

Там разницы нету, и статус — ни что,
Каждый то делал, по силам им что.

Камни таскали, месили раствор.
Согласно трудились — не знали раздор.

Но вот, и пятнадцатый год наступил.
Дверь свою храм прихожанам открыл.

В двадцатых, гонения когда процветали,
Рушили храмы, служителей гнали.

Мухаммед-Фатех предоставил свой дом,
Чтоб люди молились Всевышнему в нем.

Потом для него та минута пришла,
В которой к концу его жизнь подошла.

Мы помним дела его светлые все,
На нашей покой он обрёл на земле.
***

Ещё об одном человеке скажу,
Великую жизнь и судьбу покажу.

Объединил мусульман он и создал Шура,
Вот рассказ начинать и о нём мне пора.

Казыем в ЦДУМ и улемом он был,
Аллаху всю жизнь и дела посвятил.

Абдулла Сулеймани — так звали его.
Из тамбовской губернии предки его.

Из Мамадыша был родом, он сам из мещан,
Был статус высокий потом ему дан.

В медресе он в Казани Ислам изучал,
Так Баруди он мюридом и стал.

ВУЗ Сулеймани окончил потом,
Постигал он и светские знания в нем.

После он занял и место отца -
Имамом в мечети на ярмарке стал.

Мусульманский потом комитет он создал,
Мусульман для решения вопросов созвал.

Казыем в ЦДУМ он назначенным был,
На этом посту Сулеймани служил.

На мусульманских на съездах он слово держал,
Он на темы на разные там выступал.

Репутацию сильного он заслужил,
Он и вправду хорошим политиком был.

За женское право всегда выступал,
Произвол ортодоксов он критиковал.

Если женам вручает права аль-Коран -
Их не может отнять не мажлис, не диван.

И в политике прав не возможно отнять -
Значит нужно права эти женщине дать.

Потом Сулеймани уехал в Уфу,
Для службы дальнейшей поехал в Уфу.

Там большие посты Абдулла занимал -
Диния Назараты там членом он стал.

Милли Идар; распустить решено,
Сохранить дел духовных правление одно.

Но в политику чтоб не вмешались они
И решали дела свои только одни.

В Москву Абдулла переехал потом,
Там занят был в храме хазрата трудом.

Был арестован мечети имам, -
Стал Абдулла за него служить там.

Членом совета улемов он стал,
Надежды народа во всем оправдал.

Террор на советскую землю пришел,
Репрессий он много с собою привел.

Пострадал Сулеймани во время террора -
Обвинен вместе с главами ЦДУМ в заговоре.
***

В политической жизни участвовать стали,
Иностранцы, что с торгом сюда прибывали.

Настораживать начало это властей,
К ним возрос интерес по губернии всей.

Снова хотели мечеть возвести,
Дела чтоб на ярмарке вместе вести.

Чтоб сделать её центром всех мусульман,
В России, и тех, кто сюда прибывал.

Не хотела ответа власть быстро давать,
«Тянули» они ту  задачу решать.

Зато «на горе» разрешили мечеть,
Для всех мусульман в нашем граде возвесть.

Соколов тогда в руки правление взял,
На строительство деньги в общине собрал.

В относительной дружбе с властями живя,
Так жизнь городской нашей уммы текла.

Во взаимности часто хазраты с властями
Переводчиков в качестве там выступали.

Распоряжения просто до умм доводя39,
В такой дружбе они показали себя.

Отношениям всё это на пользу пошло,
И кое-какие плоды принесло.
***

На ярмарку стали они приезжать,
Чтобы вопросы всей уммы решать.

Татарских торговцев элита вся здесь,
Обсуждала, как жизнь своей уммы повесть.

Иттифак аль-муслим40
В Нижнем создали они.

Съезд тогда здесь первый41 шел,
Ответы там народ нашел.

На многие свои вопросы,
И на общие запросы.

На ярмарке люди тогда собрались,
И съезд Всероссийский  тогда провели.

Председателем съезда Гаспринский был избран,
Всеми кто там присутствовал вместе был избран.

За равноправие народа тот съезд выступал -
Повсюду меджлисы вести предлагал.

Образованием42  ведали чтобы они,
Просвещение в народные массы несли.

Благотворительность чтобы в стране развивать,
Чтоб общинам повсюду потом помогать.

Позже к властям мусульмане пошли,
Депутатами стали43  и  в Думу пошли.

Но Дума не долго работала та,
Результатов каких-то она не дала.

На следующий год тоже съезд проходил -
Дозволенным властью теперь уже был.

Мусульманской активности пиком он стал,
Делегатов не тысячу чуть ли собрал.

Реализация прав и свобод44 — это цель,
Та, что на повестке на съезде теперь.

Иттифака программу они утвердили,
Кто будет в ЦК они снова  решили.

Думы45 созыва дождаться решили,
Решены их задачи чтоб в Думе той были.
***

На родном языке всех решили учить,
В школах, где русский — предмет должен быть.

Такою татарская школа была,
Что первой ступенью в учении была.

Потом же на тюрки уроки вели -
Дети в среднюю школу когда перешли.

Мусульманские знания в почете теперь,
Их школа равна в правах с русской теперь.

Им поддержку в деньгах государство даёт -
 Чтобы к знаниям шел мусульманский народ.
***

Идеи тех съездов и ныне важны,
И нашему обществу так же нужны.

Закон соблюдать и лояльность хранить,
С терроризмом и злом в неприятии быть.

С мусульманами всеми контакт укреплять,
И братскую дружбу всегда сохранять.

Веры свободу в стране закрепить,
Находиться в согласии и дружными быть.
***

Скажу я ещё про мечеть «на горе» -
Её возводили как раз в годы те.

«Комитет по постройке» созвали они,
В идее своей все едины они.

Ведь мечеть, что на Ярмарке, стала стара,
И по площади больше построить пора.

Домбровский46 проект разработал тогда.
Точно надумали строить когда.

Вот в десятом году — разрешение есть,
Храм мусульманский построить им здесь.

Летом закладка мечети прошла,
Церемония много людей собрала.

И начали строить все вместе мечеть -
Работа трудна — нужно с верой терпеть.

Но вот и пятнадцатый год наступил,
Двадцатого марта храм двери открыл.

Ильясов47 имамом в мечети той стал -
С первого дня он приход возглавлял.

Общину признала советская власть,
Регистрацию48 вскоре оформила власть.

Вторым же имамом Исхаковтам был,
До закрытия мечети исправно служил.

У мусульман на пол века44 отняли мечеть.
Детским садом и складом бывала мечеть.
***

Война и разруха — тяжелая жизнь,
В период такой лишь за веру держись.

Но веру хотят атеисты сломать -
Во время такое пришлось им стоять.

Хазраты стояли, общине служа,
К одному лишь Аллаху тянулась душа.

Храмы ломали — иман не сломать.
Полумесяц продолжил над Волгой стоять.

В последующей части мы память почтим,
Всех тех, кто в том времени жертвою был.

Тех, кто пал от репрессий почтим мы с душой -
Павших безвинно в трагедии той.

Но все проходяще, и это прошло -
Потом и счастливое время пришло.

ЧАСТЬ 4.

Окутала землю трагедия злая ,
Жизни репрессией лютой ломая.

Храмы горели в тирановом зле,
Горе пылало на этой земле.

Вера в опалу попала тогда,
Эту боль не забыть не сейчас, ни когда.

А в самое пекло всех этих страстей
Духовенство попало земли этой всей.

Колокол сброшен, о землю разбит,
Минарет — тоже сломан, низвержен лежит.

Все, кто верит — в великой опале они.
Попали в огромное горе в те дни.

А теперь только памятник-стелла50 стоит
И память народная горе хранит.

Хазраты расстреляны многие, были -
За  веру они свою жизнь положили.

Они полегли, но Ислам устоял,
Уцелевшим надежду в сердца он вселял.

Братья, давайте их память почтим,
Подвиг хазратов в сердцах сохраним.

Детям своим, о сестра, расскажи
О тех, кто тогда свои жизни сложил.

Аллаху служили, служили стране,
Но жертвою пали в те годы они.

Их светлую память молчанием почтим,
И память о них навсегда сохраним.


ЧАСТЬ 5

За годами годы тяжелые шли.
А люди в сердцах своих веру несли.

Прятали веру от зла атеистов,
Шагая по жизни с религией чистой.

Мечети ломали, иман не сломать,
Полумесяц продолжил над Волгой стоять.

Война наступила51 — в бой, веря пошли,
На плечах своих люди победу несли.

Взвилось над Рейхстагом победное знамя.
Победители Богу хвалу воздавали.

Не словами, а сердцем — ведь было нельзя.
Бог им помог — миновала гроза.

Страну поднимать из военных руин.
Им помогал лишь Всевышний один.

Но прятать они свою веру должны,
В пределах Великой, Могучей страны.

Годы прошли, и они дождались,
Над землей минареты опять поднялись.

Об этом рассказ я в главе поведу,
Тропами истории вас поведу.
***

Возрождаться из пепла начали храмы,
Поднимали их люди своими руками.

В Нижегородском краю возрождали мечети,
Людей собирали и средства на свете.

Мечеть «на горе» в запустении стояла,
И её наконец мусульманам  отдали.

Активисты, все силы свои приложив,
Время на это своё положив.

Цели добились, и снова она,
Умме мечеть «на горе» отдана.

В разрушении здание стоит, в беспорядке,
Храм находился в полнейшем упадке.

Нет минарета, и купола нет.
Ну когда же, когда же наступит рассвет!?

Зал для молитв переделывать надо,
Храм находился в полнейшем разладе.

Воссоздать прежний вид по началу они,
«На горе» у мечети ни как  не могли.

Здания проект сохранен тогда не был,
Безжалостно временем пламени предан.

А те же, кто знали ту прежде мечеть,
На вопрос не могли дать конкретный ответ.

Говорили: « Красивое здание было»,
Храм таким в памяти люди хранили.

Потом фотографию все же нашли,
Долго искали, и  всё же нашли.

И старый какой-то был найден проект,
Других же свидетельств у них больше нет.

Хоть чем-то, но всё это им помогло,
И здание свой облик потом обрело.

Прежний смогли минарет воссоздать,
В высоту чтобы вновь полумесяц поднять.

Тиморшин З;к;рья составил проект,
Всё построено верно — сомнения нет.

Летом52  открыла мечеть свою дверь,
Мусульмане там смогут молиться теперь.

Школу в мечети открыли потом,
Чтоб Исламу учить в заведении том.

Лишь воскресная школа сначала была,
Она многим начальные знания дала.

Медресе «Маhинур» там открыли потом,
Учатся знанию исламскому в нем.

Махалля возродилась — как заново жизнь.
К прогрессу стремись, и за веру держись.

В нашем краю возрождался Ислам,
Наследие большое оставлено нам.

В селах мечети опять поднялись.
В небо азаны опять вознеслись.
***

Люди, трудясь, возрождали Ислам,
Чтобы Бога открыть и потомкам, и нам.

Активисты к расцвету общину вели,
В наш край свет Ислама и веры несли.

О самых заметных я здесь расскажу,
Вкратце их судьбы и жизнь покажу.

Ахтям Фахрутдинов —  он вклад большой внес,
Мусульманам он в городе пользу принес.

В Кызыл Яре родился и вырос достойным,
Возрождал он религии светлой устои.

Общину он Горького вел за собой,
Был её верным и честным главой53.

Мечеть «на горе» восстанавливал он,
В работу был верой своей вовлечен.

Решили потом медресе возвести,
Рядом с храмом, затем, чтоб учебу вести.

Возникли тому и преграды свои,
Боролись, и вот победили они.

Хотели там власти построить другое -
Поставить гостиницы здание  большое.

По тому же вопросы все эти они.
В короткое время решить не могли.

В Москву Фахрутдинов поехал потом,
Решения добиться в вопросе своем.

Без ответа опять ходатайство его -
Не могут добиться  никак своего.

В итоге решил он постройку начать,
Разрешения «сверху» на это не ждать.

В короткое время фундамент готов.
Сподвигает работать их к Богу любовь.
***

Работали так, но а время все шло.
Успехов все больше с собою несло.

Снова над Волгой азан зазвучал.
Душам усталым давая причал.

Много приходов открылось опять.
Минаретами в небо мечети стоят.

Мусульман надо вместе опять соединять,
Чтобы важные в жизни вопросы решать.

Управление духовное так создано было,
В краю все приходы собой соединило54

Вопросы учебные также ведут.
Школам исламским поддержку дают.

Идрисов Умар сразу ДУМНО возглавил,
Структуру большую он в Нижнем возглавил.

Просвещение в народные массы несут.
Об Исламе желающим знания дают.

Ценности веры стремятся хранить,
Мусульманам достойным примером служить.

В школах55 людей обучают Исламу,
Специальные в ВУЗах проводят программы.

Об Исламе чтоб больше народ узнавал,
К пониманию и миру страну приближал.

Знаний чтоб больше народу давать.
Возможности дать надо книги читать.

ДУМНО книги, газеты свои издает,
О жизни общины всем знания дает.

В теле эфире выходит программа56
Посвященная краю, и всем мусульманам.

Сайт в интернете у ДУМНО открыт.
Для желающих всех он доступен, открыт.

Журналы выходят для знания людей.
Чтобы знали они об общине своей.

ДУМНО людям общины своей помогает,
Тем, кто нуждается в том, помогает.

Жизнь общины наладить — вот главная цель.
Та, что была и тогда и теперь.

Планы огромные строят на жизнь,
К прогрессу стремись, да за веру держись.
***

В людях хазраты иман укрепляют,
Огромные силы к тому прилагают.

Вкратце о людях я этих скажу,
Биографии жизней их здесь покажу.

Люди общины чтоб знали о них,
О лидерах уммы бессменных своих.
***

ДУМНО возглавил  он с первого дня,
Как стало работать с начального дня.

Идрисов Умар тот зовется хазрат,
С уважением большим все о нем говорят.

В городе Горьком родился на свет,
В татарской семье появился на свет.

Школу окончил, трудился потом,
Был в армию призван на службу потом.

За знанием потом в Бухару он пошел,
В этом дело всей жизни своей он нашел.

В медресе «Мир-Араб» в Бухаре поступил,
Там отлично пречистый Ислам изучил.

В Ташкенте потом в институте учился,
Вот так он великого знания добился.

В Горьком мечеть помогал возрождать,
Чтобы вновь полумесяц над Волгой поднять.

Потом в той мечети хатыбом он стал,
Во главе джомаата57 в молитве он встал.

Стало работать при нем медресе,
За знанием шакирды пошли в медресе.

В автозаводском районе мечеть -
Идея его там построить мечеть.

В жизнь ту идею потом привели,
На молитву в мечеть мусульмане пошли.

Он автор и прочих великих идей,
Для общины полезных и нужных идей.

Благотворительный он пансион возглавляет,
Тем, кто в нужде он всегда помогает.

Он ученый, и  пост он большой58  занимает,
Всюду ладно работу свою выполняет.

Орденов и наград59  он больших кавалер,
Он всем мусульманам хороший пример.

Много в газетах написано им,
Пишут и книги в соавторстве с ним.

Он один из активных имамов страны,
Ему знания и сила по жизни даны.

Орденов и наград он больших кавалер,
Для всех мусульман он хороший пример.
***

У нас медресе и мектебы открыты,
В них многими знания о вере добыты.

А кто-то и путь свой для жизни нашел,
К служению Великому Богу пришел.

Сейчас о другом человеке скажу,
Также здесь жизнь и его покажу.

Обучению народа способствует он,
Познанием большим так же сам наделен.

Дамир Мухетдинов — зовется хазрат,
Он из тех, во главе кто в общине стоят.

В городе Горьком он также рожден,
Из народа татарского выходец он.

Большие посты в ДУМНО он занимает,
Отлично нелегкое дело он знает.

Медресе возглавляет, ещё институт,
Его также имамом-хатыбом зовут.

В «Нур аль-Ислам» веру он изучал,
Об Исламе он знания там получал.

В Мекку за знанием позже пошел,
Там в «Умм аль-Кура» обучение прошел.

ВУЗ он окончил и светский потом,
Кандидатскую там защитил он потом.

Соавтор и автор он множества книг.
Об Исламе и людях написанных книг.
***

Ещё об одном человеке скажу,
Путь его жизненный здесь покажу.

В ДУМ также пост он большой занимает,
А ещё медресе «Маhинур» возглавляет.

У минбара хатыбом в мечети стоит,
Соберется народ — он молитву вершит.

Также знания исламские людям дает -
За благое Всевышний всегда воздает.

В «Нур аль-Ислам» обучался сначала -
Пытливому разуму знания мало.

В Мекку потом за учением пошел -
В «Дар уль-Хадис» обучение прошел.

Он светскую также учебу прошел,
Но дело всей жизни в Исламе нашел.

Абдулбари — хазрата того так зовут,
За знанием люди к нему всё идут.

В обучении Корана язык он постиг,
Хоть и путь этот был и тернист и велик.

В редколлегии книжной60   хазрат состоит,
Получать чтобы знания люди могли.
***

Успехов таких наша умма достигла -
Новое есть, улучшаем, что было.

Новая ныне задача стоит, -
Культуру в сердцах возродить, сохранить.

ДУМНО съезды, собрания большие проводит,
Просвещение, культуру их темой выводит.

Носят Хусейна Феизханова имя,
Чтения, что в Нижнем проводятся ими61.

Наследие народное чтоб сохранить,
Мы вместе и дружно обязаны жить.

Языку и Исламу потомков учить,
И примером достойным для младших служить.

Рамазановских чтений проводятся дни,
Мусульман в тесный круг собирают они.

Наследие, веру в сердцах сохранить,
Ушедшее в лету опять возродить.

Наладить везде понимание и мир,
Дать на это всем людям хороший пример.
***

Во главе джомаата хазраты идут,
Иман к укреплению у душах ведут.

Постоянно работу ведут не простую,
Объединить чтобы всю свою умму большую.

Для этого форум62  проводят они,
Мусульман необъятной всей нашей страны.

Как единства народного63  день наступил,
Первый форум тогда проведен ими был.

Продолжили съездов традицию так.
Обсуждать стали темы важнейшие так.

Форум второй64 в год другой провели,
В пределах прекраснейшей нашей земли.

Тогда 111 — му съезду исполнился век,
И парламенту65 также исполнился век.

Еще через год третий форум прошел,
Мусульман многих стран в свои стены привел.

К миру и Господу там призывали,
И насущные темы опять обсуждали.

Форум четвертый  потом провели,
Там на многие темы ответы нашли.

Вместе вопрос всегда легче решать,
Вместе за мир и единство стоять.

Через год пятый  форум собрали опять,
Обучения проблемы, чтоб вместе решать.

Как лучше Исламу людей  обучать.
Чтоб важнее и больше им знания дать.
***

К успехам большим наша умма пришла.
Из праха наследие свое подняла.

Боль от репрессий и зла не забыть.
И должны мы в Исламе достойными жить.

Помнить предков и помнить заслуги отцов.
К совершенству стремиться  - девиз наш таков.

Учиться должны мы, Ислам постигать,
Науки и светские с точностью знать.

Жизнь своей уммы во всем улучшать,
Мир в этом мире всегда укреплять.

 Сказ66 развивать и культуру должны,
Воспевать чтоб иман и величие страны..

Услышь меня, каждая мать и отец,
Язык — это каждой культуры венец.

Где бы не вырос и где бы не жил,
Сделай так, чтоб ребенком язык знаем был.

Великие песни народных певцов,
И сказы великие древних отцов.

Все это знать и ценить мы должны.
Они в дар нам народом и Богом даны.
***

События великие в жизни бывают,
В истории след за собой оставляют.

Ознакомлю читателя здесь я с одним
Поистине славным, событием большим.

Съезд — курултай67 - он в мечети собрался,
Событием крупнейшим тот съезд оказался.

Пятнадцать лет уж с тех пор незаметно прошло,
Как ДУМНО работу свою начало.

Идрисов Умар там три срока стоял,
Всей структурой исправно хазрат управлял.

Теперь он приемнику посту уступал.
Председателя нового съезд избирал.

Сто семнадцать пришло делегатов туда,
Голос свой отдали все там тогда.

Сто тринадцать — те «за», и четыре — те «против»,
Тех не было, кто и не «за» и не «против».

Закиров Гаяз ими избранный был,
На пост председателя так он вступил.

Торжественно клятву хазрат там принес,
Перед Богом и уммой слова произнес.

На Священном Коране он руку держал -
Клятвы издавна так мусульманин давал.
***

На новый этап наша умма вступила,
К совершенству стремясь, и храня то, что было.

Учиться самим и потомков учить,
Честными быть и с достоинством жить.

Знать и любить свою веру святую,
Пророка, семью и Отчизну большую.

Перед ДУМНО огромные планы стоят,
Всё, Инша-Аллах, они в жизнь воплотят.

Новые здания мечетей поднять,
Те обновить, что годами стоят.

Институт здесь построить и центр,
Мусульманской культуры построить здесь центр.

Всё для общины и всё для людей,
Всё для огромной для уммы своей.

Знания чтоб дать и культуру привить,
Чтоб служению Аллаху людей научить.

Тогда счастливо, бодро по жизни пойдем,
И счастливых потомков мы в жизнь приведем.

Гордое имя свое «Мусульманин»
С честью и славой неси же веками!!!


 







 
 


Рецензии