УЛЕтающий квадрат Кедров и Вознесенский

 http://metapoetry.narod.ru/poetry/poet11.htm

«Газета ПОэзия» № 11, 1999

 


 

Константин Кедров

 

 

УлеТАЮЩИЙ квадрат XX века

 

Манит

теплою лунною пылью

квадрат

несмываемый никем

и ничем

Как рог изобилия

сыплет квадрат вещами

В отсутствующей вещи

намного больше вещей

Из него выпадает ночь

и прозрачная пыльная

луна

извлечена

как корень

Сладко ноет корень

молочных зубов луны

Вот и вылетел

пыльный мотылек

осыпая пол пылью

Квадрат приподнялся

вспорхнул и улетел

оставляя тень квадрата

 


 

Неужели XX век уходит? Дважды распятый Андрей Первозванный, двойной икс, или икс в квадрате, предугаданный в самом начале века гениальным Казимиром.

А, может, это гомерический двойной хохот: Ха-Ха!

Из поэтов только Хлебников и Ходасевич совпадают начальными буквами с веком. Две противоположности. Но "в одну телегу впрясть не можно коня и трепетную лань". Хлебников и Ходасевич – как Пегас и кастрированный Холстомер. Есть еще Хайдегер – поэт философов, философ поэтов. Он один понимал, что уравнение поэзии – бесконечное количество иксов. Чем неизвестней, тем поэтичней. Чему равен икс поэзии, никто не знает. XX век – это икс в квадрате. Или квадрат в квадрате. Если спроецировать двумерный квадрат в квадрате, получится проекция квадрата – куб. А если еще раз спроецировать куб в четырехмерность, получится проекция четырехмерного куба.

Общая схема проекции квадрата в иные измерения похожа на почтовый конверт, послание из других измерений, где эн-мерный квадрат слился в точку и улетел в некую    бесконечность. Может, к нам, а, может, от нас.

 


 

Андрей Вознесенский

 

Век двух Х

 

Настанет лада кредова –

Constanta Кедрова

 

 

Я стою босой. Я чувствую рядом священное дерево, под которым когда-то медитировал Будда. Дереву 2300 лет. Оно древнее нашей христианской цивилизации. Собственно и вид у него такой. Корневая система слилась со стволом до уровня третьего этажа примерно. К стволу примыкает прямоугольный навесик. Над местом статуи Будды. В плане, я думаю, это похоже на ПО, только там "п" поменьше – пО.

Я думаю, почему поэзия сейчас так интенсивна и почему так пишется, как под напором брандспойта. Вероятно, наше столетие не успело высказать в свое время, что ему положено, и сейчас торопливо, взахлеб через нас пытается договорить. Великих поэтов века, как Мандельштам, Пастернак, Хлебников уже нет. Поэтому приходится отдуваться нам. Чтоб было понятнее людям с мышлением 19- го века, я попробую сказать традиционно:

 

Мы с тобою спрячемся от времени

здесь у океана на краю.

Кривоногий, лживый, как сирены,

неземную музыку пою.

Так пою, как никогда не пелось,

век к концу торопится, заметь,

высказать все то, что не успелось,

что другому веку не суметь

 

Конечно, разговор идет только на авангардном наречии или пост-авангардном, потому что именно это – стиль XX века. Как кватроченто, классицизм – стили других столетий. Понятно, глотка нашего века была занята воплями ужаса в лагерях массового уничтожения, криками или молчаниями во время сражений. И вот сейчас он пытается выполнить свою поэтическую норму. Мы прочитали все. Все шедевры века. Поэтому, чтобы было интереснее, мы должны сами стать вместо классиков, дважды напряженно, ибо XX века во всех смыслах является дважды христианским, и по мучениям, и по озарениям.

 

Специально для ПО из Индии

 


Рецензии