Гений и посредственность. Дискуссия

Это первый диалог после открытия поэтической страницы Валерия Крушко, состоявшийся 12-14 ноября 2010 г. под стихотворением «Поэзия – серьёзный матерьял…» Возможно, Вы имеете свой взгляд на то, что есть гений и посредственность. Будем благодарны за любое Ваше мнение, оставленное в рецензии под этой дискуссией... 

НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- 24 ноября 2008 года в Симбирске умер поэт, которого почти не знали в этом городе. И проститься с ним пришли лишь несколько человек... Вспоминаю, как мы познакомились. Он принёс в редакцию газеты две напечатанные на машинке странички своих стихов. Протянул руку, представился: "Валера Крушко. Можно на ты..." Я начал читать, и для меня время остановилось. Мурашки бегали по спине. Казалось, прошла целая вечность прежде чем я поднял на него глаза и спросил: "Валера, а ты знаешь, что ты гений?" От неожиданности он несколько секунд с удивлением смотрел на меня, а потом расхохотался так заразительно, что я не удержался и начал хохотать вместе с ним. Кто-то ещё зашёл в кабинет и тоже захохотал вместе с нами. Стихи я поставил в ближайший выпуск литературной страницы...
Он звонил мне иногда, когда был особо навеселе, просил прийти к нему домой, пофилософствовать. И повторял всегда: "Ты - единственный, кто назвал меня гением..." Потом он частенько заходил ко мне в редакцию газеты "Град Симбирск", это было недалеко от его дома. Была у него такая привычка - прогуливаться по периметру улиц Либкнехта-Гончарова-Толстого-Железной дивизии. Вот и к нам забегал по дороге. Володя Михайлов, сидевший в редакции за соседним столом, ему сказал однажды: "Понятно теперь, почему у тебя фамилия Крушко - каждый день вокруг "Бахуса" круги нарезаешь..." Был в городе такой известный магазин. Тогда же Валера мне подарил выпуски полусамиздатовского журнала "Северный царь", где публиковались его стихи...
Я и сегодня считаю его выдающимся поэтом. Так, как он, ещё не писал никто в этом городе. А может быть, и в России тоже. Спустя два года я решил исполнить свой долг перед ним и открыть страничку поэзии Валерия Крушко: литературная Россия должна знать своих непризнанных гениев...


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, вся наша беда в том, что мы как-то щедро разбрасываемся словами, часто не ощущая их истинного смысла. Я имею ввиду слово "гений", которое Вы применили к данному автору стихов. Извините, но ничего гениального в этом конкретном стихо («Поэзия – серьёзный матерьял…» Виктору Сосноре) я лично не увидел: уровень языка поэта далёк здесь даже от среднего уровня. На этом конкретном сайте, где нет никаких гениев, я встречал поэзию значительно более профессионально сделанную.
Гениальность - это всегда выход за рамки обыденности и мысли, выраженные в сверхэссенциальной форме подачи филигранно и точно.
И вообще надо отметить, что настоящие таланты никогда не остаются незамеченными обществом. Родник всегда пробьётся через любую твёрдую породу и будет поить целебной водой жаждущих.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Евгений, спасибо за содержательный отклик. Вы не согласны, что я назвал поэта гением? А я и не рассчитывал, что с моим мнением кто-то согласится, даже в родном городе Валерия Крушко. Это же всё субъективно, я оцениваю со своих позиций, Вы - со своих. Но у меня всё же больше оснований на свою точку зрения, потому что я читал много стихов Валерия Крушко, а Вы делаете вывод по одному стихотворению. В течение ноября я постараюсь разместить здесь несколько десятков его стихов, не поленитесь, прочтите их. Мне интересно, изменится ли Ваше мнение?


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, кстати, поэт Виктор Соснора часто становился объектом поэтических пародий, в частности, А.А. Иванова. Одна из них, если не читывали, «Крик рака»:

Я ли не мудр: знаю язык
– карк врапа,
Я ли не храбр: перебегу
Ход рака...
                /Виктор Соснора/

Я начинаю. Не чих (чу?):
Чин чином.
То торс перса (Аттила, лей!)
Грех греки?
Не гамаюна потомок юн:
Крем в реку,
Как козлоногу в узде узд?
– Злоб зуды.

Ироник муки, кумиров кум
– крик рака.
Не свист стыдобы, не трут утр,
Карк крика.
Не кукареку в реке (кровь!),
Корм греке...
Неси к носу, а вы – косой,
Вам – кваса.

Добряк в дебри – бродягам бедр
– суть всуе,
И брадобрею гибрид бедр
– бром с бренди.
У вас зразы (и я созрел!)
Псом в сопот.
А языкается заплетык
– нак тадо.

Я прочту ещё стихи Вашего гения, но не уверен, что изменю своё мнение, ибо гений живёт в КАЖДОМ своём стихо.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Спасибо, Евгений, что дали согласие прочитать ВСЕ стихотворения Крушко, мнение вдумчивого коллеги по перу мне всегда очень важно. Но не соглашусь с Вами, что у гения - каждое стихотворение гениальное. Бывают творческие взлёты и падения даже у гениев. Можно и у Пушкина найти стихи невзрачные, не знал бы, что это Пушкин, и внимания бы не обратил... Да и кого считать гениями? Есть у меня большая книга, где собраны стихи всех нобелевских лауреатов по литературе. Читаешь некоторых и думаешь: за что ему Нобелевку дали? Объективности в восприятии поэзии практически не бывает...
А пародия забавная, посмеялся.


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Согласен, что и у гениев были провалы в творчестве, но ведь сама гениальность - это отход от стабильного состояния психики и поведенческих стереотипов. На самом деле, гением в русской поэзии, на мой взгляд, был только Пушкин, ибо ни до него, ни после, ничего подобного по мощи и качеству поэзии создано не было.
Точно так же ни до, ни после Эйнштейна не было создано теорий, даже близко стоящих по глубине и оригинальности научной идеи. Гений - это единичный товар, если можно так выразиться. Многие путают понятия таланта с гениальностью. Талантливых людей действительно множество, а гении, увы, рождаются весьма редко, посему и представляют для человечества необычайную ценность в виде оставленного ими творческого наследия.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Но где границы между талантом и гениальностью? Каждый ведь эти границы определяет для себя сам. У меня есть своя формула на этот счёт: посредственный поэт пишет умом, талантливый поэт пишет сердцем, гениальный поэт пишет душой. А если в стихах нет ни ума, ни сердца, это и вовсе не поэзия, а графомания... А написанные душой гениальные стихи я для себя определяю очень просто: если при первом прочтении мурашки по спине - это для меня и есть гениальная поэзия. Интересно было бы узнать, какую классификацию поэтического творчества используете Вы, чтобы понять, где в Вашей системе координат находится поэзия Валерия Крушко? Приведу несколько цитат из его стихов...

1
...во имя зла что я в себе убил
есть памятник у бездны на краю
приму исход моих последних сил
и только Вечность в сердце сохраню...

...оплакан будет вечный раб в душе
за то что в чашу зла добавил слёз
но эта чаша выпита уже
я всё что мог свершил и произнёс...

2
Не из судорог правды - из рвоты холопства и лжи
прорастают поэты. Их души - размолоты в прах.
На могилу мою ты не розу с шипом положи,
а случайный цветок, не имеющий меры в рублях...

3
...болею потерей, как будто бы корью:
как будто бы мама положит ладонь
на голову горя, в мой бред и огонь,
где я – лишь ребёнок, упившийся болью...

…сорока кричала, летя над погостом,
рябина горела, как свечи в раю,
и с жалкой души облетала короста
у этой могилы, на самом краю...

Это из тех стихов, что уже размещены на сайте. Вы считаете эти строки посредственными?


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, я не имею права судить о литературной ценности стихов Валерия Крушко. Это могут сделать профессиональные литкритики. Я же могу высказать только своё субъективное мнение. Что можно сказать по приведённым цитатам?
1. …и только ВЕЧНОСТЬ в сердце сохраню..., ...оплакан будет ВЕЧНЫЙ раб в душе,
есть памятник у бездны на КРАЮ…, …у этой могилы, на самом КРАЮ.
Словарный запас Валерия оставляет желать лучшего.
2. …есть ПАМЯТНИК у бездны на краю…, На МОГИЛУ мою ты не розу с шипом положи…, …у этой МОГИЛЫ, на самом краю, …ОПЛАКАН будет вечный раб в душе.
Чувствуете основные МОТИВЫ поэта? На мой взгляд, они чернее ночи, вернее чернее могильной земли. Непозитивные, скажем так. Может и есть любители такой слёзно-душевной поэзы, но хочется всё же читать что-то светлое, ибо чернухи у каждого из нас и так хватает с избытком.
Это только пара моментов, как говорится тех, что на поверхности. О грамотности данных стихов я просто умолчу. Извините, Николай, но гениальности в этих строфах я не вижу, увы. Хотя, порог понимания этого термина у всех различен, и тут я могу с Вами согласиться.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Да уж, Евгений, коль и эти строки не вызывают у Вас никаких чувств и не трогают душу, мы просто никогда не поймём друг друга, мы находимся в разных системах координат... Последний вопрос к Вам: а можете Вы назвать поэтов и привести их строки, от которых у Вас - мурашки по спине? И Вы не назвали всё-таки, по какой схеме Вы определяете для себя, бездарное стихотворение, талантливое или гениальное?
И напоследок опять Крушко. Не знаю уж, к месту или не к месту...

…ни доброты текучая вода,
ни страх потерь, ни совесть, ни забота
не выручат: когда придёт беда,
ты сразу станешь прошлым для кого-то.
И плоть твоя мученьем прорастёт,
и голос твой меж стен глухих забьётся,
как птица, ветром сбитая с высот,
как эхо тьмы из глубины колодца.
Отверженность, как Каина печать,
рассеет всех, кто был с тобою рядом.
Твой долг отныне просто замолчать.
Не замечать. И не встречаться взглядом…


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, гениальных стихов на этом сайте я пока не встречал, а талантливых авторов читывать приходилось. Выделять кого-то из общего количества я не буду, ибо это будет уже субъективизм чистой воды, тем более, что у каждого из читателей свои предпочтения как в темах, так и в формах поэзии. Мурашек по коже у меня современная поэзия вообще не вызывает, если честно.
Николай, я совершенно не сомневаюсь в искренности Вашего личного отношения к Валерию Крушко как к поэту. Речь идёт ТОЛЬКО о значении слова "гений", которые Вы применили в его отношении. Гений совершенен в том, на что направлена его  гениальность. Если поэт пишет стихи, имея тривиальный словарный запас и не разумеет языка хотя бы на уровне средней школы, то как можно называть его гениальным? Помните, как пресловутый кормчий самолично присвоил себе звание генералиссимуса, которые носил до него только один русский полководец - А.В. Суворов? Помните, как один известный всем генсек приравнял себя по наградам к маршалу Жукову, хотя всю войну пробыл политруком дивизии? Как вы считаете, были ли Сталин и Брежнев на самом деле генералиссимусом и четырежды Героем соответственно? Любой поэт может назвать себя гением или это могут сделать его почитатели, но от этого гением он не станет, вот в чём беда, Николай.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Евгений, так ведь и моё мнение о поэзии Валерия Крушко – это тоже субъективизм чистой воды. Но мне любопытно, чем же отличается Ваш субъективизм от моего? Понять пытаюсь Ваши пристрастия и вкусы… И я же не ограничиваю свою просьбу этим сайтом, приведите стихи из всей мировой поэзии, которые способны Вас потрясти…
Ну а что касается понятия «гений», оно для меня очень близко к понятию «сумасшедший», я об этом тоже говорил много лет назад Валере Крушко, и он, кстати, соглашался со мной. Прочтите его «Варианты рассудка» (сегодня разместил на страничке), и Ваше мироощущение наверняка определит это как сумасшествие. Гения трудно понять, он разговаривает на другом языке, и многим проще назвать это сумасшествием. Вы Эйнштейна в пример приводили – типичный пример сумасшедшего, которого до сих пор 99,9% человечества не понимает. И в этом его гениальность…
Крушко сам себя гением, конечно, не называл, смеялся над этим. Но знал себе цену, прекрасно понимая, что его стихи парят высоко над общей серостью современной поэзии. И в том, что я его гением назвал, никакой беды нет – я люблю его стихи и могу называть поэта, как мне заблагорассудится. То, что со мной не согласятся 99,9% человечества, меня тоже нисколько не заботит, это моя Вселенная, и в ней главными являются мои вкусы и пристрастия.
Крушко об этих 99,9% в «Вариантах рассудка» так написал:
«Мои читатели ушли
читать иных, кто – недоспятил…»


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Мне очень нравятся стихи раннего Р. Рождественского, Наума Коржавина, Олега Чухонцева, Александра Галича. Обожаю читать наследие Сан Саныча Иванова. Считаю песенную поэзию Алесандра Новикова одним из лучших образцов современной лирики. Грущу о безвременно ушедшем Серёже Наговицыне - великолепном русском поэте - самородке. Владимира Высоцкого ставлю на высшую ступень пьедестала новейшей русской поэзии - он для меня наиболее близок к Вашему пониманию гениальности.
Дело не в конкретных поэтах, Николай. Есть определённые каноны поэзии, по следованию которым и судят о том или ином авторе. Кто-то не видит явного косноязычия в чужих стихах, кто-то не обращает внимания на явные грамматические ляпы и нестройность форм, для кого-то важнее не рифмы и стилистика поэзии, а её внутреннее наполнение нелепыми метафорами и каверзными аллегориями. Каждому - своё. Ну что поделать, если стихи какого-то автора нравятся одним, и вызывают непонимание у других. Это абсолютно нормально, ибо все мы в этом мире рождены разными, потому и мир сам так великолепен и многогранен.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Евгений, названных Вами признанных авторитетов давайте отставим в сторону, о них уже достаточно сказано. А вот о Сергее Наговицыне услышал впервые. Нашёл несколько его стихотворений на этом сайте. При всём уважении к его памяти, стихи посредственные, написанные умом, но не сердцем и душой. А вот к этому стиху Александр Иванов, будь он жив, мог бы и пародию сочинить наподобие той, что написал на Виктора Соснору…

Воздадим хвалу словам молвы
Окинем взглядом - Двы!
Прикинемся курящим слом
И будем таковы.

Ривёнка падали усы
Елкие умешки бвели
Шуршали с вызовом низы
Шары вертелись и худели.

Действительно, разные у нас с Вами ориентиры в поэтическом пространстве. Но я благодарен Вам за высказанные мнения. И совершенно согласен с Вами, что мир вокруг так многообразен и великолепен именно потому, что все мы - разные…


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, Сергей Наговицын закончил только среднюю школу и нигде после неё не учился. Он не был поэтом в прямом смысле этого слова, а просто сочинял песни и пел их сам. Чем отличается талант в поэзии от посредственности? Тем, что умеет филигранно пользоваться своим языком, а этим Бог одаривает далеко не всех. Вот только две строфы из поэзии С. Наговицина:
а) и грибной посыпал;
б) а сизый полетел по лагерям.
На мой взгляд, вот это и есть та самая филигранность. Понимаете? Я ценю эссенцию мыслей автора, облачённую в прецизионную оболочку СЛОВА. У Вас - другие оценочные нормативы. Мы дискутируем на тему, в которой не найдём консенсуса, ибо на разных источниках развивались. Сергея Наговицына знает большинство нынешнего поколения россиян. Валерия Крушко знают немногие в сегодняшней России. Почему? Причина очевидна, Николай, увы.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Я послушал сейчас несколько песен Наговицына. Поёт душевно, под водочку особенно хорошо послушать. Но тюремная романтика меня как-то не очень трогает. Мы-то о поэзии спорим, а песня - это другой жанр. Миллионы людей восторгаются современными попсовыми песнями, в которых совершенно нет поэзии. Люди певца слушают, а не оценивают художественность текста.
Филигранности в приведённых Вами фразах я не увидел, увы. А сравнивать по количеству аудитории певца, исполняющего тюремный шансон, с поэтом, который при жизни не издал ни одной книги, смешно.
В любом случае спасибо Вам за искреннюю позицию. Может быть, наш диалог продолжат другие, и тогда станет ясно, кто же из нас более прав...


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, да не лагерная лирика как таковая меня интересует, а то, как человек выражает свои мысли при помощи родного языка. Мой любимый поэт (и не только мой) М. Танич написал несколько десятков песен лагерной тематики, но как он это сделал!!!
Дело не том, о ЧЁМ пишет поэт, а именно КАК он об этом пишет. Кстати, сам Серёжа в тюрьме никогда не сидел, и это как раз говорит о его поэтическом таланте и умении писать ассоциативно, по-максимуму используя подкорковый слой мозга. Язык его богат и объёмен. Его метафоричность изысканна и тонка. И пусть тематика его песен не всем нравится, но не заметить в ней профессиональное обращение с языком невозможно людям, знающим и понимающим толк в словесности.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Прочитал ещё два десятка стихов Наговицына – обычные песенные тексты, талантливо сложенные, но не более того. Если бы он не исполнял их как песни, никто бы о них не знал, кроме друзей и близких. А вот Ваши эпитеты подходят как раз к поэзии Крушко – «умение писать ассоциативно», «богатый и объёмный язык», «изысканная и тонкая метафоричность». Просто по одному стихотворению Вы этого никогда не почувствуете, прочтите хотя бы те два десятка, что уже размещены на сайте. И как-то непонятно, Вам не нравится «чернуха» в поэзии Крушко, хочется чего-то светлого, а тюремный шансон Наговицына – это как раз то самое чистое и светлое? Странная логика…


ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Николай, да что Вы всё о тюремной лирике Серёжи повторяете. Прочтите "Прохор Митрич", Первомай", "Кабачок", "Улица". Михаил Танич, когда узнал о смерти Сергея, плакал. Это был неординарный самородок и никто его специально не раскручивал: его песни сами нашли дорогу к слушателям. Я не навязываю Вам чтение стихов, которые нравятся лично мне, Николай. Ещё раз сделаю акцент на то, что тема стихо для меня вторична: на первое место я ставлю использование поэтом своего языка на высоком уровне. Даже могильную тему можно сделать читаемой, если есть у автора способность точно и ажурно выражать свои эмоции, не повоторяя однокоренных слов в коротких стихах и используя уникальные словоформы. Я же говорил, что мы не найдём консенсуса в данном вопросе по видимым причинам. Вам никто не мешает популяризировать своего любимого поэта. Каково отношение читателей к его творчеству -  Вы сможете узнать лишь спустя какое-то время и тогда только сравнить Вашу точку зрения с общественной. Я не исключаю, что обязательно найдёте сторонников, но наверняка будут и те, кто пройдёт мимо. Но, это и есть калейдоскоп мнений: ложных, искренних, истинных, трепетных, негативных, насмешливых, безразличных.. И слава Богу, что они будут разными, ибо в стране с кличкой "одобрямс" мы уже жили, Николай.


НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Евгений, говорю так, потому что большинство его песен – или лагерная романтика, или что-то про рестораны и пьянки. Да вот цитаты из того же «Прохора Митрича»: «Шли года, я отслужил, отсидел…», «И на праздник в шоколаде миндаль / я ему через блатных доставал...» Из песни «Улица»: «Здесь когда-то с корешком мы кутили от души…» Из песни «Кабачок»: «Успокоит нежно душу грешную мою / Колыбель ночного ресторана…» Из песни «Первомай»: «…отыграл оркестр в кабаках», «…не искать знакомых, не налить по 50». И опять же повторяю, это песенные тексты, они душевно звучат в исполнении Сергея, их будут слушать и, возможно, кто-то петь, но читать и воспринимать как поэтические произведения интеллигентный человек не будет. Вы просто неудачный пример взяли для нашего спора, всё-таки надо было назвать для сравнения какого-то малоизвестного поэта, а не исполнителя шансона…
У меня был друг - поэт и бард Владимир Косоуров, он умер в декабре 2009 года. Страничку его поэзии я тоже создал здесь. Он не умел рассказывать свои стихи, поэтому большинство их пел под гитару. Вот творчество Косоурова можно сравнивать с творчеством Наговицына, потому что они работали в одном жанре… Если пожелаете – можете познакомиться с его поэзией, там и ссылки есть на его песни. Вот адрес:
http://stihi.ru/avtor/kosourov59
А то, что будут и сторонники, и хулители поэзии Валерия Крушко, и равнодушные тоже, которые пройдут мимо, тут я с Вами согласен. Сколько людей – столько мнений. И это хорошо.

ФИМА ЖИГАНЕЦ:
- Кошмар... Пренебрежительно рассуждать о Крушко - поэте и талантливом, и неординарном, что очевидно людям, имеющим хоть какое-то чувство художественного вкуса, и приводить тут же в качестве образцов... полуграмотные нескладушки Наговицына и, в общем-то, ремесленные сочинения Александра Новикова...
Могу сказать только - блииин...

ЕВГЕНИЙ КАБАЛИН:
- Г-н Фима Жиганец, Вы имеете своё мнение, я - своё. Мне Ваше - совершенно безразлично в данном конкретном случае. Наговицына знает вся страна, Жиганца же я не ведаю, кто знает. Блин или оладень - это Ваши личные проблемы, согласны? У каждого из нас свои взгляды на мир и его проявления, поэтому лучше не побуждать друг друга к бессмысленным дискуссиям. Прощевайте.

ФИМА ЖИГАНЕЦ:
"Наговицына знает вся страна..." :)).
Вам самому не смешно?
Это Фому Опискина вся Россия знает :)

ЯН БРУНШТЕЙН:
- Николай, Вы удивительный молодец, что ведете страницы ушедших талантливых коллег. А дискуссия эта, согласен с Александром (Фимой Жиганцом), выеденного яйца не стоит.

НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
- Спасибо, Ян, у меня перед ними какой-то внутренний долг, чувство вины, что при жизни мало сделал, чтоб помочь их стихам обрести известность. Ещё один талантище из моих друзей - Анатолий Чесноков, он весной сгорел дотла в своей деревенской избе. Вот ссылка на его страницу, которую я открыл месяц назад...
http://stihi.ru/avtor/apchesnokov
А дискуссия всё-таки была полезной, я думаю, что Евгений как-то переосмыслил своё отношение к поэзии Крушко. И это ведь не одиночная позиция, такие мнения я слышал и в нашем городе. Так что надо переубеждать скептиков, не считающих такие стихи настоящей поэзией.

12-14 ноября 2010 г.

МИША СТЕЛЬКИН:
Спасибо всем участникам этой дискуссии! На мой взгляд, она замечательная и читается на одном дыхании, с нарастающим интересом. Почаще бы такие вещи, такие страстные диалоги встречать на нашем сайте. Много интересных и любопытных мыслей почерпнул и задумался о наших поэтах, таких разных, но уже ставших близкими и дорогими для наших читателей. С поэзией В.Косоурова и В.Крушко я ещё только-только начал знакомиться, но стихи и поэмы Анатолия Чеснокова прочёл почти все и - дыхание перехватило от радости знакомства с такой удивительной поэзией! Своё восхищение, как мог, постарался выразить в стихотворении "Вечный свет"… http://www.stihi.ru/2010/10/27/6454
Николай! Снимаю шляпу при одном упоминании Вашего имени! Правильно сказал Ян Брунштейн: - Вы удивительный молодец!!!

НИКОЛАЙ МАРЯНИН:
Миша, благодарю за терпение прочитать дискуссию до конца. И за искреннее посвящение Анатолию Чеснокову спасибо, я разместил стихотворение на его страничке http://stihi.ru/2010/11/25/2797
К сожалению, Евгений Кабалин удалил эту дискуссию из-под стихотворения "Поэзия - серьёзный матерьял...", но здесь она останется, может быть, кто-то ещё выскажется по этим вечным вопросам.
Ещё одна дискуссия завязалась было под стихотворением "Юбилей Солженицына", но другой мой оппонент удалил её раньше, чем я успел  скопировать. В общем-то, удивлён, что поэзия Валерия Крушко вызывает споры, для меня её достоинства казались очевидными. С другой стороны, хорошо, что есть такие оппоненты, они всё же лучше, чем равнодушные...

25 ноября 2010 г.


Рецензии
Читателя не проведёшь: то, что написано Поэтом "кровью сердца" и болью души - сразу вливается в "кровь" сердца и душу читающего, чужое глубоко личное отзывается и узнаётся твоим глубоко личным. Доверяйте читателю, он не дурак, не ханжа, а живая отзывчивая на Настоящее душа, он "чуёт" Правду и Не-фальшь... Стихи Валерия Крушко отозвались в душах многих и многих читателей этим узнаванием: "мы с тобой - одной крови"...
А математические подсчёты (типа вот в этой рецензии я, например, 4 раза употребила слово "душа" - укоряй, счетовод!) и т.д. - это уже про что-то другое...

Нина Волкова-Коваленко   31.08.2016 17:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.