По увядшим, луговым коврам...

По увядшим, луговым коврам
вглядываясь сникшим травам в лица
входит Осень - так в свои права 
словно хочет в чем-то повиниться.

В том, что отгремел последний гром
и остыли молнии Перуна
под опавшим лиственным ковром
засыпают луговые руна.

В том, что зачарованно кружась
лист последний спать в лесах ложится.
на крыло окрепшее, ложась
круг почета завершают птицы.

В том что ввысь, небесною рекой
несут чрез эпохи и границы
в мир астральный, души на покой               
журавлей печальных вереницы.

В том, что велено божественной строкой
пред тобою, Осень – преклониться
Не винись!
Прекрасна ты в такой
царственной осенней багрянице...

                октябрь 2010г.


Рецензии
Уважаемый Дмитрий, Вы пишите, что не прочь выслушать критику.
И доверяясь Вашим словам, пишу...Но только не критику, а заметки из собственного опыта обучения стихосложению.
Возможно, что-то из него Вам пригодится.
Я борюсь в своих стихах с тем, что:
1. ритмическое ударение попадает на незначимые части речи: например, на предлоги: ПО увядшим; ПОД опавшим; НА крыло; ЧЕРЕЗ все; ПРЕД тобою.
2. искажается правильное ударение слов в стихотворной строке : лУговым коврам; жУравлей печальных вереницы; лУговые руна. нЕсут души.
3.искажается ритмический рисунок: "В астрАл несУт души на покой", а если хочется, попасть в хорей, то выходит "В Астрал нЕсут души на покой"
(Примеры взяла из Вашего произведения).
Все эти недочёты мешают правильному звучанию стихотворной стопы: на них словно "спотыкаешься" при чтении "глазами" и вслух.

С уважением и наилучшими пожеланиями. Обучающаяся стихотворчеству Н.В.
P.S.Можете покритиковать и мои недочёты. Со стороны всегда виднее, Да и полезно это для творчества.

Наталья Вешняя   27.11.2010 01:48     Заявить о нарушении
...я благодарен вам Наталья, за столь тщательный анализ моего стиха!
И скажу что с первым пунктом, согласен стопроценттно. Грешен...
И с "астралом" вы правы - должно быть так "нЕсут в Астрал..."
А вот далее, что-то не то. Читаю вслух и ударения мне слышаться примерно так:::

пО увЯдшим, лУговЫм коврАм
вглЯдывАясь снИкшим трАвам в лИца
Осень вхОдит - тАк в своИ правА
СлОвно хОчет в чЕм-то пОвинИться..... и так далее!
Чуть сомневаюсь по 2 и 4 строчке, но извините, ударения как бы так мне слышатся. И сильных сбоей ритма я не слышу. Наоборот, у меня многие стихи, и этот стих в том числе - грешат похожестью на рубленый солдатский шаг. Может я и ошибаюсь, не знаю. Кстати Наталья - под какой стихотворный размер подходит этот стих? Я че-то путаюсь в них и, откровенно говоря, пишу стихи как бог на душу положит.
Вам, огромное Спасибо за внимание и помощь. Может благодаря вам, я лет так под 90-100 и научусь писать стихи согласно теории стихосложения...

Дмитрий Степ   27.11.2010 14:57   Заявить о нарушении
PS... кстати, вас критиковать не могу, потому что не имею на то морального права! Я на странице объяснил почему...

Дмитрий Степ   27.11.2010 15:13   Заявить о нарушении
Уважаемый, Дмитрий. Сначала хочу поблагодарить Вас за деликатность Вашего ответа и за то, что приняли мои слова разумно и спокойно.
Теперь, то, что касается техники стихотворения (опять же из собственных мытарств).
1.Ритмика русской поэтической речи построена на принципе ударности гласных. В стихах чередуются ударные и неударные слоги и каждое сочетание ударного и неударного слога называется стопой. Для любой строчки стихотворения требуется, чтобы все стопы в ней были одного строя, одной формы. (Я думаю, Вы это знаете.)
В Вашем стихотворении ( в каждой строчке) получается - первый слог ударный, следовательно эта форма называется ХОРЕЙ. (Я тоже довольно долго путалась, пока не прочитала где-то, что название формы ЯМБ, в которой первым идёт неударный слог (реКА), произошло от какого-то неприличного древнегреческого слова.
2.То, что касается деления Вашего стиха на строки и его прочтения.
Стопа - помогает строить ритм стихотворения и понимать, почему слова в строке располагаются в том или ином порядке.И это важно. (Я тоже проверяла и проверяю ритм своих стихов под шаг. Но это только ритм.)
А стих состоит из слов и произнесение их не надо подчинять стопам. Если на тот или иной слог приходится вдруг ударение по схеме стопы, сверх того ударения, которое присуще самому слову, то стопное ударение
выделять голосом не надо. Оно является всего лишь вспомогательным средством для понимания ритма строки. А ЗВУЧАТЬ должны только те ударения, которые присущи самим словам.

Вот, заодно и сама повторила то,чему училась. Да и сейчас учусь, потому что хочется писать стихи более сложные по форме и рифме. На Стихире есть такие умельцы!
С уважением.

Наталья Вешняя   29.11.2010 00:49   Заявить о нарушении
...спасибо вам Наталья и извините что замешкался с ответом. В теории я, честно говоря - "плаваю" как топор. Учебников по стихосложению я и не открывал и все мои знания основываються только на прочтении стихов классиков. То есть, откровенно говоря, свои стихи я пишу лишь по наитию. И иногда, не зная теории - долго мучаюсь с этими, как вы говорите "ударными- безударными". Спасибо вам большое!
зы... А критиковать вас или кого нибудь, - вы уж извините, - куда мне с такими теоретическими знаниями. С уважением!

Дмитрий Степ   08.12.2010 21:51   Заявить о нарушении
Дмитрий, удачи Вам в творчестве. С уважением.

Наталья Вешняя   08.12.2010 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.