Бог просит

(по мотивам Ewa Lipska)
Не продавать. Не поминать напрасно, ложно.
И не рядить палатки партий в благодать.
Своих деяний, и преступных, и безбожных,
Как оправданьем, "Gott mit uns"* не прикрывать.

Под покровительством Его не делать злого.
«Придем! Поклонимся!» - бесцельно не взывать.
Не жечь в кострах других. Не распинать другого …
Горящий взор смягчает влажная слеза …

Наступит ль время «роду жалкому людскому»
Пробиться к своему греху второму. **
(13.11.10)
перевод Романа Железного здесь http://www.stihi.ru/2010/11/10/345

* «Gott mit uns» - «Бог с нами» по-немецки.  Вообще-то девиз на гербе Германской империи. Немецкая армия (войска) использовали его примерно с XIX века. Например, на пряжках ремня.
** Понимпние «второго греха», близкое мне. Преподобный Максим Исповедник пишет, что «когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу. Через первый грех возник и второй - не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление. Ибо два греха возникли в праотце нашем вследствие преступления Божественной заповеди: один - достойный порицания, а второй - имевший своей причиной первый, не могущий вызвать порицания. Первый - от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй - от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия». Если первый грех есть результат сознательного волевого акта праотца, то его последствия - “второй грех”, в противоположность первому, есть как бы “невинный”, поскольку он является неожиданным и непредвиденным следствием первого. Этот грех естества и есть смерть.
Результат первого греха – отпадение от Бога души. Результат второго – смертность и тленность плоти.
http://www.bibliotekar.ru/avtor/11.htm
*** Можно предложить понимание финала стихотворения через мнемоническое правило SALIGIA концепции семи смертных грехов. Тогда речь идет о «superbia» (второй после хулы на Духа Святого) или «avaritia» (второй после гордыни).
**** Комментарий мэтра
«… как по мне - речь может идти о грехе против второй заповеди Декалога. Причём, если примем католический вариант разбивки заповедей - то дело касается предписания почитать имя Господне (см. Исх 20,7 + Катехизис Католической Церкви, п.2142), если же идти по еврейской традиции, тогда "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх 20,3).
Третья версия, которой я склоняюсь более - если о первом грехе известно много (грехопадение и первородный грех), то искать следует ближайшее к нему второ-грехопадение (оказалось, в католическом богословии встречается понятие "второй грех"). Таковой удалось обнаружить в Быт 6,5-6: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем". А дальше - Ной и Великий Потоп. Иными словами, сей пассаж можно понимать, что, мол, накануне твоего личного Великого Потопа тебе, как Ною, скажут. Кстати, сам оборот "о, род жалкий людской", если прочесть его в контексте Быт 1-7,12-13 становится совершенно понятным и конкретным (а не каким-то абстрактным восклицанием) (Роман Железный   13.11.2010 12:28)
«Кстати, сама структура первой строфы - это чистая аллюзия с Декалогом. …. Нарушение заповеди имеет последствием Великий Потоп, а человек, даже помещённый в этот контекст, всё равно получает надежду на спасение» (Роман Железный   13.11.2010 13:06)
***** Изображение из Интернет


Рецензии