Анатоль Страхов. Сон

http://www.stihi.ru/2010/09/19/2129



Было света так мало?! С подсвечников
Пятипалых стекал белый воск.
На груди смуглой девушки-вечности
Свой Воз сена заканчивал Босх.
И моря превращались то в площади,
То в глаза молодого Дюма
И толпились в них призраки тощие,
Рыбьи рты открывали дома,
И две ведьмы-старухи за пчёлами
Наблюдая, бросали в цветы
Крылья бабочек, семечки чёрные,
Перья сов, черепашьи хвосты.
И варилось то варево в комнате,
Как в воссозданном кистью котле...
Может смерть - это маленький обморок,
Что случается с нами во сне?..


Рецензии
На груди смуглой девушки-вечности
Свой Воз сена заканчивал Босх.
------------
Слишком уж сомнителен этот образ. Именно в таком сочетании. Да, у Иеронима Босха есть картина "Воз сена" (в кавычках), где середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. На языке пословицы , которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира. Однако поэтически это никак не обыграно, а лишь фрагментировано. "Котле" - "во сне" плохо рифмуется.
----------------------
Может смерть - это маленький обморок,
Что случается с нами во сне?..
---
Фантасмагорично.
Похвально стремление автора воссоздать атмосферу абсурда. Однако в абсурде должен быть аллегоричный смысл. Ведь Иероним Босх, выставив на передний план воз сена, все же выписал на заднем плане образ Христа. Тем самым давал понять:
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Но эта победа иллюзорна: ещё миг — воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Изображение Христа – подлинный центр картины.
--------------
У автора была бесценная возможность философски осмыслить символы, но он этого не сделал.
7 баллов из 10.

Илья Кулёв   23.11.2010 18:12     Заявить о нарушении