Русичи

 1.Вещий Олег
Читая книги и журналы по истории нашей Руси, понимаем, что строительство Российского государства изучено мало. Сведения противоречивые и не всегда доказуемы.
Так во всех списках “Повести Временных лет” отсчет русского бытия начинается с 852 года нашей эры, когда русская земля “стала быть”. Однако митрополит Иларион в “Законе и благодати” утверждает, что первые Рюриковичи правили “не в безызвестной земле, но в Русской, которая видима и слышима всеми четырьмя концами земли” еще ранее. Колыбелью русской государственности был Великий Новгород. Именно жители Новгорода в 862 году призвали Рюрика на княжение.
Все первые соискатели Киева начинали свои наступательные действия именно из Новгорода, значение которого как некоего финансового центра сохраняется в течение всего русского средневековья. Олег делает два объединенных похода, сражается с хазарами.
Смерть Вещего Олега, случившуюся в 912 году, составитель летописи “Повесть временных лет” приписывает укусу змеи, выползшей из черепа павшего коня. Этот сюжет известен благодаря стихотворению Пушкина.

Историю мы сами пишем
И знать всем надобно ее.
В России мы живем и дышим,
Слагаем песни про нее.

Русь начала отсчет с Олега,
Когда он в Киев перешел.
И в том была его победа —
К объединению пришел.

Об этом пишет летописец
Митрополит Иларион.
Русь от него теперь зависит.
Из тьмы веков доходит звон.

Иларион всем утверждает,
Что Русы правили давно.
Великий Новгород все знает.
Олег и Русь тут заодно.

До нас история доносит:
Славянами построен град.
И будто в вечность нас уносит...
К былому прикоснуться рад.

Итак был Рюрик княжить призван,
И род отсюда сей пошел.
И градом Киевом он признан,
И на века, кажись, пришел.

Почти что с осени в “Полюдье”
Уходят русы за добром.
Полгода их в краях не будет.
К весне вернутся снова в дом.

Затем торговля воском, медом,
Рабами, мехом и свинцом.
Рос экспорт с каждым новым годом
И был для русичей лицом.

Добро продать свозили к морю
Хазарам пошлину платя.
И летописцы часто спорят,
Единоверцам нет житья.

Войной торговля заменялась.
На Византию был поход,
Но договором все кончалось
И русов прославлялся род.

В который раз Олег сражался
В борьбе с хазарами за власть.
В победе он не сомневался,
Но от змеи мог смертью пасть.

О всем напишет летописец,
Сюжет у Пушкина о том.
И из других возможных писем,
Знать интересно о былом.

II
Князь Игорь

Сын Рюрика Игорь при жизни Олега оставался на втором плане. Придя к власти, он в течение двух десятилетий не ввязывался в большие войны. В 941 году войско Игоря на многочисленных судах подошло к византийской столице, предав огню и мечу все побережье, но большая часть флота сгорела и уже в 944 году Игорь вновь идет на Константинополь. Заключен новый договор с империей от имени Игоря, Великого князя русского, от всех князей и от всех людей русской земли. Чуть позже князь Игорь будет убит древлянами, недовольными сбором с них дани.

Олега сын, вступает, Игорь,
Достойно править на Руси.
Порядок, мир им в жизни двигал.
Просил он: господи, спаси!

Без войн однако не бывает.
Набеги печенегов тут.
Древлян строптивых усмиряет.
Войною половцы идут.

И войско Игорь собирает.
Столицу Византии жжет.
Он победит, он точно знает,
В пожаре флот его падет.

Навербовав варягов снова
К Константинополю идет.
Заключен договор вновь новый
И князя слава дома ждет.

Но ситуация другая
Константинополь, Киев где?
Измена, смута, власть иная
Пал Игорь в этой череде...
III
Властная княгиня Ольга

Сын Игоря Святослав в момент смерти отца еще младенец и все бразды правления надолго оказались в руках матери Ольги. Одни источники называют Ольгу уроженкой Пскова, другие — Изборска. При жизни мужа Ольга имела в подчинении города, села и дружину. За гибель Игоря она жестоко отомстила древлянам, сожгла их город Искоростень, горожан частью перебила, частью продала в рабство, на остальных наложила дань.
В 955 году мудрая и прекрасная Ольга (уже было шестьдесят лет) пребывает в Царьград. Царь Константин влюбляется в нее и уговаривает ее стать его женой. Но Ольга его обманывает: просит сначала окрестить ее, а потом ссылается на то, что крестный не может жениться на крестнице.
Княгиня Ольга приняла крещение от Патриарха, и он сказал ей пророческие слова: “Благословенна ты между женами русскими, благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях”. Она была первой русской правительницей-христианкой, во многом определившей наше дальнейшее духовное и историческое развитие.
Княгиня Ольга скончалась 11 июля 969 года. Став христианкой, она построила храмы святителя Николая чудотворца и Святой Софии в Киеве, Благовещенья Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Троицы в Пскове. Ольга не форсировала принятие христианства в Древней Руси на государственном уровне. Это осуществит ее внук — святой князь Владимир.

На трон княжна вступает Ольга.
Собою видная, строга.
И родом шведка или полька,
Или славяночка слегка.

Не то из Изборска иль Пскова,
Не то болгарская княжна.
Стоять за Игоря готова
И отомстила, как смогла.

Искоростень взяла осадой.
Казнила тысячи древлян,
И понимала Ольга, надо
Искоренить такой изъян.

Притихла Русь, признала Киев
Единым центром  и ядром.
Враги заклятые и злые
Все получили поделом.

Принять Крещение желая,
Княжна плывет уже в Царьград.
И ей никто не помешает,
Сам Патриарх бесспорно рад.

Отцом желает крестным видеть
Лишь императора — царя
Чтоб Константина не обидеть
Она все делает не зря.

На крестнице нельзя жениться
И Ольге (Хельге) шестьдесят.
Она, конечно, молодится,
О ней поэты говорят...

Поэты — Нестор Летописец,
Его священные слова:
Она сияет словно месяц
И по Руси о ней молва.

Она заря перед рассветом,
Она вся светится в ночи
И нету, кажется, секрета,
Идут от бога к ней лучи.

В святой омытая купели,
Святым крещением полна.
Княгиня знает, что хотели,
Чтоб Русь державою была.

IV
Святослав

Мирная политика Ольги — матери Святослава не устраивала викинга. Юность Святослава прошла в Новгороде среди варягов. С 964 года Святослав практически не сидит в Киеве. Одерживает блестящие победы: подчинены вятичи, преданы огню и мечу земли волжских булгар и хазар, разбиты аланы и каючи. В Тмутаракани Святослав сажает своего сына Мстислава. Собирается столицу из Киева перенести в Преславец на Дунае: “Ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага”. После смерти матери, он рассадил по городам сыновей: Ярополка в Киеве, Олега в Древлянской земле, Владимира в Новгороде. Сам возвратился в Болгарию, захватил ее всю и вторгся на византийскую территорию.
Однако войско Святослава терпит поражение от армии Иоанна Цимцского. Святослав не пощадил даже своего единокровного брата Глеба.
Война закончилась соглашением: русы обещали хранить мир, за это им позволили беспрепятственно покинуть Болгарию. На берегу Дуная Святослав и Иоанн встретились. Планируемое перемещение центра Руси на запад не состоялось. Русы на пути в Киев весной 972 года подверглись нападению печенежского кагана Кури. “Убили Святослава, — сказано в Летописи, — и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него”.

Сын Святослав приходит к власти.
Ведь Ольге семьдесят давно.
И мирный путь ему не властен.
Другое воину дано.

От предков-воинов досталась
Во всем воинственность ему.
В походах главное сказалось.
Его победы я приму.

Разбиты ланы и хазары,
Адыгов земли сожжены.
Мечу все преданы булгары,
Права от данников даны.

Он в Киев твердо сообщает:
Столицей будет Преславец.
“Ибо блага” сюда стекают.
Плохую весть принес гонец.

Что Святославу нужно в Киев,
Там мать княжна совсем больна.
Спокойно смерть княгини принял.
Теперь все выполнит сполна.

Олега он в Древлянском ставит.
Посажен в Киев Ярополк.
Владимир Новгородом правит
И в этом правый видит толк.

Сам князь в Болгарию вернулся.
Часть Византии захватил,
Но с планом этим обманулся,
Там Иоан его побил...

И Святослав чинит расправы.
В том Глеба-брата он винит.
С Ромейской видит мир державой
И с Иоанном говорит.

На берегу Дуная встреча.
Князь Византийский был угрюм,
Но никаких противоречий,
Обоим им не нужен шум.

И вновь в пути на Киев русы,
Но неудача ждет и здесь.
Напали печенеги гнусы
Пал Святослав — приходит весть.

V
Владимир — последний коган

После смерти отца Владимир остается в Новгороде. Около 977 года в войне с братом Ярополком Киевским погибает Олег Древлянский и Владимир, предвидя жестокую борьбу за власть, бежит в Скандинавию. Вскоре он возвращается с норманской дружиной и теснит Ярополка. Воины Ярополка, недовольные князем, перебегают на сторону Владимира. Когда Ярополк пришел к брату в шатер, двое варягов всадили ему мечи под ребра. Владимир занимает Киев и встает на защиту подданных. У стен княжьего двора, на холме, были установлены статуи языческих богов во главе с Перуном — деревянным идолом с серебряной головой и золотыми усами. Сюда в жертву бесам жители приносили своих сыновей и дочерей. И осквернилась кровью земля русская. Человеческие жертвоприношения были наиболее вопиющей чертой, отделявшей язычников-славян от тогдашнего цивилизованного мира.
Летописец сетует, что Владимир был “побежден похотью”. Помимо нескольких жен, он имел 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в Берестове. “И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц”.
Прошло несколько лет и в жизни Владимира произошел крутой поворот. Утвердившись в Киеве, он ощущает необходимость преодолеть пропасть между Русской землей и ее более цивилизованными соседями и принимает решение о принятии христианства. Совпало так, что он помогает императору Византийскому Василию II в войне с противником. Василий обещает ему в жены свою сестру Анну, но об этом после всех событий забывает.
Тогда Владимир захватывает Херсонес и Анну сразу отсылают к нему. Перед свадьбой Владимира крестили в церкви Св. Василия, после чего князь тестю вернул Херсонес в качестве калыма. По возвращению в Киев, Владимир первым делом расправляется с идолами. Все киевляне обязывались явиться на Днепр для крещения. “А кто не придет, будет мне врагом”, — объявил князь. Все шли покорно в воду. На холме, где прежде приносили в жертву, возвели церковь во имя Св. Василия. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам.
Так началось превращение реального Владимира Святославовича во Владимира Красное Солнышко, удачливого и щедрого былинного князя.

Смерть Святослава распрей будет.
Пойдут сыны войной за власть.
Князей история рассудит
И нам бы надобно понять.

Олег погибнут с Ярополком
В той столь неправедной войне.
Борьба за власть продлится долго.
Владимир князь не в стороне.

Он встал за подданных в защиту.
Дань с киевлян брать запретил.
Богов языческих открыто
У стен двора сам водрузил.

С Перуном статуи стояли.
(То деревянный идол был).
Людские жертвы принимали
И свет казался им не мил.

И осквернили кровью земли.
То вопиющая черта.
И пусть историю все внемлют.
Она, как видно, не проста.

Доносит летописец свету,
Что “похотью” князь “побежден”.
И оправданья видно нету.
По триста в городе имен.

И был он ненавистен в блуде.
Замужних женщин приводил.
Девиц растлял и дальше будет.
В роду язычником ходил.

Казалось, нет, конца не будет.
Прошло довольно много лет.
Весь путь Владимира был труден.
Путь к христианству не секрет.

Цивилизованной и близкой
Лишь Византия здесь была.
И веру принимать без риска
Спокойно Русь тогда могла.

Вся Византийская держава
Была богатой и большой.
Дух и ученость в ней по нраву.
И мощь военная порой.

Она при этом не стремилась.
Соседку Русь завоевать.
И как бы ей всегда на милость,
Ни в чем не может отказать.

Но ситуация такая:
Василий помощь попросил.
Сестру отдать женой желая.
Константинополь будет мил.

Поможет князь в военном деле.
Трон императора спасен.
Но Анну дать не захотели.
Владимир страстно разъярен.

Он Херсонес захватит в гневе
И Анну отошлют к нему.
Всплакнуть придется юной деве,
Но дела нету никому.

До свадьбы крестится Владимир
И тестю Херсонес в калым.
Ему “Василий” — пишут имя.
От веры князь не отделим.

Увозит мощи и иконы.
С собой священников берет.
Гарантии для Киевского трона,
Не зная, что с годами ждет.
На Днепр идти всем на крещенье —
Указ Владимира суров.
От прошлой злобы избавленье,
К цивилизации был зов.

Народу множество собралось
И в воду шли по шею, грудь.
Святою миссия считалась.
Попы молитвой стлали путь.

Христа познание и Бога
Владимир крестит нашу Русь.
И будет к истине дорога,
И государство будет пусть.

На том холме, где жертвы были,
Стоит церквушка во Христе.
И про язычников забыли,
И времена уже не те...

И в городах других то было:
Церквушки ставили, крестясь.
Русь христианская молилась
На том держалась князья власть.

Детей в учебу отдавали,
Чтоб делу книжному учить.
И взятки матери давали,
Чтоб в списках тех сынам не быть.

Так просвещенье начиналось
В далекой каменной Руси.
Оно не всеми принималось,
В людей как знанья не неси.

Женитьба князя на принцессе
Несла невиданный успех.
Русины, слава Богу, вместе.
Владимир был мудрее всех.

Иларион потом напишет,
Что много сделали князья.
И мы историю ту слышим,
Ее нам вычеркнуть нельзя.

Правление наследников

Киевско-Новгородское государство состоялось под властью наследников Рюрика. Люди Запада уже несколько веков жили под бдительным присмотром христианской церкви.
10 августа 955 года, когда ладьи княгини Ольги стояли у входа в Константинопольскую гавань, немецко-чешское войско короля Оттона в битве на реке Лех близ Аугсбурга остановило нашествие мадьяр (венгров) — последних кочевников, угрожавших Западу. После смерти Владимира (15 июля 1015 года) разразилась борьба за власть между его многочисленными сыновьями от разных жен. Летом 1018 года войска Святослава и его тестя, польского князя Болеслава Храброго сошлись на берегах Буга с армией Ярослава.
Тесть с зятем одержали победу. Ярослав ускакал в Новгород. Для укрепления своих позиций Ярослав срочно женится на Ингигерд, дочери шведского короля Олава Шеткопунго. Весной 1019 года она приехала в Новгород, приняла православие и стала именоваться Ириной.
Болеслав покидает Киев, изрядно обобрав, и уезжает в Польшу. Святополк, лишившись поддержки, также покидает Киев. Но Ярослав не торопится, так как угроза идет со стороны Мстислава Тмутараканского, занявшего все днепровское левобережье.
Вскоре братья заключают мир: Ярослав признал Мстислава  старшим в роде, а сам пообещал удалиться в Новгород.
В 1036 году умер Мстислав. Ярослав присоединил его земли и уселся в Киеве, учредив митрополию, которую возглавит присланный из Византии Феопомпт. Ярослав по примеру деда попытается атаковать Византию, но потерпит крах. Феопомпт уедет на родину. Ярослав без согласия Константинопольского патриарха назначит Киевским митрополитом священника Илариона, автора «Слова о законе и благодати».
В 1050 году Ярослав схоронит Ирину — Ингигерд, а 8 мая 1051 года во Франции в Реймсском соборе их дочь Анна была обвенчана с вдовым французским королем Генрихом.
Спустя год Анна родила сына Филиппа, который в возрасте 10 лет унаследовал трон. Ярослав предпочитает брачные союзы для своей родни заключать с западными партнерами. Так актом брачной дипломатии завершился и конфликт с Византией: греческая принцесса Мария стала супругой Всеволода Ярославовича. Сын, родившийся у них в 1053 году, получил три имени: русское — Владимир, христианское — Василий и Мономах в честь деда по матери.
Ярослав скончался 19 февраля 1054 года, а 16 июля того же года римский кардинал Гумберт де Сильва Кандида возложил на алтарь храма Софии в Константинополе буллу, в которой папа исключал из своего общения византийского патриарха Михайла Керулария. Многовековое расхождение христианских церквей Востока и Запада завершилось формальным разрывом.
В событии 1054 года иногда видят едва ли не основную причину обособления Руси от Европейского запада. Запад же выходит на новый уровень развития. Со второй половины XI века возрождает римское право в Италии, возникает поэзия трубадуров и вагантов, школяры кочуют из одного училища в другое. В XII веке появляются университеты.
Заслугой Ярослава стало дальнейшее укрепление христианства, учреждение монастырей — рассадников веры и просвещения. Не зря нареченный Мудрым, Ярослав стал последним из киевских владык, сумевшим прочно соединить в своих руках почти все земли между Балтийским и Черным морями. После его смерти держава дробится между умножающимися  потомками Рюрика: в 1097 году они, съехавшись в Любече, окончательно поделили ее на уделы.
На южных рубежах Руси появляется рыжеволосый народ — кипчаки (половцы), оттеснившие кочевников на Византийскую территорию.
В 1055 году половецкий хан Болучи заключил мир с русскими князьями, однако через два года набравшие силу кочевники нарушили договор, и началась, как пишет летописец: «от половец рать беспристани».


Владимир с сыном Ярославом
Держали строго Русь свою
И в это Новгороду слава,
Об этом я сейчас пою.

Идут контакты с Византией.
Со Скандинавией прочны.
Не мог без Новгорода Киев,
Русины вместе лишь сильны.

В то время Польша возникает.
На земли зарится Руси.
История рассудит, знаем
И мне сейчас тот груз нести.

Князь польский шляхтич Болеслав
Ведет с русинами войну.
Его коварен, злобен нрав
И Киев полностью в плену.

Наш Ярослав, спасаясь бегством,
Ускачет в Новгород родной.
Ему останется лишь средство,
Жениться с Ингигерд весной.

На дочке короля, на шведке,
Крепить позиции свои.
Такие браки там не редки,
Князья из смешанной крови.

И испугался шляхтич силы,
В родную Польшу ускакал.
Права, оставив зятю мило,
Но Святополк не устоял.

Поддержки тестя не имея,
Покинул быстро Киев-град.
Но Ярослав идти не смеет
Мстислав Тмутараканский рад.

Мир братья долгий заключили,
И Киев Ярослав отдал.
И старшим он в роду и в были —
Мстислава полностью признал.

Женитьба не проходит даром,
Ждет Ярослав к себе гостей.
В своем том Новгороде старом,
Из Скандинавии вестей.

В миру им земли выделяет,
Дает им должности и власть.
Родню жены он уважает.
К жене Ингигерд видно страсть.

Мстислав внезапно умирает,
Все земли князю отданы.
И Ярослав легко решает,
Владыку взять со стороны.

Самостоятельность всей церкви
И Митрополию создать.
Другие мысли будто меркли,
Власть Феопомпту передать.

Из Византии был он прислан,
Дела священные все знал.
Но ничего с того не вышло,
Он в Византию вновь удрал.

Война в делах тех отразилась,
На Византию зря князь шел.
Вся власть церковная сменилась —
Иларион во власть пришел.

Сам Ярослав его назначил.
Без воли патриарха быть.
Не мог тогда, не мог иначе,
И нам то время не забыть.

Иларион напишет книгу
И явит древнюю нам Русь,
И рады этому мы мигу,
Гласит история нам пусть.

Схоронит князь Ингигерд вскоре
И замуж выдаст Анну — дочь.
За суетой уйдет и горе,
Он сможет дочери помочь.

Она родит Филиппа — сына,
Тот в девять лет займет престол.
Король всей Франции — картина.
Родню повсюду князь нашел.

Сестру Доброгневу женою.
Отдаст за внука короля.
И брак с поляками порою,
Вполне окажется не зря.

А Изяслав — сын Ярослава
Женат на польке, на княжне.
На немке женят Святослава,
За венгром дочь в другой стране.

Но жизнь в Руси не будет краше
От всех от этих брачных уз.
Принцесса греческая Маша
Внесет в политику конфуз.

Когда от Всеволода — мужа
Родится русский, славный сын,
То он окажется всем нужен,
И назван будет именем другим.

По христианскому Василий,
По русскому Владимир был.
В честь деда матери просили,
Но в свете Мономахом жил.

Скончался Ярослав зимою.
Произошел разрыв церквей.
Несовместимость здесь порою
Была с тем Западом сильней.

Реформы церкви Рим проводит,
Но Русь уже отделена.
И возрожденье не доходит,
Кому поэзия нужна.

Нет текста Библии в народе.
Уже двенадцатый был век.
Платон в Руси еще не в моде,
Вот Ярослав был человек.

Любил церковные уставы,
Почитывал сам книги днем,
Не прижилось лишь только «право»,
Как будто это обойдем.

Не зря он Мудрым нареченный
Один из Киевских владык.
Кто русской верою спасенный,
Был всеми землями велик.

Со смертью дробится держава,
Потомки Рюрика виной.
Ушла Руси былая слава
И потеряла Русь покой.

Набеги половцев все чаще
И разоренье, и полон,
И Киев будто бы пропащий.
Весь в страхе постоянном он.

Полна история загадок.
Ее должны мы с Вами знать.
В финале буду очень краток
Пора на время отдых взять.
2009 г.


Рецензии
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана! Пушкин А.С.

В этих строках - реальная история от Арины Родионовны и вот почему на мой взгляд:
- о. Буян - это существующий о. Бубиян (этимологии местной нет)
- царство - они на юге, в Балтийском море королевства,
- славный - славящий Русь(здесь гротеск?),
- Салтан - царь (сар семит.) Атан - Атон бог в Египте - культ солнца, основа славянской религии, уж очень много параллелей!
Кстати, плыть по Ормузскому заливу - Яр + муж и т.д.

Пророческие строки о древности русов и славян. Это всего лишь версия. С добром!

Алексей Савинков   16.01.2016 17:41     Заявить о нарушении
Правда всегда выйдет наружу!Историки до всего докопаются. Много что в истории запутано!

Владимир Григорьевич Арсентьев   16.01.2016 19:35   Заявить о нарушении