О графомании и графоманах

Этой статье уже немало лет (2010 г.). С тех пор я пересмотрел многие позиции по отношению к графоманам и графоманству, многое дополнил психологическими и прочими аспектамии. Наверное, пересмотрел бы некоторые мои прежние убеждения, не был бы так категоричен в отдельных вопросах.
Ну, например, о том, что графоман склонен писать только о себе любимом или о склонности графоманов к философской поэзии. Но на это всё - уже жаль времени.
А статью удалять не стану. Пусть народ читает и думает. Она - информация к размышлению. И для меня, и для всех, кто её прочитает...

                ************************************
Предупреждение: текст не является авторским и уникальным. Практически весь материал взят и из книги Игоря Пащенко «Мании человеческие» (Ростов и/Д: Феникс, 2007.-205,[1] с. – (Х-файлы). – с.с.52-58) и слегка подсистематизирован.

     И так, графомания и графоманы.
     Среди пишущей братии часто слышится слово «графоман»! Для себя и других, в какой-то степени, хочу разобраться: а что это за явление, графомания, и кто такой графоман.
     Графомания  это - берём словарь – от греческого grapho (пишу черчу, рисую) + мания – болезненное влечение и пристрастие к усиленному писанию, к многословному и пустому бесполезному сочинительству. Графоманические тенденции часто присущи сутяжным психопатам и шизоидам. Синонимы – графорея и полиграфия.

     Естественно, что графоманы – жертвы графомании. Подумайте сами: почему один текст – это поток замутнённого сознания, а другой – пусть не новое слово в литературе, но, всё же,  литература? Говорят, что все поэты - будем говорить далее только о графоманстве в поэзии - немножко, а может быть и «множко», графоманы. Но в том-то и дело, что не все графоманы поэты! Конечно, бывают клинические случаи  мозгового нарушения. Но это о пациентах. Что же о рядовых случаях, то признаков графомании довольно много. Ознакомлюсь-ка я с основными (есьт, конечно, и другие):

                Итак, признаки графомана:

1. Чрезмерно серьёзное отношение графомана к своему нетленному «творчеству»: даже намёк на юмор  в его адрес категорически не приемлется. Впрочем, также, как и самоирония, которая  всегда сопутствует только настоящему творцу.

2. Вечное стремление к опубликованию своих произведений. Графоман всегда требует публичности, во что б это ни стало.

3. Всегда стремится писать и пишет только о себе (или преимущественно о себе), т.к. ему не хватает знаний впечатлений, опыта. И они его и не интересуют. При этом, описывая себя, любимого, он бессознательно  описывает себя так, как в его представлении он должен восприниматься (т.е. в его деятельности преобладают красивые и, как правило, ложные мотивы,  вместо  лояльной самооценки).

4. Графоман самый главный и преданный поклонник своего «творчества» (самопоклонение!). Он готов рекламировать своё  его  всегда и везде.

5. Он любит поучать. Сам учиться не любит. нравоучение и  менторство  заложены  в природе графомании.

6. Графоман никогда не переделывает однажды написанное. Для него кощунство вносить изменения в собственный сакральный текст.

7. Над психологией графомана постоянно давлеет  невозможность противостоять навязчивому стремлению к письму. При этом, графоман не усидчив и не трудолюбив.

8. У графомана не бывает творческого кризиса ввиду отсутствия творчества, как такового.

      
     Говорят, что существуют и отличительные черты графоманского текста. Взглянем на эти черты и мы.         
 
                Отличительные черты графоманского текста:

1.Масса мелочных, ненужных подробностей, загромождающих текст.
2.Настойчивое употребление нескольких эпитетов к каждому слову.
3.Употребление только речевых штампов и стереотипных выражений без творческого   
  переосмысления.
4.Неумеренное использование различных способов выделения слов и предложений 
  (различные шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), дабы 
  подчеркнуть сверхценность фразы, строки, слова.
5.Полное отсутствие логичности в сюжете и поступках героев, доминирование воли самого 
  графомана в ткани повествования.

    Самовыражение в Интернете, и, в частности, в стихире,  достигло таких масштабов, что мало кто и кого читает.  Поэтому графоманов развелось – выше интернетовской крыши.
Куда я отношу себя? Не знаю, не мне судить. А этот материал подготовил и опубликовал для всех стихрцев. Читайте, сравнивайте, примеряйтесь, если, конечно, способны  на самокритику и не боитесь краха. Кому-то боятся нечего, а кому-то и горе не беда! А я уже примерил к себе. Но  это мнение о себе, любимом, возможно и неправильное!

              А в заключении приведу некоторые суждения о графомании.
Например, что «графомания это болезнь, и что все пишущие слегка графоманят», - говорил Григорий Горин.
А Константин Кедров сказал как-то, что «…право на графоманство – это единственное из прав человека, которое в нашей стране соблюдается всегда!»
И, наконец, Генрих Сапгир писал, что «Графомания – понятие расплывчатое.
Считается, что тот, кто плохо пишет – графоман.
А может быть, бездарный профессионал.
Графоман – это тот, кто стремится писать, не имея к этому ни малейших способностей! Подражание – не есть творчество. Но и не графомания!
Тем не менее, я за демократию: я бы, наоборот, издал указ о праве каждого считать любого графомана гением!»

     Такие вот мысли, такие вот строки из книги, такие вот цитаты! Судите кого хотите: меня, других, себя. А не хотите судить, так и не судите никого. Но думаю, то,  что я  выставил на всеобщее ознакомление эту статью сослужит всем добрую службу. Буду  признателен всем за самые различные отзывы, кроме хамских и просто некорректных.

С уважением,
Владимир Спасибенко,
рядовой участник сервера Стихи. ру.


Рецензии
Графомания - это не болезнь. Это чаще всего отсутствие (несформированность) литературного вкуса, неспособность к самоанализу. В настоящих условиях развития Интернет-сетей печататься для графомана совершенно не обязательно - достаточно размещать на сайте, но жажда массового прочтения своих опусов осталась.
Графоман может работать над своими произведениями, но опять же вследствие отсутствия таланта и вкуса работа получается в духе изначально графоманского текста. Это графоманы первого типа. Однако есть и другой тип (читаем далее)...
Т.о, графоманы бывают двух видов:
1) люди с еще несформировавшимся авторским почерком, вкусом, мировоззрением (в основе их произведений - собственное чувство, преимущественно - неразделенная любовь). Произведения банальны, общелитературны, эмоциональны, с многочисленными "ахами-вздохами" и литературными штампами... Слабые по форме.
2) люди, цель которых - массовая известность. Имеется большой багаж за плечами. Их цель прежде всего - своим графоманством эпатировать публику. Такой гигантский графоман может быть на порядок образованнее и литературнее той публики, которой строчит свои опусы. Он словно издевается над собственным читателем: "пипл схавает!" В их произведениях часто - юмор. И работа с формой на порядок выше. Графоманство - суть содержания их творчества.

Павел Каргаполов   19.02.2019 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, что внимательно читали.
Статья очень давняя, и много сейчас видится по-другому. И шире и глубже.
И вообще: определение явления "графомания" - дело весьма тонкое.
Это, как по лезвию ножа босиком идти: и порезаться можно, и свалиться.
Либо влево, либо вправо.
Но всё одно: настоящих графоманов, ярко выраженных, - их видно сразу...

Владимир Спасибенко   20.02.2019 11:58   Заявить о нарушении
Я тоже графоман. Меня видно. Но я не бесплатно даже в Новом миренк хочу печататься. Я работаю над своим графоманством...

Павел Каргаполов   20.02.2019 15:42   Заявить о нарушении
На планшетнике писал - описок множество... (Я тоже графоман. Меня видно. Но я даже бесплатно и даже в таком издании, как журнал "Новый мир" не хочу печататься. Я работаю над своим графоманством...

так что я уже третий тип графомана

Павел Каргаполов   20.02.2019 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.