История в рифмах

      
      ФЕОДАЛЫ
      
      ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО
      Среди долины, ландами покрытой,
      Ты неизвестною рукою вознесен,
      И не одно столетье твой донжон
      Там возвышался, всем ветрам открытый.
      
      Гнездо орла, давно уж нет тебя,
      Донжон разрушен ветром и веками,
      Лишь ястребы, о прошлом не скорбя,
      Парят свободно над полями.
      
      
      ОХОТА
      Закрываются с лязгом ворота,
      И сеньор в окружении свиты
      Выезжает на белом коне.
      Всех занятий достойней охота,
      В этот час все другое забыто,
      С ней турниры одни наравне.
      
      
      Позолотой сверкают колеты,
      Всех роскошней - камзол сюзерена
      Под плащом дорогого сукна.
      Грозно смотрят вперед арбалеты,
      Взгляд прикован к тропе - это сцена
      Ожиданья следов кабана.
      
      ПИР
      Когда охота кончена, и свечи
      Мерцают в зале, и трещит камин,
      А в погребе - запас бургундских вин,
      Пришла пора начать сеньорам речи.
      
      Куда спешить? Ведь день не так уж краток,
      И не последний день; начнем, сеньоры, пир,
      Среди колбас лоснится старый сыр,
      Взор дразнит оперенье куропаток.
      
      Кабаний окорок в оправе сельдерея;
      У оленины аппетитный аромат,
      Еще бурлит фритюр, и все хотят
      Гусиной печени отведать поскорее.
      
      
      ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
      АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ, ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЕ, КАРДИНАЛ

      Великолепна поза кардинала
      На старом полотне, висящем в зале.
      И смотрит он сурово, но устало:
      Тяжелый путь оставлен за спиной.
      Врагов уже подавлено немало
      Его холеною, но твердою рукой.
      1980

      МАРИЯ ДЕ РОГАН, ГЕРЦОГИНЯ ДЕ ШЕВРЕЗ

      Той таинственной красотке, интриганке знаменитой
      Посвятить готов стихи я.
      Но вуалью непрозрачной жизнь ее полуприкрыта,
      Мрак и тень - ее стихия.
      Тур, Париж, трактиры, замки, маскарады, будуары,
      Жизнь, как вечная дорога.
      Мириады сплетен светских, как звучанье струн гитары,
      Жаль, известно так немного. 1980

      ЖАН-ПОЛЬ-ФРАНСУА ДЕ ГОНДИ, КАРДИНАЛ ДЕ РЕЦ

      Среди придворных скал, коварных и опасных,
      Во имя целей скрытых и неясных,
      Конечно, только для врагов негласных,
      Искусный капитан ведет свой легкий бриг.
      Хотя порой суровы ветры Фронды,
      Вся жизнь его - сплошная сеть интриг,
      Запутанных, как шелковые блонды.
      
      То бодрствовать придется до утра,
      С эфеса шпаги руку не снимая,
      То - заключение, то вдруг опять - игра,
      И он лавирует, забыв о кущах рая.
      Пускается с улыбкой в карусель,
      Сбивая с ног шпионов Мазарини,
      Следы его и Лондон, и Брюссель
      Хранят на мостовых своих доныне. 1980


       ВЕЛИКИЙ ВЕК
      
      В зареве зорь пробегают года, движутся неутомимо,
      Вечная смена белых и черных, царство Парижа и Рима.
      
      Фрейлин и пэров парадный каскад, фейерверк яркий Версаля,
      Римские арки, прически Фонтанж, гро и брокаты вкруг талий,
      Счастье и драмы семейства Манчини, вздохи и плач Лавальер,
      Лилии, львы, бириби и бассет, тайны, Миньяр и Мольер,
      Кромвель и фронда, дож и король, золота Мексики блики,
      Все это век, отсверкавший давно, прозванный кем - то Великим.
      


      
       СЕКРЕТЫ ИСТОРИИ
      История усердно закрывает
      Портьерой тайны факты от потомков,
      И часто монументы оставляет
      Нам в образе оставшихся обломков.
      
      Мелькнула в коридоре Лувра тень,
      Шуршат шелка по гладкому паркету,
      Под каблуками скрипнула ступень,
      Привлечено внимание к секрету.
      
      Но кто бы ни был этот прохиндей,
      Цель у него - доходы и монеты,
      Они - причина всей борьбы идей,
      Просты, увы, истории секреты.
      


Рецензии