Businesswomen. kz. 5 герои материнский подвиг

ГЕРОИ: Материнский подвиг
С момента окончания самой страшной войны прошло 65 лет. Много написано славных летописей о подвигах ее героев… Но гораздо меньше сказано о подвигах женщин: тех, кто сражался на полях битвы, спасал жизнь раненым и тех, кто отпускал своих родных детей на поле боя во имя мира на земле…

 

Страшно подумать, какие чувства переполняли сердце женщины в те минуты, когда она отправляла сына или дочь на фронт. О чем она думала в тот момент? Что заставляло ее осознанно отправить свою кровинушку на верную гибель? Оценить бесценный подвиг матерей способны только матери.
В память о сыне…
Созданные природой для любви и нежности, но сильные духом женщины брали на хрупкие плечи заботы военного тыла. Одной из таких героинь была Багжан Жайкенова, мать летчика, героя СССР Нуркена Абдирова. Нуркен родился и жил в Караганде, работал на шахте, занимался в аэроклубе, а в 1940 году по комсомольской путевке поступил в Оренбургское училище летчиков. Могла ли предположить тогда Багжан, что благородное увлечение сына авиацией навсегда отнимет его у нее?
Началась война. Фронту требовались летчики-штурмовики. Нуркен прошел ускоренную программу обучения и был отправлен на фронт для выполнения боевых заданий на знаменитом «Иле»... Каждый раз, когда в небо взмывала стая голубей, сердце Багжан обрывалось, а с уст безмолвно срывалась немая молитва: «Как ты там, сынок? Пусть будет мирное небо над твоей головой!»…
Жизнь 23-хлетнего Нуркена оборвалась внезапно. 18 декабря 1942 года «четверка «Илов» вылетела в Боковский район, деревню Пономаревку, где была сосредоточена вся сила противника: танки, пехота, артиллерия. Экипаж Нуркена был замыкающим. В первом заходе, атакуя немецкую батарею под огнем вражеских зениток, Абдиров уничтожил одно орудие. Следующим заходом была атака на колонну автомашин, и самолеты снова взмыли высь. Немецкие снайперы продолжали вести огонь - первым подбили «Ил» ведущего, следующей стала боевая машина нашего земляка. Нуркен резко взвел дымящийся самолет в пике и подбил еще один вражеский танк. Дальше последовали другие атаки.
Среди шума и свиста Нуркен услышал в шлемофоне голос друга Алексея Писанко, умолявшего его выйти из боя. На что Нуркен ответил: «Прощай, Леша! Напиши моей  маме в Караганду», и продолжил атаки. Языки пламени охватили весь самолет. Нуркен направил пылающий «Ил» в два бензовоза, окруженные множеством вражеских танков. Раздался взрыв…
А в родной Караганде стая голубей слетела с крыши отчего дома и мама Багжан вновь повторила немую молитву.. как оказалось, в последний раз. За 17 боевых вылетов герой СССР Нуркен Абдиров уничтожил около 10 танков и более 20 вражеских автомашин. Его маме Багжан Жайкеновой было присвоено звание почетного гражданина станицы Боково Ростовской области. Но разве вернет матери это звание родного сына?
Карагандинцы в память о земляке собрали средства на строительство авиаэскадрильи истребителей «Нуркен Абдиров». На склоне Мамаева Кургана в Волгограде воздвигнута символическая могила Абдирова. В Караганде, родном городе Нуркена, в 1958 году был установлен памятник герою, через год тот же скульптор Гуммель изготовил статую «Мать», символизирующую всех женщин, отправивших на фронт своих детей.
В своем последнем письме Нуркен писал: «Милая мама! Мы отстоим нашу любимую землю. Не беспокойтесь за нас. Война не бывает без жертв. И если настигнет меня смерть, то пусть этот листок бумаги с моими строками, написанными сегодня, донесет до вас мой голос…».
 
Фотокарточка для мамы…
Теплые и нежные письма отправляла своей второй маме и Маншук Маметова - женщина-пулеметчица, Герой Советского Союза. Так уж вышло, что с пятилетнего возраста девочка воспитывалась в семье двоюродного брата отца – Ахмета Маметова и его жены Амины. Дядю репрессировали в 1937 году, и с тех пор Амина и Маншук были самыми близкими людьми друг для друга. Мама Амина поддержала Маншук, когда после окончания школы она намеревалась поступать в медицинский институт. Не возражала вслух и когда 18-летняя дочь решила идти на фронт. Только горько заплакала и крепко обняла Маншук. Целый год девушка настойчиво писала заявления в военкомат с просьбой отправить ее на передовую, а мама Амина подбадривала Маншук. Знала ли ее доченька, что творилось в материнском сердце?
В середине августа 1942 года из Алма-Аты на фронт отправилась 100-я стрелковая бригада из 4890 человек, среди которых было две девушки-казашки – врач Мариям Сарлыбаева и Маншук Маметова.
Поначалу Маншук была определена на штабную работу, затем работала медсестрой в полевом госпитале, - и все это время она настойчиво добивалась отправки на передовую. После того как девушка освоила пулемет, ее перевели в стрелковую часть.
В те дни Маншук написала домой письмо. «Дорогая мамочка! Долгожданное письмо и посылку получила в тот день и час, когда мы тронулись на передовую. Была очень рада передаче, несмотря на то, что мне досталось всего одно яблоко. Гостинцами я поделилась со своими сослуживцами. Наши бойцы и командиры, встретившие меня, так же как и я ожидали маленького подарка. Мамочка, уже второй год мы не видим фруктов и вообще что-нибудь домашнее. Сейчас нахожусь на передовой с пулеметом и зорко слежу за фрицами. Ночью почти не приходится спать, отдыхаем обычно днем. И вот, выбрав время, пишу Вам ответ. Мы еще не видели жаркую погоду, холодно, идут дожди. Правда, я от Вас ожидала какую-нибудь теплую вещь. Когда находилась в штабе, то не было необходимости в теплых вещах, а сейчас нахожусь в строю – и достаточно холодновато. Вот получила Ваше второе письмо, и поневоле пришлось вспомнить свое детство. Крепко жму Вашу руку и крепко-крепко целую Вас. Дочка Маншук».
Мама Амина много раз перечитывала каждую строчку, написанную рукой дочери, собирала теплые вещи, готовила фрукты, чтобы отправить весной очередную посылку на фронт. Вязаные носки, теплая кофта - все вещи, были пропитаны горькими материнскими слезами. Ее дочка получила посылку и снова ответила письмом: «Дорогая мама! Долгожданное Ваше письмо получила 14.04.43 г. Я была очень рада, узнав о здоровье родных. Я очень соскучилась о Вас. У меня даже нет Вашей фотокарточки, только письмо, которое я перечитываю по нескольку раз. Оно дает мне больше энергии в дальнейшей моей жизни, так как я все же среди бойцов нахожусь одна, правда, меня очень уважают, стараются все, чтобы я не огорчалась. Пишите письма почаще, не ожидайте от меня письма, так как я сейчас изменила свое положение, но Вы не думайте о моем здоровье. Я всегда буду жива, здорова, и меня никакая немецкая пуля не возьмет. Только лишь Вы пишите письма почаще. В общем, я сейчас чувствую себя неплохо. Шлю фотокарточку - фотографировалась зимой для партдокумента. Привет всем, крепко жму руку и бесконечно целую. Твоя Маншук. Жду фотокарточку».
Ожесточенные бои с врагами продолжались долгие месяцы. Подразделение Маншук перемещалось по мере продвижения советских частей. Поэтому фотографии от мамы девушка так и не дождалась… В хмурый осенний день - 16 ноября 1943 года, в ожесточенном бою близ города Невеля, молодая казахская девушка-пулеметчица погибла смертью храбрых.
В тот час, когда из дула пулемета Маншук прозвучал последний выстрел, из рук мамы Амины выпала фотография Маншук, сделанная для партдокумента с подписью на оборотной стороне «Фото для мамы»…
 
В память о великих женщинах, потерявших своих детей во имя мира на земле…

Автор: Наталья Брославская


Рецензии