Выбирая, орёл или решка...

Выбирая, орёл или решка,
Вероятности рвёшь пополам.
Но когда пред тобой, как насмешка,
Вырастает твой новый Монблан,

На который взойти невозможно,
То лишь тихо прошепчешь: «Ну что ж…»
И, презревши, что шансы ничтожны,
Непременно пойдёшь… и взойдёшь.

А с холмов, расположенных близко,
Мир привидится вечно большим.
Уяснив, что со степенью риска
Повышается ценность вершин,

Ты всё время расходишься с низшим,
Сколь бы ни было сладким оно.
А орёл или решка – для Ницше
И для милых забав казино.


Рецензии
Что ж Вы так мало на долю Ницше оставили?
Наталья.

Наталья Светлых   13.10.2010 22:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!

Для начала позвольте ещё раз поблагодарить Вас за внимание к моему скромному творчеству. Что касается Ницше, то поверьте, пожалуйста, что никоим образом обидеть его я здесь не собирался. И оставляю я ему, конечно же, не только «орла или решку», но и все звёзды и все терния эстетического существования, которое, кстати, и ввергло нашего достопочтенного мыслителя в ту пучину, выбраться из которой, на мой взгляд, вообще весьма и весьма затруднительно. Ведь Ницше, если вглядеться в его мировоззрение пристально, был не более чем отчаявшимся – в первую очередь, в самом себе – эстетиком, пускай и высшей пробы. Этот мой стишок, по сути, является противопоставлением тому апофеозу диалектики удачи и неудачи, который льётся на нас буквально с каждой страницы Ф.Н., особенно со страниц «Заратустры». Если Вы внимательно читали эту его «книгу для всех и ни для кого», то, наверное, помните, как головокружительно автор варьирует своими пассажами с игральными костями, словно желая показать, будто именно в этом и есть высшая правда жизни. Сила, красота, удача – вот новые идолы, которым поклоняется наш, на первый взгляд, бесстрашный искатель. Повторяю, поэтически всё это выглядит, безусловно, очень привлекательно. В своём же стишке я лишь попытался – в меру способностей - посредством четырёх строф внести диалектический элемент совершенно иного качества, где презренная игра в кости должна уступить место почти закономерной связи между ценностью цели и трудностями, связанными с её достижением. В отличие от эстетической сферы, в которой как раз и оперировал наш великий немецкий ум (и его душа), в этико-религиозной сфере, которую он не переносил на дух, всё происходит с точностью до наоборот – а именно, позитивное там непременно измеряется соответствующим ему негативным. Грубо говоря, красота определяется самой красотой, но любая этическая или религиозная цель определяется теми трудностями, сквозь которые к ней нужно пройти. Признаюсь, Наталья, когда-то и я был большим почитателем Ф.Н., сегодня же, несмотря на его подвижнейший ум и предельный пафос, я отношусь к нему только как к блуждавшему в потёмках, который, при всех своих недюжих способностях, оказался буквально слепорождённым к таким категориям, как «этическое» и «религиозное».
Надеюсь, я хоть как-то пролил свет на то, что имел в виду, и узаконил в Ваших глазах столь дикое, на первый взгляд, сообщение своей последней строфы рассматриваемого стихотворения.

С уважением,

Максим Седунов   14.10.2010 11:34   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Максим! Хорошо, что оставили звезды и тернии, а то бы совсем обделили бедного "блуждающего" мыслителя.
Согласна с Вами: Ницше - эстет, чуждый реальности, но именно это и завораживает, очаровывает в его работах! Он - гений, и, как Вы сами писали(с большим интересом прочла эту дискуссию)"жизнь гения -поединок с собственной судьбой, где настоящая победа - это поражение", так зачем ему выбираться из пучины, в которую он сам себя погрузил. Может быть пучина - это и есть то поражение? Но другого финала и не может быть в жизни гениев!
С уважением к Вам и любовью к Вашим стихам (стишкам),
Наталья.

Наталья Светлых   15.10.2010 00:32   Заявить о нарушении
Под "пучиной", Наталья, я подразумевал лишь противоречие, в которое наш уважаемый Ф.Н. вгонял себя год за годам с удивительной настойчивостью. Если Вы знакомы с особенностями его жизни, то, наверняка, заметили, что ему и в голову не приходило становиться Заратустрой. И вся его гениальность разворачивалась - как бы это помягче сказать - исключительно на бумаге, а это верный симптом сугубо эстетического существования, которое всегда протекает в фантазийной среде. Эстетическая гениальность - соломенная, поскольку пренебрегает действительностью. Отсюда и растут ноги абсолютного непонимания Фридрихом Ницше этических и религиозных вопросов. По этой же причине он так пламенно хаял, например, Сократа или ап.Павла. Боюсь, за газглагольствованиями о сверхчеловеке он начисто забыл, что значит быть человеком и что значит существовать. А гениальность на бумаге, как, впрочем, и на холсте, с моей точки зрения, не многого стоит. Вот примерно так.

С уважением,

Максим Седунов   15.10.2010 12:12   Заявить о нарушении
Работы Ницше следует воспринимать как произведения искусства, а не как руководство к действию ( в мировой истории уже был такой печальный опыт). А искусство - дегуманизировано (загляните к Хосе Ортега-и-Гассету), и я с этим согласна. Задуматься о человеческом существовании способен любой человек, участь гения другая и плоды его жизни тоже.
Почему Вы думаете, что он был несведущ в религиозных вопросах? Он был против любой формы рабства, в том числе и религиозной!
А вы имеете точный ответ на вопрос: "Что значит быть человеком и в чем смысл человеческого существования???"
С уважением, Наталья.

Наталья Светлых   15.10.2010 16:52   Заявить о нарушении
К сожалению, но скорее к счастью, Наталья, я напрочь лишён способности воспринимать такого рода работы просто "как произведения искусства". В первую очередь, по той причине, что перед глазами у меня стоит человек, который их написал. Приносить свою жизнь (а ведь она, возможно, даётся нам единожды) на алтарь интеллектуальной или эстетической абстракции - вот уж поистине очень странное занятие. И дело тут совсем не в гуманизированности или дегуманизированности искусства. Чтобы Вы лучше могли меня понять, отвечу сразу на Ваш последний вопрос. Существовать в качестве человека, на мой взгляд, это значит постоянно находиться внутри некой дилогии, где первая часть заключается в определении собственной идеальности, а вторая - в её осуществлении. У герра Ницше вторая часть дилогии по какой-то причине была опущена, несмотря на то, что он наделал в этом мире довольно много шума. И имейте, пожалуйста, в виду, Наталья, что я отнюдь не говорил, что Ф.Н. "был несведущ в религиозных вопросах", но я говорил, что он не схватывал суть религиозного, пытаясь постичь его эстетически или - что ещё хуже - всемирно-исторически. Впрочем, это же можно сказать почти обо всех философах, да и о священниках тоже. Если Вам интересно моё мнение на сей счёт, то, дабы не повторяться, я могу лишь посоветовать Вам прочитать мои рецензии или мои ответы на чьи-то рецензии, которых на этом сайте я написал уже целые километры. Религиозное или этическое, так или иначе, почти всегда там всплывает, поскольку человеческая жизнь, по-моему, вообще не может быть помыслена никак иначе. Религиозное, по сути, делает лишь одно главное сообщение: человек попадает во временность, и в зависимости от того, как он этой временность распорядится, в итоге он занимает какое-то положение в вечности. А там дилемма крайне проста: или вечное блаженство, или вечное проклятие. Но тратить свою жизнь на то, чтобы с экзальтированных пафосом провозглашать, что весь смысл, мол, заключается в ГРЯДУЩЕМ ПОЯВЛЕНИИ СВЕРХЧЕЛОВЕКА, - это, по моему разумению, полная галиматья и несуразица. Как же я могу соотнести эту ВЫСШУЮ, по Ницше, цель со СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ экзистенцией? Никак, даже если я ловкий жулик и большой мастер опосредования.

Надеюсь, я не смутил Вас своими не очень удобными для полусонного существования заявлениями. И со мной совсем не обязательно соглашаться. Просто держите это в уме, а остальное приложится само собой.

С уважением,

Максим Седунов   16.10.2010 11:33   Заявить о нарушении
Образ человека, который стоит у вас перед глазами - субъективный, несмотря на то, что Вы изучили его биографию.
Хорошо, что Вы имеете такой точный ответ об экзистенции человека! У многих уходит жизнь на "определение своей идеальности" (это уже очень много!)и не остается времени на её осуществление.
Спасибо за общение, надеюсь не моё существование Вы считаете полусонным.
С уважением, Наталья.

Наталья Светлых   17.10.2010 15:57   Заявить о нарушении
Конечно, не Ваше, Наталья. Скорее наоборот - своё.

Максим Седунов   17.10.2010 16:45   Заявить о нарушении
извиняюсь за вмешательство, но.. очень любопытно..
Максим, в религиозной дилемме "или вечное блаженство, или вечное проклятие" по какой причине Вы не рассматриваете вариант "небытие"? или речь идет только о христианстве, не касаясь других вероисповеданий?

Тьянка   20.10.2010 00:42   Заявить о нарушении
Вероисповедание, Тьянка, здесь ни при чём. Разумеется, когда я упоминаю эту бинарность (вечное блаженство - вечное проклятие), то речь идёт не о том мешке с костями, который мы зовём телом и который ежедневно и ежечасно противостоит душе, но о самой душе. Тот факт, что душа является вечной, лично у меня не вызывает никаких сомнений, поскольку именно такие у меня с ней взаимоотношения, я имею в виду взаимоотношения с МОЕЙ душой. А небытие - это лишь форма отсутствия именно той сущности, каковая и зовётся человеком, где мешок с костями и душа слиты, помещены во временность и пытаются друг с другом взаимодействовать. Само собой, для этой сущности с последним вздохом всё и закончится, поскольку мешок рано или поздно выйдет из строя (это была бы просто катастрофа, если б он звенел своими костями вечно). И вот как раз с этой точки душа начинает собирать камни, в то время как до этой точки она их исключительно разбрасывает. Христианство отличается от любой другой религии только ещё большей трудностью и наличием в нём глубочайшего парадокса, который и является, на мой взгляд, первым знаком божественности, но который, кстати, собственно христианами-то во внимание и не принимается. Они, наоборот, ни о каких парадоксах слышать не хотят, но хотят, чтобы всё было чисто и гладко, почти как в системе Гегеля. А всяческие мифологические тонкости и то, что изрекается по этому поводу церковью, являющейся типа символом веры, - это, как ни бейся, религиозности нам не добавит, только окончательно всё запутает.

Рад был ответить на Ваш вопрос.
С уважением,


Максим Седунов   20.10.2010 18:26   Заявить о нарушении
нет-нет.. я как раз про небытие души говорила, а не тела
но хотя Вы, Максим, и не совсем поняли о чём я спрашивала, всё же практически ответили на мой вопрос фразой "Тот факт, что душа является вечной, лично у меня не вызывает никаких сомнений". У меня эти сомнения есть. и даже надежда. что есть и такой вариант - небытие души. возможно, как наивысшая милость или как выбор.. вечное блаженство меня пугает не меньше вечного проклятия

Тьянка   20.10.2010 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.