Учить на жестокости или на доброте?

    Недавно я посмотрел модный фильм "Похороните меня за плинтусом". Стоило больших усилий досмотреть его до конца. Досмотрел только для того, чтобы понять - за что же его хвалят. Суть фильма – бесконечная истерия и хамство домашнего инквизитора - бабушки,  терроризирующей всю семью и особенно издевающейся над внуком. "Подлец, я тебя задавлю собственными руками" – вопит она внуку. Отношение к ребёнку эсэсовки в фильме "Семнадцать мгновений весны" в сравнении с ней - это сама нежность и ласка. Проклятья и оскорбления сыпятся на головы всех: мужа (непонятно как, и главное, зачем он это терпит), дочери, зятя… Авторы фильма пытаются внушить зрителю, что её поведение - это естественное следствие её нелёгкой судьбы, а внука она ОЧЕНЬ любит. Эпизод с жалостью к мышонку и его похороны выдуманы для того, чтобы показать, как добра эта садистка. Жалко великолепную актрису Светлану Крючкову, играющую это чудовище,- тяжёлая роль,  но ещё больше жаль ребёнка Сашу Дробитько. Думаю, что если бы его родители видели процесс съёмки, они бы не позволили мучить ребёнка. Повесть, положенная в основу сценария, получила премию журнала "Октябрь" за 1996 год, а фильм, надо полагать, тоже получит. Ведь был же премирован "Золотым орлом" и всячески расхвален фильм "Возвращение", сходный по сюжету. Там тоже изверг отец издевается над своими детьми и доводит одного из них до состояния близкого к самоубийству.
   Возможно, авторы в обоих случаях исходят из того, что учить отношению к ребёнку следует показом того, как НЕ НАДО относиться, а не как НАДО. А есть ли уверенность в том, что зритель не сделает обратных выводов? А может быть авторы и не ставили перед собой такой – воспитательной -  задачи, а просто хотели показать, как бывает в жизни. Ведь популярна же безумная теория, что кино, как и искусство вообще, не может, а, следовательно, не должно воспитывать. Что оно должно просто отражать жизнь - наподобие зеркала. Причём, боже упаси, не показывать позитив. Ведь со времен начала "перестройки" и критики всего советского, всякий позитив ядовито расценивается, как "лакировка действительности", а не как образец для подражания. А посему – "даёшь сплошную чернуху"! Но, скорее всего, причина появления этого невыносимо жестокого фильма намного проще: зрителя, вскормленного на ужастиках и стрелялках, на бандитах и проститутках, на жестокости и свирепости не заманить на умный, добрый фильм, положительно влияющий на поведение, на психику. И эта цель была благополучно достигнута – в форумах преимущественно хвалебные отзывы об этом фильме.
По-моему, фильм "Похороните меня за плинтусом" такой же нелепый и отвратительный, как и его название…


Рецензии
Спасибо за важную и полезную "информацию к размышлениям". Слышал краем уха о повести и фильме, но то что успел тогда смутно понять, не очень меня воодушевило. Теперь мне ясно, что не зря пропустил мимо ушей и глаз это "культурное событие".
Согласен полностью, что на плохих примерах учить и вредно и опасно. Мы шарахаемся из крайности в крайность. В советские времена одни крайности - назидательно-гуманно-патриотические (но и много было истинно талантливого!), а теперь - наоборот. Задумался недавно еще об этом, когда заметил "тренд" в отношении к Пушкину. То, что Сталин из своих дьявольских расчетов поднял в 30-е годы его на щит (заодно, как борца с царизмом), теперь послужило поводом начать его "задвигать". Не знаю, как далеко это может пойти... Увы, конъюнктурщикам и спекулянтам от культуры теперь раздолье еще больше, чем раньше, и результат оказался даже хуже, чем при "совковой" цензуре. С уважением, С.М.


Сергей Моргулец   28.11.2010 11:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.