Мокнет улица в раздумьях...
Утро выбрало момент
Из моих благоразумий,
И под аккомпанемент
Грустной улицы дождливой
Сквозь прозрачное стекло
Показалось... и тоскливо...
И беззлобно... и светло.
Прохудился день вчерашний,
За ночь вылив вЁдро в тьму.
Извалявшись в рукопашной,
Мысли тянутся к уму.
В небе тихой незнакомкой
Притулилась маета.
День уже поёт негромко
С грусти нотного листа.
Растревоженные раны
На душе вовсю кровят.
Странно это... очень странно:
Мне желанен грусти яд.
Оставляю недомолвки
Одиночеству в запас.
Бродит время по осколкам
Стылой памяти о нас.
22.10.2010
Краткий анализ стихотворения
Тема:
переживание грусти, рефлексия о прошлом, осмысление душевной боли и своеобразной притягательности меланхолии;
образ дождливого утра как метафора внутреннего состояния лирического героя.
Основная мысль (идея):
грусть — не враг, а своеобразная «пища» для души: «Мне желанен грусти яд»;
прошлое оставляет раны, но память о нём (пусть и «стылая») продолжает жить в сознании героя.
Стиль речи:
художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Тип речи:
лирическое размышление (рассуждение) с элементами описания (пейзажные и психологические зарисовки).
Композиция:
1;я строфа — зачин: образ мокрой улицы и утренней грусти, задающий тон;
2;я строфа — развитие: метафоры разрушенного дня и борьбы мыслей («извалявшись в рукопашной»), появление образа «маеты»;
3;я строфа — кульминация: признание притягательности грусти и фиксация душевной боли («растревоженные раны»);
4;я строфа — развязка: мотив одиночества и блуждания времени среди обломков памяти.
Средства связи предложений:
лексические повторы («грусть», «память»);
местоимения и местоименные наречия («это», «тут»);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки глаголы и наречия);
семантические поля дождя, тьмы, раны, памяти.
Средства выразительности:
метафоры: «прохудился день», «мысли тянутся к уму», «маета притулилась», «раны кровят», «время бродит по осколкам»;
олицетворения: «утро выбрало момент», «день поёт»;
эпитеты: «грустная улица», «прозрачное стекло», «стылая память»;
сравнения и перифразы: «гонцы наступившей весны» (непрямое, по аналогии с типичными поэтическими образами);
парадокс: «мне желанен грусти яд» (оксюморон);
звукопись (ассонансы и аллитерации на «р», «с», «т», «н») создаёт ощущение сырости, шероховатости, внутренней дрожи;
инверсия и нестандартная лексика («прохудился», «извалявшись») — придают речи исповедальный, почти разговорный оттенок при высокой образности.
Итог: стихотворение выстраивает целостный образ меланхолического пробуждения, где внешняя картина дождя и утра сливается с внутренним состоянием героя. Грусть осмысляется не как беда, а как необходимая часть душевной жизни, а память — как пространство, где время бесконечно перебирает осколки былого.
Свидетельство о публикации №110102208778
Анатолий Бешенцев 10.07.2011 16:36 Заявить о нарушении