О подражании

Вначале было чтение: в детстве человек учится узнавать буквы, переливающиеся в слова и предложения, и только затем берёт в руки карандаш, чтобы самому попробовать написать что-то.

Так и в раннем периоде поэта: он только родился для литературы и сначала наслаждается произведениями классиков, а уж потом начинает творить сам. И тут возникает парадокс: чем больше поэт читает, тем больше он узнаёт нового, но тем сильнее влияние, оказываемое на него великими писателями. Если же он читает мало, то давление со стороны авторитетов на нём не сказывается, что открывает простор для творчества, для свободного взгляда на искусство, но вместе с этим поэт не обладает достаточной базой, которая помогла бы ему лихо стартовать в литературном процессе.

Главная задача современного поэта — найти золотую середину: знать все пласты мировой литературы, но в то же время и осознавать, что прошлое осталось в прошлом, и нечего к нему возвращаться; зачем писать о том, что уже было? И зачем писать теми же словами и той же формой, которые уже использовали Кантемир, Пушкин, Маяковский? Нам не нужен ещё один Александр Сергеевич. Нам нужен Иван Иваныч, хорошенько заявивший о себе неповторимым стилем и оригинальностью мысли.

Впрочем, подражание можно допустить, если сравнивать молодого поэта с маленьким ребёнком: психологи говорят, что малышу обязательно надо дать попробовать себя в совершенно разных ролях — врача, учителя, водителя и проч. и проч. Так и с юным стихотворцем — на ранней стадии можно пытаться копировать своих кумиров и в жизненных вопросах, и в литературных, чтобы понять, что ближе «сердцу вдохновенному». Однако через годы подражание уже ни к чему хорошему не приведёт: тень-копия великого поэта так и умрёт, не запомнившись своему поколению ничем, кроме слепой веры в святость своего возлюбленного гения.

К тому же, ошибкой юных подражателей является копирование наиболее стереотипичных этапов жизни поэтов. Например, когда совсем юный стихотворец пытается копировать пьянствующего и скандалящего Есенина, это выглядит довольно забавно, ибо сам Есенин в эти годы писал наивные стихи, краснел перед Блоком, читая их, и вообще был весел и охотен до жизни.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.