Диптих

I. Крест и круг. Метроном и птица

Нежность  пения двух лебедей и уроки тональной гармонии,
Или поиск абстракции и перевес прирожденных рефлексов.
Четкость ритмики сердца и тембр баритонового саксофона,
Или счет метронома и нота звучащая длительно в памяти.

Глубина отпечаталась в нас, наш герой разлетелся в пространстве,
Чей-то голос и пульс диаграммы создали на нотной бумаге.
Это в музыке встретились чувство свободы и строгости принципов.
Словно след корабля Магеллана, искусство вернулось к природе.

Оба полюса шара содержат единство окраин.
Четвертованный круг - это около сотни ударов в минуту.
Относительно вечной спирали мы все имплицируем равенство.
Разлететься частицам земли не дает центробежная сила.

На законах природы, как в поле цветов, прорастут  аномалии.
Все прямые замкнутся, обняв бесконечности плюса и минуса.
Чей-то голос и пульс создадут диаграммы на нотной бумаге. 
Обертоны вольются в солиста, который вовне растворится.

Сердобольный удук замолчит. На момент позабудется голод.
Потеряется мысль. Захлебнётся дождём педантичный  мотор.
Вопреки всякой логике, вдруг, запоёт непоющяя птица.
Дикий зверь отречется от пищи. Судья отклонит приговор. 


II. Чадо

В гранёном стакане виднелись изгибы эфирного тела.
Звучал ХТК, своевременно Dux отступал к контрапункту.
Касание облака яблока выпало в масть, локанично.
Зимою сквозь лето дожди побежали искать объяснения.

Чеканил отчётливо град - барабанщик о камни брусчатки.
Собака скулила, но цепь не давала стенаниям  сорваться.
Партнёры дождались удобного дня для зачатия чадца,
В котором и он, и она станут символами эфемерности.

Как гайка и болт, сочетаются звуки, цвета и движения.
Как чайки над морем, зависло желание над невесомостью.
Всё глубже и глубже Нарцисc проникает в своё отражение.
Смешавшись, события в памяти cделались одновременными.

Ледник растопляя, природа возьмёт над людьми превосходство.
Мутируя, люди привыкнут к  условиям нового климата.
Войдёт в обиходную речь  до сих пор не звучавшее  слово.
Ненужный предмет, сохранившись, найдёт себе вновь применение.

Так,  слабым сквозь сильного, логикой сквозь интуицию,
Весной через осень, душой через почерк и чёрным по белому, 
В начерченном сне нам каракуля мира сознания и бодрости
Раскроет всю сущность, состроив  чумазую рожицу. 

*Dux   (лат., муз.) -  тема; первый голос


Рецензии
Здравствуйте, Тимофей!
Во-первых, хочу начать с того, что сам стихосложением увлекся очень недавно, до сих пор учусь, и конца и края этому процессу не видно... :)))
Не претендую на истину в последней инстанции, напишу субьективные впечатления и размышления.
Без всякого сомнения, вы символист!
Это определяет образный язык и своеобразную стилистику.
Вы интересно видите мир! Он у вас абстрактный, неэвклидовый, аллогичный, живущий по собственным, иногда формальным, законам!
Но тут и возникает дилемма: как создать аллогичный мир в рамках поэтического эксперимента? Ведь поэзия - сама по себе есть попытка гармонизировать окружающий мир! Логика и гармония - её основа...
И вот тут, на мой взгляд, необходимо идти на компромисс! Пусть ваши мысли не укладываются в общепризнанную и очевидную логику, они обязательно должны укладываться во внутреннюю логику стихотворения!
Пример:
"Так, слабым сквозь сильного, логикой сквозь интуицию,
Весной через осень, душой через почерк и чёрным по белому," - отлично найденные строки-символы, на уровне подсознания выдающие картинку! Причем логичные в своей формальной логике и в связи друг с другом!
"В начерченном сне нам каракуля мира сознания и бодрости
Раскроет всю сущность, состроив чумазую рожицу."
"Каракуля мира сознанья и бодрости" - нелогичная формальная конструкция, за ней не возникает образа,(каракулю мира с трудом еще можно представить, но каракулю бодрости...):))) и в результате - провал при чтении!
Еще!
Любое произведение искусства имеет несколько образных слоёв! Прямой, и несколько аллюзивных - междустрочных! Чем больше этих слоев, тем интересней, сложней вещь! Причём первичный - прямой смысл - это святое! Если его нет, остальное разваливается в прах! Т. е. обязательно должен быть кокон, фабула, (легко считывающаяся цельная мысль, или картинка, в которой, как в матрешке спрятаны ваши откровения!
Ну, для начала и так много наворчал... :)))
Если конкретно по этому стихотворению, то я вижу в нем много разобщенных интересных мыслей, необычных и ярких образов, которые пока еще не соединились в цельное произведение по вышеизложенным причинам!
Я бы назвал (по аналогии) его ярким и талантливым эскизом!
Надеюсь, ничем вас не обидел? Еще раз повторюсь - совершенно не факт, что я прав! Но подумал, отделаться отпиской тоже было бы нечестно!
С дружеским приветом и симпатией к вашему творчеству,

Стран-Ник   12.11.2010 00:11     Заявить о нарушении
Привет Ник.

Люблю, когда человеку есть, что сказать и когда есть чем с ним поделиться. Большое вам спасибо за отзыв. Ваша критика очень хороша тем, что она говорит о главном в поэзии. О её сути и сущности. Именно это мне на самом деле интересно.

У нас с вами есть много общего. В том числе и то, что касается роста. Я тоже ещё только начинаю и учусь. Дай бог далекого конца, ведь я ещё успел так мало. :)))

Мне кажется, что истину человеку познать невозможно. Для этого ему нужно было бы уметь видеть вещи из максимального возможного количества перспектив. А как сложно бывает поставить себя на место хотя бы одного другого человека, или признаться себе в собственном заблуждении. Чего уж говорить о перспективе улитки или галактики.

Без влияния символизма на моё творчество дело не обошлось. Значит ли это что я символист? Не знаю.

Вы высказали много мыслей, с которыми я согласен. Однако я попробую объяснить в чем наши взгляды расходятся.

Главное наше разногласие заключается именно в целях и требованиях к поэзии. Причём разница очень тонкая. Тоньше чем на первый взгляд может показаться.

Я с вами полностью согласен, что касается логики и гармонии.

Один из аспектов вашей критики состоит в том, что произведение лишено прямого смысла. Но именно это, одно из моих целей. Именно от этого кокона я и хочу избавиться. Вот где я увидел решение: Для того, чтобы создать избавленную от прямого смысла картину, не лишая её многогранности переносных смыслов, необходимо создать внутреннюю закономерность в сфере метафоры. Стихотворения получаются очень не простые, но... По меньшей мере имеют право быть. :)

Рассмотрим вами указанный пример.

Так, слабым сквозь сильного, логикой сквозь интуицию,
Весной через осень, душой через почерк и чёрным по белому,
В начерченном сне нам каракуля мира сознания и бодрости
Раскроет всю сущность, состроив чумазую рожицу.

Каждый образ этого четверостишия, как и практически всего произведения(за исключением одного ключевого места) подобран по одному строгому принципу. Первые две строки более простые, 3 и 4 более сложные. Главное связующее - это слияние антиподов. Учение конфуция разделяет все явления мироздания на принадлежность к двум полам. Инь и Ян. Мужской - женский/ контурность - изгиб/ четкость - размытость/ сила - слабость и так далее. Каракули ближе миру снов, а чертёж миру сознания и бодрости. Но разве наша реальность не каракуля? Разве наши сны не продукт деятельности человеческого мозга во время его активной фазы? Всё перемешано. Антиподы слились друг с другом. Реальность оставляет отпечаток во сне. Так же, как и в первых двух строках, здесь мы видим, как один антипод проникает в другой. Каракули мира сознания строит рожицу в начерченном сне, тем самым открывая всю сущность. Открыть сущность - состроить рожицу. Это касается закономерности, которая является лишь средством, таким же, как в других стихах рифма или ритм. Кстати в плане архитектоники - это ещё не всё. Каждая часть диптиха симметрично построена относительно времени. Два четверостишия - прошлое/ одно четверостишие - настоящее/ два четверостишия - будущее. Первое стихотворение строится на мотивах расчленения, разрушения, смерти, конца, лишения смысла. Второе на мотивах рождения, соединения, зачатия, обретение смысла, или жизни. Всё по одному принципу.

Тем не менее, каждое стихотворение разное. Главная задумка Первой части - это симметрия. Все образы проделав путь, возвращаются к истокам. Вот только если духовой инструмент звучал, в конце он замолчит. Перевес прирождённых рефлексов - дикий зверь отречётся от пищи. И т.п.

Второй же стих содержит зашифрованный или лучше сказать вплетённый сюжет:

Первые два четверостишия - прошлое: "Партнёры дождались удобного дня для зачатия чадца". / 3. Четверостишие - настоящее: "Как гайка и болт, сочетаются звуки, цвета и движения. Как чайки над морем, зависло желание над невесомостью. Всё глубже и глубже Нарциc проникает в своё отражение. Смешавшись, события в памяти cделались одновременными." / Последние два - будущее: каракуля мира сознания и бодрости Раскроет всю сущность, состроив чумазую рожицу. ....... Кстати мне моя 7 месячная каракуля каждый день всю сущность бытия раскрывает. Стихотворение было написано, когда эта рожица была в животе :)))

Ну вот, это что касается связующего звена. Гармонии. Для меня этот диптих - одна из моих лучших работ. Там ещё много чего можно упомянуть.

Я выставлял эти стихи на конкурс. Чаще всего звучало, то что другие это так не воспринимают. Что постольку, поскольку задумку разглядеть очень сложно, или практически невозможно, стих неполноценен. Но на мои цели это не влияет. Я иду своим путём. Очень важно осознавать цель своей деятельности. Моя цель - это творчество. И ни что иное. Когда искусство требует от меня быть непонятым, писать не обращая внимания на востребованность, я готов. Многие говорят, что искусство приходит сверху. Я тоже не могу сказать, что сам такое придумал. Я только принимаю, когда искусство со мной разговаривает и передаю дальше. Кому это надо, не знаю. Знаю только то, что поэзия - это страсть, а другое, касающееся этой сферы(реакция аудитории и т.п.) нет.

Зачем лишать стихи прямого смысла? Я хотел описать, то что вы увидели.))) Картину абстрактного, неэвклидового, алогичного мира. Именно для того, чтобы ещё глубже в него заглянуть, мне было необходимо лишить свою фантазию уз. Субъективность... Мы привыкли видеть мир из перспективы человека. Для того, чтобы создать что-то для нас объяснимое, нужно описывать мир из перспективы гомосапиенс. Как описать мир из перспективы чего либо, или кого либо, или и того и другого вместе, чего мы не видим глазами и не слышим ушами? Как описать мир из перспективы чистого потока поэтической субстанции? И так то по всюду узы: Человеческий язык, мозги мои человеческие. Вот и пытаюсь вырваться из рамок общепринятой логики и прямого смысла.

Большое Вам спасибо, Ник.
Жду ответа.

Тимофей Саттаров   12.11.2010 05:20   Заявить о нарушении
Тимофей, я тут опять в суете! А в разговоре спешить не хочется!
Если получится отвечу вам сегодня, если нет - завтра!
У меня есть что возразить! :)
Доброго вам вечера!

Стран-Ник   12.11.2010 20:43   Заявить о нарушении
Привет, Тимофей! Во-первых, предлагаю перейти на ты! Будет проще общаться! Как ты на это смотришь? :)
По существу вопроса!
Один преподаватель композиции в уч. заведении говаривал своим студентам, написавшим чё-нибудь мудреное, когда они начинали обьяснять ему ход своих мыслей:
- Ты это там в уголке картины напиши, а то всем устанешь обьяснять!
Т.е. сам вид искусства задает правила, которые автор вынужден соблюдать, иначе рискует растратиться в обьяснениях...
Я же не имею ввиду кокон в виде какой-то реалистической составляющей (хотя и это может быть)
Это вполне может быть философская мысль, чувство, даже какая-то формальная конструкция, основанная на фонетической игре слов, или любой другой формальной логике.
Но это мой взгляд со стороны! (У каждого ведь свои тараканы) :)))
Если у тебя получится добиться поставленных целей в духе обозначенных тобой приоритетов, буду рад за тебя, потому что это чертовски тяжело!!! (если вообще возможно)
А если мои мысли чем-то помогут тебе, натолкнут на какой-то путь, буду рад быть чем-то полезным!
Очень яркие, непрямые, ассоциативные образы в твоих стихах я давно отметил! Мало того, они зачастую еще и эксклюзивны! За это тебе великий респект и этого я даже не касаюсь - твоя сильная сторона!!! :)))

Стран-Ник   13.11.2010 10:51   Заявить о нарушении
Спасибо Ник.

Идём на ты.

Большое тебе спасибо.

Мы говорим об одном и том же, каждый по своему. Дело совсем не в "прямом смысле."
"Это вполне может быть философская мысль, чувство, даже какая-то формальная конструкция, основанная на фонетической игре слов или любой другой формальной логике."

Причём доступность произведения зависит от того, какой концепт заложен у него внутри.

Если это прямой смысл, то доступно легко. Если фонетическая игра слов - сложнее. Если же это формальная конструкция - ещё сложнее. В зависимости от того, насколько нам знаком метод, стиль, легче или сложнее удаётся проникнуться определённым искусством. Поэтому почти всегда авангард принимали в штыки. Как пример, я назову атональную музыку и додекафонию. Здесь есть параллели к нашему разговору.

Другой вопрос, насколько мне удалось добиться мною же поставленных целей, или насколько это вышло хорошо. С моей колокольни тут до сути не доглядишься. Я в этом случае субъективнее всех сужу. Я - автор. Я с огромным удовольствием произношу свои тексты. Они для меня звучат, как откровения. Это как с детьми. Очень часто родители прощают своим детям их погрешности потому, что они их любят. Своё детище всегда хорошее.

В конце концов, я скажу так. Мне очень часто приходится "растрачиваться на объяснения". Но суть совсем в другом. Объяснив самому себе концепцию стиха, я не испытываю никакого духовного удовлетворения. Сама конструкция и её логичность именно служат тому звену, которое мне хочется спрятать так, чтобы его не было видно. Мне не хочется отбрасывать логику, так как это бы стало противоречить моему собственному мировоззрению. Человеку не постигнуть сущности мира до конца. Он слишком мал. Мы можем только спекулировать по этому поводу. Нам остаётся загадка, таинство. Отображая мир в искусстве, именно это таинство мне очень важно. Кстати, это даже в духе поэзии. Мне хочется, чтобы стихи звучали, чтобы в них было много глубины и сути, которую мы можем найти, если захотим. И мне даже важно, чтобы было что-то, что всегда останется тайной.

Спасибо тебе за комплементы. Кстати, я ничего не имею против твоего "ворчания". Я его даже как ворчание не рассматриваю. Мне очень интересно и полезно. А то я тут тоже всё спорю, спорю.

Дружеский привет.

Тимофей Саттаров   13.11.2010 14:04   Заявить о нарушении
Ты прав, мыслим мы очень похоже! Ну "прямой смысл" - может это я не совсем точно сказал! Некая достаточно явственная, прочитываемая и обобщающая все мысли и образы, форма! Мне лично нравится когда в бытовом, или в пейзажном стихотворении на дальнем плане аллюзивно считываются некие более сложные размышления! С чем согласен, так это с тем, что обязательно нужно давать додумывать стих читателю! Прямолинейные стихи не люблю! Хотя не всегда удается самому избежать этого! Ты уже понял, наверное, кто я по основному роду деятельности... :))) Это накладывает отпечаток на мои эксперименты! Видимо поэтому и на мир я смотрю несколько созерцательно...
Мне тоже интересно поговорить с тобой о стихах именно из причинно-следственного ракурса! Я убежден, что именно здесь ключ к дальнейшему росту! Думаю мы будем полезны друг-другу, иногда осмысливая со своей колокольни чужие эксперименты!
Рад был с тобой познакомиться!
Удачи!

Стран-Ник   13.11.2010 22:40   Заявить о нарушении
Если чесно, то ещё не догадался.

Художник? Фотограф?

Тимофей Саттаров   13.11.2010 23:24   Заявить о нарушении
Я член нескольких творческих союзов художник - живописец.
Поэтому в-общем имею представление об обсуждаемых вещах!
Но стихосложением увлекся недавно, хотя всегда к этому тяготел. :)
Кстати, все виды искусства близки своими внутренними закономерностями!

Стран-Ник   14.11.2010 20:54   Заявить о нарушении
А ты кто по основному роду деятельности? Просто любопытно!
Если не секрет, конечно...

Стран-Ник   14.11.2010 20:57   Заявить о нарушении
Я музыкант. Недавно законцил консерваторию по классу классического Баяна им. Ханса Айслера в Берлине. Ориентир - Классика 20 и 21 века. Играю в Операх, Театрах, Оркестрах, Ансамблях. А так же в клубах, барах, на выставках, свадьбах, похоронах и везде где придётся.

Тимофей Саттаров   15.11.2010 12:18   Заявить о нарушении
Я почему-то во время разговора это почувствовал...
Так и подумал, что ты должен быть музыкантом! :)))
Сразу Кандинского вспомнил с его идеей соединить несоединимое в живописи!

Стран-Ник   15.11.2010 12:34   Заявить о нарушении