Феодосия

Солнца бронзовых календул
        не заходят даже ночью
и пятнистые платаны
        ждут предутреннего ветра...

У мечети Муфта-Джами
        ряд узорчатых акаций
помнит взгляды смуглых греков
        и намазы мусульман.

Хоть полынные курганы
        знают тайны битв и схваток,
но смотреть на древний город
        свысока им не пристало.

Я устала. Душный воздух -
        всё равно, что мул упрямый!
И извилистость проулков -
        так подстать лозе засохшей...

Здесь, до боли всё чужое,
        но из прошлых ярких жизней
помню пыльные дороги,
        мрамор, бронзу, сердолик!

Чую спелость абрикосов,
        хоть закрыты от прохожих
побеленной и высокой
        вровень с крышами стеной.

Зной. Покой. Скупая влага.
        Капли розового масла
в ароматнице из глины
        на груди феодосийки...

Блики солнечных, прогретых
        диких роз на стеблях гибких
так похожи на невольниц
        во дворце хромого хана.

Рано торопить разлуку...
        Поздно всё окинуть взглядом.
Напоит ещё нектаром
        город, плод тысячелетий!

                1995 год


Иллюстрация - работа автора Н.Филатовой "Календулы" акварель


Рецензии
Наталия! Прочитал еще одно это Ваше стихо... Я в восхищении! Ну, вроде от члена Союза писателей и следует ожидать хороших стихов. Но для меня важен другой критерий - качество стихов. А то что прочитал чудесно! Как будто вновь в Феодоссии побывал - я там был проездом в Коктебель неоднократно. Есть прекрасный стих Мандельштама об этом городе. Но он о дореволюционной Феодосии. С тех пор город изменился, но к счастью его старая часть - не очень (до 1998г, когда в последний раз был). Ваши стихи напомнили старую Феодосию, так живо, что захотелось опять в Крым, хоть мы и привыкли сейчас к Средиземноморью и Болгарии, где сервиз лучше.
Мне нравится в Вашем стихе минимальное присутствие личности автора в подаче читателю образа города. Есть разные подходы к такой "городской" или "пейзажной" лирике - или собственные переживания автора вообще заслоняют информацию о месте его нахождения в стихе , или его личность вообще убрана и оставлена только описательная часть, или и то и другое присутствует вместе. Все подходы , конечно, равноправны для поэта. Для читателя - дело вкуса. Мне нравиться третий, но когда личность в минимальной степени. Я люблю информативность. У Блока "Равенна" - такова и она образец. Моя "Равенна" из "Итальянских стихов" и другие "путевые" стихи построены по второму и третьему принципу. Есть поэты первого варианта. Например у хорошего поэта Константина Присяжнюка о поездке в Венецию. Мне кажется , нельзя пейзажи Италии сравнивать с украинскими степями и писать "какая-то там Падуя" , находясь в Италии. Патриотизм хорош, но не в таких произведениях. У Екатирины Шантграй - член Союза и чудесная поэтесса, но со сложным характером, - тоже лично лирическое заслоняет информационное. Но - она, как и Вы впрочем (шутка!) женщина. А в женской поэзии без личной лирической ноты, понятно, не обходится ни один жанр. Спасибо за Феодосию. Буду читать Вас еще по мере возможности. Читайте и мое, что понравится, буду рад!В.Г.

Владимир Гоголицин   03.11.2010 12:31     Заявить о нарушении
Владимир! Так и хочется написать: Друг дорогой! Я тоже жадно люблю информативность, насыщенность,"густоту" стиха! Спасибо за столь развернутую и добрую рецензию!Со всем, что Вы написали мне, полностью согласна.В Феодосии была 15 лет тому назад. Именно тогда и написано это,мое самое любимое стихотворение.Все изменилось. Все поставлено на службу отдыхающим. С уважением.Н.Ф.

Филатова Наталия Олеговна   03.11.2010 21:54   Заявить о нарушении