У одаренного поэта рождающаяся рифма точно соответствует его мысли, настроению, которое он хотел выразить. Идеал для поэта - мыслить готовыми фрагментами будущего стихотворного произведения. У менее одаренного поэта рифма (и вообще, форма) неточно соответствует мысли, а более или менее к ней близка (в зависимости от степени одаренности). Часто бывает, что рифма останавливается где-то на полпути к мысли, и мысль тогда сама делает шаг навстречу рифме, сама при этом изменяясь. Как происходит этот процесс - в точности установить трудно. В идеале форма не должна оказывать влияние на содержание. Прав был Пушкин, когда писал: "И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут". Если рифмы бегут навстречу, то значит, что мысли сами идут, развиваются. Но они развиваются своим путем, по своим законам, и рифмы не оказывают на них никакого влияния (по крайней мере не должны оказывать). В действительности же оказывают, чему пример сам Пушкин.
В идеале форма стихотворения определяется его содержанием. Поясню - для одного замысла подходит сонет, для другого верлибр. Но рождение рифмы, точно соответствующей мысли, лишь очень редко бывает моментальным. Обычно это долгий и трудный выбор.
Да, я согласен с Вами. Обычно это долгий и трудный выбор, долгая и трудная работа. В этом смысле писание стихов можно сравнить с бегом с барьерами. Не всем это по душе. Некоторым не нравится постоянно преодолевать такие барьеры, и они переходят на прозу. Известны мастера, и даже великие, которые работали только в области прозы, например, Лев Толстой и Достоевский. В тоже время, некоторые успешно писали и стихи и прозу (Пушкин, Лермонтов).
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.