Рецензия на поэтическую книгу Е. Ткалич Свет души

Евгения Ткалич
«Свет души»
Стихотворения
г. Барнаул, 2009г.
Редактор Ю.А. Нифонтова

Книга «Свет души» Евгении Ткалич порадовала меня и, в то же время, огорчила, как читателя.
Вступительное слово «Живой голос» настроило на прочтение книги ранее неизвестного для меня автора – положительно, да и первые два стихотворения «Не видеть, ничего не знать...», «Малым зерном брошу СЛОВО...» отозвались светлой мелодией в душе, но дойдя до стихотворения «Девочка пишет стихи», я почувствовала этакое «де жа вю», которое не оставляло меня до последней страницы книги.
 Перечитывая на второй раз «Свет души», я всё-таки решила разобраться, что же меня так огорчило, ведь в том, что все темы и сюжеты уже давно изъезжены, автор не виноват? К тому же чувствуется, что у Евгении Ткалич хороший слог, отработанный ритм и главное для меня – присутствие музыкальности, лёгкости...
Мастерски используя автологический стиль (прошу не путать с прозаической речью, обладающей внешними признаками стиха – размер, рифма, которые не могут сделать её поэзией), Евгения Ткалич предлагает читателю стихотворение «Корова», имеющее ясный рисунок описываемого и простоту выражений. Стихотворение душевное, эмоциональное, но… почти с полным отсутствием метафоры.
Традиция автологического стиля в России, как реалистической точности выражения, восходит ещё к народному творчеству. Этим стилем не брезговали ни Александр Блок – поэт тонкой метафоры, в широком её значении, ни Владимир Маяковский, который, имея ввиду автологический стиль, писал: «Ищем речи тонкой и нагой». Поэтому, нельзя автора обвинить в прозаической бытовухе, столкнувшись и в других стихотворениях с автологическим стилем, хотя проскальзывает такое желание при прочтении стихотворений – «Скатёркой белою наряжен...», «Гадание».
Знакомясь со стихотворением «Жизни крутой поворот...», невольно появляется вопрос, для чего автор смешивает стили, если они не срабатывают на усиление художественной выразительности авторской идеи?
Первое четверостишие довольно-таки слабое, на мой взгляд, реалистичное, с использованием бедной рифмы, а третье и четвёртое являются анафорической аллитерацией, или как принято называть – «вертикальной аллитерацией стиха», но для чего такая архитектоника – общая внешняя форма строения художественного произведения (не смешивайте с композицией, отвечающей за внутреннюю форму художественного произведения) – непонятно. «Только б вписаться в пределы!..» и мне самой, пытаясь разобраться: стоит ли выставлять на показ такие слабые стихи, когда автор богат воображением и умеет грамотно владеть словом, создавая действительно яркие художественные образы и поднимая читателя на очень высокий ментальный уровень в своих, действительно ёмких и душевных стихотворениях: «Всё давным-давно сказано, спето...», «Я ищу тебя в памяти зыбкой».
Читая стихотворение «Опять против шерсти погладили...», спотыкаюсь, столкнувшись с неблагозвучным скоплением гласных на стыке слов: «... пожалей и утешь!..». В данном случае гиатус сразу же работает в отрицательную сторону, принижая мощное своей эмоциональностью стихотворение, которое, несмотря на бедную рифму, не может оставить читателя равнодушным.
А как часто автор грешит глагольной рифмой в конце стихотворной строки – «знать – ждать», «решали – мешали», «спишь – молчишь», «каяться – маяться», «гадала – читала», «задевали – запивали», и уж совсем удивляет, что Евгения Ткалич, при всём своём умении грамотно пользоваться художественным литературным языком, использует рифмы – «сами – с усами», «ненастья – счастье», и такой заезженный штамп – «Россия – миссия». И это только малая часть, что я привожу в пример.
В противовес искренним поклонникам поэзии Евгении Ткалич, что могут обвинить меня в предвзятости, напомню, что «банальными рифмами» называются избитые рифмы, среди которых встречаются по своему созвучию и «богатые рифмы», но, вследствие частой повторяемости в стихах, они примелькались и утеряли минимум неожиданности и свежести, что так необходимы для богатой рифмовки. К банальным рифмам относятся также глагольные рифмы, рифменные пары существительных с окончанием на «ение» и «ание», прилагательные на «ой» и т.п.
Конечно же, без всякого сомнения, у Евгении Ткалич есть и авторские находки, и в стихотворениях присутствует богатая рифма, где прослеживается наиболее полное совпадение звуков в рифмуемых словах, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: «переборами – разговорами». И в книге представлено достаточно много стихотворений достойных искреннего уважения и восхищения.
Не желая обидеть автора книги «Свет души» и редактора, допустивших такие, может быть и не значительные промахи,  не имея ввиду эту книгу, прочтя которую я  задумалась об эстетической важности и целостности литературы, а так же, насколько ответственна редакторская работа, чтобы «комар носа не подточил», мне хочется обратиться ко всем современным писателям – может быть стоит серьёзнее относиться к появлению новых книг?..
Не обедняйте себя не отработанным материалом, что в последствии пылится на полках. Проявите хоть чуточку уважения, дорогие современники, к читателям, а также к высокому понятию – художественная литература.
Яна Голенкова


Рецензии