Неготовность
Точно так или приблизительно так рассуждало все российское общество образца 1914 года, находясь, тем не менее, на пороге Первой Мировой войны, величайших социальных потрясений, связанных с Революцией, с которыми неразрывно переплелась и от которых в существенной степени затемнилась и так мрачноватая история человечества. Но есть же у некоторых потрясающая способность и умение в письменной форме передать вкус, цвет, звук, чувство и, главное, ритм и человеческий пульс событий своего времени. Таким образом, становится доступным не только голый исторический факт в виде цифры или строки в учебнике, но и его эмоциональное содержание. Безусловно, это гениальная способность. И одним из тех редких литературных гениев, которые смогли поведать нам правду о постреволюционной России, является Евгений Замятин и его рассказ "Пещера".
Уже только одно название вызывает чувство дискомфорта и желание найти уголок поудобнее. Но автор "Пещеры" вовсе не намерен предоставить нам такую возможность в своем рассказе. В этом Замятин бескомпромиссен, и буквально сразу же нас встречает целый поток самых неуютных образов: ледники, пустыни, скалы и "ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта", и огонь, который вместо радости тепла приносит только чувство беспокойства и тревоги от самой главной сверхзадачи: "надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже, и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур". Образ "мамонтейшего мамонта" - и это читатель чувствует немедленно - играет некую контролирующую все произведение роль, не смотря на то, что автор обращается к нему всего дважды.
Безусловно, в "мамонтейшем мамонте" автор видит неотъемлемый атрибут далёкой и холодной эпохи ледникового периода, который сознание писателя вызывает из прошлого, чтобы объяснить настоящее Петрограда 1920 года, Петрограда времен Гражданской войны. На дворе всего лишь Октябрь, а целый город мерзнет, как будто это самая середина настоящей русской зимы. Но, как и всегда это бывает, каждый мерзнет по-разному. Мартин Мартиныч и Маша замерзают по той причине, что они не принадлежат миру абсолютно непривычного для них города, за стенами которого, где-то очень далеко, все ещё бушует гражданская война, пламя которой, каким-то страшным образом преломляясь расстоянием, превращается во всепроникающий холод, города, в котором люди подобные им просто... не могут быть.
Бедная, замерзающая Маша совершенно не думает о своем мучительном настоящем. Мыслями она в прошлом, в её прошлом, которое понятно, естественно и хорошо знакомо: "...моя синенькая комната, и пианино в чехле, и на пианино — деревянный конек — пепельница, и я играла, а ты подошел сзади...". Завтра у неё именины, и ей хочется праздника: "Понимаешь, Март, — если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну, с полсажени еще есть в кабинете?"
И Мартин Мартиныч, петербургский интеллигент, совершает кражу так не достающих для этого торжества дров у своих же соседей. Кражу он совершает совершенно неумело и неосторожно, предоставляя своим будущим обвинителям полную возможность вычислить и раскрыть себя. И к невыносимым условиям существования добавляется безысходное чувство вины. Вины, с которой люди его типа и склада просто не живут: "Я украл — понимаешь? И Селихов мне... Я должен сейчас отнести назад — а я все сжег — я все сжег — все! Я не о поленьях, поленья — что! — ты же понимаешь?" Его объяснение с Машей, решение уйти из жизни с помощью "синего флакончика" с ядом - это кульминация трагедии людей, чуждых действительности своей неготовностью выживать в холодном городе, квартире-пещере, во враждебном окружении. Короткая словесная схватка - и вот Мартин Мартиныч вновь проигрывает. В этот раз проиграно право умереть первым, и он обреченно, раздавленный тяжелой пятой своего времени и роковых обстоятельств, уступает это право Маше.
Образ "мамонтейшего мамонта", могущественного и непобедимого животного, вплетен Замятиным в повествование, как своего рода объяснение всепобеждающей силы неумолимых условий того страшного времени. Весь рассказ - это памятник трагедии тех, кто жил мечтами о лучшем и оказался не готов к резкой перемене обстановки. "Пещера" - это скорбный монумент русской дореволюционной интеллигенции, познавшей всю хрупкость привычного порядка вещей.
Свидетельство о публикации №110102001684