Ливень

Небо просело.
      Тучи рванули
            серые струны дождя.
Ошеломлённо вздрогнув,
проснулась
       И потянулась
               к жизни земля.


Грянул токкату
     весёлый ливень,
           обрушив органный шквал.
Громом и молниями
взорвался
        огромный
                небесный зал.


Ливень,   
      счастливый ливень
          в свободе своей ликовал,
непостижимой своей безбрежностью
мир обнимал,
           обнимал,
                обнимал…


То он шумел загадочно,
то плотной вставал стеной,
то нависал стремительно
над  томною плотью земной.

Неуправляем бешеный ритм.
Били в литавры радостно
Ветви морщинистых старых лип,
И рвался в  пространство отчаянно
Тополя павшего крик.


Так надо!
       Так надо!
                Так надо!
Звенела, и пела,
          гремела токката,
Срываясь  галопом,
                звуча серенадой.
Искрясь, рокоча,
ливень лил, ливень лил.

Взметнув над обыденным
                серое, жгучее,
умножив  остаток
             лишь самого лучшего ,
живою водою,
            лавиною свежести,
прохладою нежности,
своей изначальной
                могучею силою
усталые души  и землю поил он.

2

Ты,знаешь,
     любимый,
           до души
               твоей
                я хочу
                добраться
                и достучаться.
Ты, знаешь,
        любимый,
                я так хочу счастья!
Не милости сопричастья,
а просто счастья!
совсем
     чуть-чуть,
            хоть немного,
но радостного,
             земного.
Одного с тобой на двоих,
самую малость :
чтобы сердце сердцу отозвалось,
чтобы  струна
       между тобой и мной,
чтобы ток 
        меж телом   и душой,
чтобы провод
       между  душой и миром…
Но проливается
            лавинно
и исчезает пуповина
меж небом и землей.

1.09.2010


Рецензии
Здравствуйте, Юлия! Вы, я вижу, заходили на мою страничку. Объясню, почему заходил к Вам.
Обнаружил на достаточно давно прошедшем конкурсе Ваш верлибр, кажется, даже не этот. А я предпринимаю некие исследования в области верлибра
http://www.stihi.ru/2014/12/11/8784
потому и зашёл. Этот стих меня заинтересовал. Он, я думаю, экспериментальный?
Верхние 3 строфы - каждая одинакового строения. Начинается белым стихом, серединка строфы - верлибр, а кончается в рифме.
Это вообще-то даже не смешение метрики, которое часто бывает, а смешение стилей. Так, как если бы художник рисовал треть картины мастихином, треть - кистью, а треть - из баллончика распылил. Это, по моему мнению нехорошо.
Конечно и ритмика проникает в верлибр, и рифмы проникают - так пишут. Но всё же, сохраняя при этом единство стиля. Иначе при чтении оказывается очень трудно то и дело перестраиваться с одного на другое. Но почитал с интересом.
В целом стих понравился. Выразительно и с напором.
Всех благ Вам. С наступающим Новым годом!
Дмитрий Маштаков.

Маштаков   26.12.2014 22:54     Заявить о нарушении
Доброго времени суток,Дмитрий! Спасибо большое за критический отзыв...
И Вас с наступившим Новым годом!Счастья,здоровья,благополучия и творческих успехов!
По поводу эксперимента и "смешений" :).. Как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет». Лично я не вижу ничего плохого в подобном «смешении стилей» у художника… это необычно и оригинально… порой даже эксклюзивно…
Да, конечно строфа-существенный элемент композиции стиха, но, согласитесь разбивать ее можно по-разному, а соответствено и читать по- разному... Если подходить формально, то главным признаком стихотворной речи является именно деление на строки, а ритм и рифма — вторичны и необязательны… А разбивка (в совокупности с концевыми рифмами) — мощный инструмент поддержания ритмичности. Поскольку паузы и всевозможные пробелы во многом отвечают за ритм, то разбиение на строки не просто придает тексту ритмичность — оно ее однозначно навязывает, зачастую не считаясь со знаками препинания и логикой синтаксических конструкций… В общем, я умышленно такой вот разбивкой на строки навязала читателю подобное перестраивание с одного на другое…чтоб было выразительно и с напором … ведь первый уровень восприятия текста-визуальный… Если,честно,Дмитрий, изначально писала метризированную прозу, важна была логика и последовательность изложения; в тот момент стихи для меня вообще были чем-то запредельным :))и выглядело это так:
Небо просело. Тучи рванули серые струны дождя. Ошеломлённо вздрогнув,проснулась и потянулась к жизни земля.Грянул токкату весёлый ливень, обрушив органный шквал.Громом и молниями взорвался огромный небесный зал. Ливень,счастливый ливень в свободе своей ликовал,непостижимой своей безбрежностью мир обнимал, обнимал, обнимал… То он шумел загадочно, то плотной вставал стеной,то нависал стремительно над томною плотью земной. Неуправляем бешеный ритм. Били в литавры радостно ветви морщинистых старых лип, и рвался в пространство отчаянно тополя павшего крик. Так надо! Так надо! Так надо! Звенела и пела, гремела токката, срываясь галопом, звуча серенадой. Искрясь, рокоча, ливень лил, ливень лил…и т.д. Но потом вот так изгальнулась над текстом...
Спасибо Вам!

Юлия Вебер   10.01.2015 19:58   Заявить о нарушении
Очень интересно! Я читаю сейчас книгу М.М.Гришмана "Ритм художественной прозы" и читаю не просто так - у меня есть свои соображения, как изображать ритмические схемы для верлибра и прозы значками (для верлибра - один способ, для прозы - другой). Получаются (для верлибра, во всяком случае) некие видимые глазом волны, обнаруживающие композиционные красоты текста. Думаю, каждый, кто пишет такие тексты, как Вы, эти волны чувствует. Чувствуется, где следует создавать фразы короткие, где - длинные. Где семантически плотные, где описательно расслабленные. Но это - не метрическая ритмика стиха в обычном её понимании. Она не делит слова на слоги.
Д.М.

Маштаков   10.01.2015 20:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за наводку, попробую выкроить время и осилить сей труд...:))
Доброго времени!

Юлия Вебер   13.01.2015 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.