Ускользающая красота

       Этот дом на 8-й линии Васильевского острова  прожил долгую жизнь и теперь медленно и мучительно умирал. Некогда роскошный фасад пятиэтажного особняка с пустыми глазницами окон просел и покрывался трещинами. Сквозь прохудившуюся крышу смотрело хмурое питерское небо. Жильцов расселили, и его комнаты давно уже не согревало тепло. Медленно поднимаюсь по лестнице, под ногами у меня хрустит битый кирпич и мусор. Теперь уже ничто не напоминает о былом величии этого заброшенного дома, который волею судьбы утратил право на жизнь. Дом был удивительно похож на беспомощного старика инвалида, которого подвели больные ноги. Стоит он посреди улицы, устремив вперед растерянный взгляд и боится сделать шаг, дабы не упасть вовсе.
         Эти холодные и мертвые стены знали и другие времена. Построенный в 1801 году, дом принадлежал семейству русского барона Вревского. Мысленно представляю, как в его двор въезжают кареты, запряженные сытыми жеребцами. Когда-то здесь собирался цвет блистательного петербургского общества. Давали балы и званые обеды. В каминах весело потрескивал огонь, звучала музыка, а по паркету скользили танцующие пары. Быть может, в этом окне по запотевшему стеклу чей-то тонкий пальчик выводил украдкой имя “Александр”… Здесь, за 9 дней до дуэли, у Вревских обедал А.С.Пушкин. Борис Александрович Вревский и его жена Евпраксинья Николаевна Вревская были хорошими друзьями поэта. Одно время А.С.Пушкин был влюблен в 19-летнюю Евпраксинью Николаевну. Именно ей он и рассказал о предстоящей дуэли с Жоржем Дантесом, испытывая потребность в поддержке и сердечном участии. Известно, что Е.Н.Вревская под своим домашним именем “Зизи” была упомянута поэтом в 5-й главе романа “Евгений Онегин”.

              За ним строй рюмок узких, длинных,
              Подобно талии твоей,
              Зизи, кристалл души моей,
              Предмет стихов моих невинных,
              Любви приманчивый фиал,
              Ты, от кого я пьян бывал!

           В литературных кругах существует мнение, что Евпраксинья Николаевна явилась прообразом героини романа – Татьяны Лариной.
           Следует отметить, что  среди баронов Вревских были заслуженные генералы, герои Кавказской, Крымской и Русско-турецкой войн. В их числе и баронесса Юлия Петровна Вревская, вдова генерал-лейтенанта Вревского  Ипполита Александровича, убитого при штурме  лезгинского аула Китури. Юлия Петровна закончила курсы медсестер, на свои средства организовала женский санитарный отряд и уехала в Болгарию, где вспыхнуло восстание против турецкого  владычества. Там она и умерла, став народной героиней Болгарии. В романе “Накануне” именно с нее И.С.Тургенев написал образ Елены Стаховой.
           В исторической части города старые дома часто похожи на людей. Они имеют имена, историю и свою биографию. Вот и здесь, в этом доме говорил каждый камень.
          Дома и умирают как старые люди: тихо и незаметно уходят из нашей жизни. Спустя  год, во время капитального ремонта в доме Вревского, при несколько странных обстоятельствах, обрушилась крыша, межэтажные перекрытия и балконы. Здание снесли. Сегодня на этом месте выстроен элитный высокодоходный жилой дом с подземной парковкой. Только это уже совсем другое здание и другой город, где живут совершенно иные новые люди.
              Так постепенно и безвозвратно уходит лицо старого Петербурга. А ведь оно,  как полотно великого мастера, его нельзя исправить и дописать другими красками. Город ценен не только отдельными памятниками, а более своими удивительными перспективами  и пространством, историческими видами, соединяемыми в единый ансамбль, где даже высота зданий выравнивалась по карнизу Зимнего дворца.
             Пройдя через великие испытания, город не раз менял свое название, но сохранял свое историческое лицо. Теперь пришли новые люди, говорящие правильные слова, но потерявшие память и не имеющие своего прошлого в этом городе. С ними пришли большие деньги от нефтяных скважин и газовой трубы.  И город не выдерживает этого испытания, он сдается и стремительно меняется. Идет наступление на историческую часть города. Словно стальные зубы вырастают в нем уродливые комплексы из стекла и бетона, обретая черты ненасытного оскала дикого чудовища. Исчезает старый Петербург, который мы знали, ускользает навсегда его красота.
          


Рецензии
Спасибо, Сергей! Прочла с интересом, прониклась, но и удивилась.В прошлый Ваш визит к нам в гости, Вы показывали книгу, но до меня она не дошла, "мои" очевидно по пути перехватили,так у Вас там прозаические миниатюры на тему Петербурга написаны? Хотела бы приобрести для себя эту книгу.Если Вас не затруднит, когда в следующий раз сможете к нам приехать, привезите, пожалуйста.С уважением, Дина.

Дина Панасенкова   15.12.2012 15:10     Заявить о нарушении
Спасибо за эти строки, Дина! Книгу я приносил 13 декабря на занятие в наше ЛИТО, но не смог ее там передать. Она Вам уже подписана 12.12. 2012 года в 12 часов дня...) Пусть книга станет моим скромным подарком к Новому году 27 декабря. Постараюсь там непременно быть. С уважением, Сергей.

Сергей Псарев   15.12.2012 15:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Я знаю что Вы были, Вам понравилась лекция, да и вообще , наша обстановка, поэтому буду ждать Вас с нетерпением.А про книгу, как я угадала...потрясающее совпадение!Ещё раз, спасибо.

Дина Панасенкова   15.12.2012 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.