Эволюция образа и Болеро Равеля

Основой поэтического творчества является образ. Образ, вызывая ассоциации и аналогии, в то же время живёт и развивается во времени – рождаясь и старея, как и мы – люди. Кажется интересным обратить внимание на этот процесс, т.к. мы живём в быстро меняющемся мире, и, владея словесными образами из прошлого времени, иногда немеем. Не можем ёмко и поэтично изложить тему своего творения.
Возникает ограничение выбору сюжета из-за недостатка общих - известных автору и читателю - вербализованных образов. Мы понимаем друг друга, говоря о грохоте грозового грома. Но чем он отличается от грома водопада или стартующей космической ракеты? Как эту разницу выразить кратко и понятно словами? Очевидно, что нужно знание грохотов, как ни забавно это звучит. Возможно даже, что родятся слова – термины – для обозначения таких видов грохота, которые смогут стать будущими емкими поэтическими образами.
Насколько это важно, можно проиллюстрировать примером из близкой нам области – музыки. Всем хорошо известно «Болеро» французского композитора Мориса Равеля. Но что является музыкальной темой этого произведения – является предметом разногласий до сих пор. Многим слышатся в его мелодии заунывные напевы восточного каравана, бредущего по пустыне. Хотя, на самом деле, мелодия выражает тему рабочего дня на механическом заводе – с утра и до конца рабочего дня! Вот что происходит с восприятием, отрешённым от современных образов!

О поэтических образах приходится задумываться ещё и из-за безоглядного применения многими авторами заведомо устаревших понятий, заимствованных из багажа пиитов прошлых веков. По большому счёту – литературных штампов, которым в наше время было бы уместно найти замену. Почему? Потому, что наше знание мира разрослось и обогатилось.
В самом деле, едва ли киплинговские слова чудного цыганского романса «Пушистый шмель...»  - «хоть на край земли, хоть за край» можно применить, понимая, что более безоглядной верность ныне может выглядеть при полёте влюблённых на ракете к иным мирам без запаса топлива на обратный путь. Ведь у планеты Земля как у любого шара краёв нет, налицо явное применение штампа, заимствования у древних поэтов с иным знанием мира.
Луна – излюбленный поэтический образ. Как и все, я разглядывал фотографии спутника нашей Земли и пейзажей на её поверхности. И в то же время легко воспринимал «диск луны», «лик луны». Но поэтическое ассоциирование Луны с ликом для меня лично кончилось однажды, в вечерние часы на Марухском перевале Кавказского хребта. Косое солнечное освещение скал удивительным образом совпало по оттенкам с Луной, возникшей над хребтом, и вызвало потрясающее чувство родства двух миров – Земли и Луны. Воистину, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Больше для меня Луна не лик и не диск!
Восторженное обещание поэта подарить возлюбленной все звёзды небес может сегодня вызвать у предмета обожания двойное ощущение. Во-первых, ощущение легковесной заведомо невыполнимой лжи, т.е. – плагиата, сделанного болтуном. Во-вторых, ощущение, что её – любимую - равняют по интеллекту средневековой простушке, верящей сказкам на основе учения Птоломея (в лучшем случае), устаревшего ещё во времена Коперника.
Литературный образ подарка звёзд с небес, в пору эпохи космознания на базе наблюдений орбитального телескопа «Хаббл», фиксирующих живописные и грандиозные события Космоса, выглядит наивным и близоруким.
Ни в коем случае не следует мои строчки воспринимать этаким новоиспечённым манифестом. Есть много примеров дивного стихотворчества прежних лет и веков, но читая их, следует помнить, что слагавшие эти творения авторы писали их в соответствии со знаниями своего времени.
Вероятно, подобно нашим литературным предкам, и нам следует создавать новые свежие поэтические образы, соотнося их так же с современным знанием. Это очень привлекательно и многообещающе!
Предвижу протесты гуманитариев, которым комфортно среди образов, созданных их далёкими предками. Но, увы! – многие из них стали штампами. «Новые песни придумала жизнь. Не надо, ребята, о прошлом тужить!» Слушайте «Болеро» Равеля!


Рецензии
Прочёл с интересом, во многом согласен с Вами, Сергей. Сам был в своё время удивлён, когда узнал о "производственной" подоплёке Болеро. Мне кажется, что такие шедевры рождаются на уровне подсознания. Автор может при этом думать, представлять что угодно, а подсознание (Ноосфера?) "нашло" своего проводника, способного выплеснуть в наш косный мир это чудо, и делает своё дело. Не согласны? Что до Луны, я, как технарь, вполне Вас понимаю, но ловлю часто себя на том, что легко переключаюсь с одного восприятия на другое. Вот Вы печатаете кириллицей и совсем не замечаете, что на этих же клавишах есть латинские буквы. И наоборот, когда иноязычный текст печатаете. Вообще, это ещё одна прекрасная возможность удивиться тому, как любое мнение, любой посыл может легко повернуться своей обратной стороной. Да ещё и не одной:). И это замечательное свойство мира нашего делает его бесконечно притягательным. Так что человеку, склонному к анализу, свободному, хоть отчасти, от предрассудков и штампов, жизнь никогда не покажется скучной, по-моему. Спасибо Вам. С самыми добрыми пожеланиями, С.М.

Сергей Моргулец   21.12.2010 22:18     Заявить о нарушении
Сергей, я с вами во всём вами сказанном – единомышленник. Дело, однако, в том, что легионами идут образы, которым нет словесного эквивалента! Как пахнет реголит лунной поверхности, попав с обуви астронавта на пол кабины посадочного модуля? Как выглядит свечение Черенкова? Как описать ощущение вибрации лыжной палки в руке под линией в пятьсот киловольт? Нужны новые понятия, вслед за которыми могут появиться литературные произведения, для которых потребуются сноски - в низу страницы или в конце произведения - с пояснениями.
С уважением и благодарностью за отзыв
Сергей
:))

Сергей Таллако   22.12.2010 03:32   Заявить о нарушении
Возможно, возможно, Сергей... Но всё же это будет поэзия довольно узкого круга учёных - единомышленников. Поэзия, которую мы знаем, родилась на почве эмоционально-ментального восприятия мира большинством людей прошлых, достаточно далёких от науки поколений. Шлифовалась столетиями и трудно представить, что когда-то реализуется что-то вроде этого на базе впечатлений от научных открытий. Обратите внимание, что все литературные произведения научно-фантастического направления так или иначе переводят сюжет в плоскость человеческих отношений. Наверное, потому, что при всём уважении к естественным наукам, эта материя, кроме того, что интересна и "физикам", и "лирикам", но и эмоционально более ёмкая и более содержательная и разноплановая, как мне кажется. Возьмите Гамлета, Короля Лир, Евгения Онегина и проч., и проч... Какие глубокие психологические, нравственные и интеллектуальные проблемы, какой простор для ума, для чувств! Трудно представить, что эффект Черенкова или даже уникальные ландшафты спутника Сатурна Титана могут вызвать сравнимые переживания. Впрочем, это дело личных предпочтений, конечно же... Рад был нашей беседе, Тёзка. Спасибо Вам и всего самого доброго. С наступающими Вас Новым Годом и Рождеством! С уважением, С.М.

Сергей Моргулец   22.12.2010 22:25   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Надеюсь поговорить по затронутым темам и в следующем году. С наступающим Новым Годом!
Сергей
:))

Сергей Таллако   23.12.2010 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.