Поэзия Б. П. Мгновения счастья, кот. он пережил

   Прежде всего следует полностью воспроизвести блистательное высказывание Б.Пастернака по поводу картины М.Врубеля Сирень:


        Рис.1 Сирень. М.Врубель. / картина - см. выше /

  "Художник умирает, но мгновения счастья, которые он пережил, бессмертны".

   Почему-то безоговорочно веришь Поэту, что, когда рисовал художник эту женщину, утопающую в сирени, его душа ликовала, он был счастлив.

   Есть у О.Мандельштама стихотворение, вероятно, как отклик на ту же Врубелевскую Сирень:


        Художник нам изобразил
        Глубокий обморок сирени 
        И красок звучные ступени
        На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, 
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
        А тень-то, тень все лиловей,
        Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
        Ты скажешь: повара на кухне
        Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали, 
  И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
         23 мая 1932

    Хочешь-не хочешь, а опять вспоминается в ответ на "Художник нам изобразил глубокий обморок Сирени" Пастернаковское:

--
"Художник умирает, но мгновения счастья, которые он пережил, бессмертны".
--

   И бесконечно снижая высокий стиль изложения, я поделюсь с тобой, - внимательный читатель:

  сочиняется здесь и далее сценарий для гитарно-литературной Артели "Нескучный сад" в честь 120-летия со дня рождения Б.Л.Пастернака. Вот такая проза жизни. Но отбираю я, так сказать, - элементы композиции по своему разумению. Никто меня не принуждает: это надо, то не надо. 

   Так вот, далее очень уместно привести песню несколько легкомысленного плана, но как-то от темы Сирень-Сиреневый туман отталкивающейся:

--
Сиреневый туман над нами проплывает.
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор, не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.

       Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь -
       Уеду ль я на год, а может быть, на два.
       А может навсегда ты друга потеряешь?
       Еще один звонок, и уезжаю я.

Последнее прощай с любимых губ слетает.
В глазах твоих больших тревога и печаль
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит в сиреневую даль.
   
       Я помню те слова, что ты мне прошептала.
       Улыбку милых глаз, ресниц твоих полет.
       Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала.
       Еще один звонок, и поезд отойдет.
--

   А ведь может быть лирический герой этого песенного текста именно с этой смуглой женщиной с картины Врубеля (Рис.1) прощается.
 
   А теперь к поэзии Б.Пастернака. Попробуем с двух раз угадать, когда же Маэстро испытывал  МГНОВЕНИЯ СЧАСТЬЯ. То-бишь, какие стихи Б.П. - свидетели такового счастья?

   Может быть, эти:

--
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
--

  Мгновения счастья и "строчки с кровью - убивают" - сие несовместно. Поищем лучше что-нибудь со свечкой, а лучше чтоб "свеча горела на столе":

--
Мело, мело по всей земле       
Во все пределы.               
Свеча горела на столе,       
Свеча горела.               
  Как летом роем мошкара
  Летит на пламя,       
  Слетались хлопья со двора    
  К оконной раме.
            
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.            
Свеча горела на столе,    
Свеча горела.               
  На озаренный потолок
  Ложились тени,       
  Скрещенья рук, скрещенья ног,   
  Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка   
Со стуком на пол.               
И воск слезами с ночника   
На платье капал.               
  И все терялось в снежной мгле
  Седой и белой.            
  Свеча горела на столе,   
  Свеча горела.
               
На свечку дуло из угла,         
И жар соблазна         
Вздымал, как ангел, два крыла    
Крестообразно.
  Мело весь месяц в феврале,
  И то и дело               
  Свеча горела на столе,   
  Свеча горела.
--

   По-моему, внимательный читатель, присутствие  МГНОВЕНИЙ  СЧАСТЬЯ у Поэта при написании этих строк очевидно и не вызывает никаких сомнений. Ещё бы:

--
На свечку дуло из угла,         
И жар соблазна         
Вздымал, как ангел, два крыла    
Крестообразно.
  Мело весь месяц в феврале,
  И то и дело               
  Свеча горела на столе,   
  Свеча горела.
--

  Чего же боле? И дай Бог, чтоб и нам с тобой, читатель, было бы так же хорошо. Ну, и песня соответствующая должна здесь вживую прозвучать. Это "Свечи" А.Лобановского, что много лет жил тут с нами по соседству. Город Бийск.  А на большом экране (через проектор) и слова песни для аудитории высветятся:

--
Дождь притаился за окном,
    Туман поссорился с дождем,
    И заглянул на огонёк
    К нам в этот вечер.
    О чём-то дальнем, неземном,
    О чём-то близком и родном,
    Сгорая, плачут свечи.

Казалось, плакать не о чём –
Мы, вроде, правильно живём,
Но иногда под вечер,
Иногда под вечер
Ты вдруг садишься за рояль,
Снимаешь с клавишей вуаль
И зажигаешь свечи.

       И свечи плачут за людей,
       Кто тише плачет, кто сильней,
       И утереть горячих слёз
       Они не успевают.
       И очень важно для меня,
       Что не боится воск огня,-
       Что свечи плачут для меня,
       Свечи плачут.

Дождь притаился за окном,
Туман поссорился с дождем,
И заглянул на огонёк,
К нам в этот вечер. 
О чём-то дальнем, неземном,
О чём-то близком и родном,   
Сгорая, плачут свечи.

--
 
  Вот так потихоньку мы подошли с тобой, внимательный читатель, к оптимистичному финалу. Который наша Гитарно-литературная артель предполагает расцветить двумя-тремя бардовскими песнями на посошок.
  Юмор в том, что этот сценарий вполне жизнеспособен и обкатан на читательской аудитории. Но, разумеется, здесь будет надёжно запакован.

  Новосибирск, lisinkerls@mail.ru
 
 


   
   


Рецензии