Осень - ностальгическое
Молча застыло в руках сентября.
Выпустив грусть и раздумья из клеток
Памяти, мысли тревогой сорят...
А по дорогам небес ускользают
Из опечалившейся стороны
Птицы, и в дождике осень босая
Бродит дорогами странной вины.
Нынче она почему-то не слышит
Наших прошений о днях золотых,
Только дождями топочет по крышам,
Будто ей мало дорог залитых.
Красного цвета на листьях немного
И золотого с огнём не сыскать.
Зелень листвяная, как недотрога,
Не принимает осеннюю страсть.
Так и проходит ни шатко, ни валко
Первого месяца осени быт...
Только раздумье умелой гадалкой
Напоминает про топот копыт
Бело-гривастого в пятнах надежды
Неудержимого дня-скакуна,
Да жеребёнка гнедого кромешной
Ночи, несущего время без сна.
22.09.2010
Краткий анализ стихотворения
1. Тема:
Осень как время противоречивых переживаний — увядания, тоски и одновременно скрытой надежды. В центре образа — не яркая «золотая» осень, а приглушённая, дождливая, «неслушающая» человеческих желаний.
2. Основная мысль:
Осень предстаёт как период меланхолии и неосуществлённых ожиданий («золотых дней»), но в ней таится намёк на будущее обновление (образ «дня;скакуна» и «жеребёнка» ночи, несущего время).
3. Композиция:
1;я часть (1–2 строфы): описание хмурой осени, отсутствие «золота» и «красного», доминирование зелени, которая «не принимает осеннюю страсть».
2;я часть (3;я строфа): философское обобщение — осень проходит «ни шатко, ни валко», но в раздумьях возникает образ времени как скачущего коня, несущего надежду.
Форма: 3 строфы (8+8+10 строк), свободный ритм, перекрёстная и смешанная рифмовка.
4. Тип речи:
Лирическое описание с элементами рассуждения (размышление о времени, смене сезонов, надежде).
5. Стиль речи:
Художественный (поэтический), с яркой образностью и символикой.
6. Средства связи предложений:
лексические повторы («осень», «дороги», «дни»);
местоимения («она», «их»);
синтаксический параллелизм («Нынче она…», «Только дождями…»);
ассоциативные переходы (от пейзажа к метафорическому образу времени).
7. Средства выразительности:
метафоры: «бабьего лета», «мысли тревогой сорят», «топот копыт бело;гривастого… дня;скакуна», «жеребёнка гнедого кромешной ночи»;
олицетворения: «осень босая бродит», «она не слышит наших прошений», «дождями топочет по крышам»;
эпитеты: «опечалившейся стороны», «золотых дней», «осеннюю страсть», «неудержимого дня;скакуна»;
сравнения и образы;символы: конь и жеребёнок как метафоры времени, движения, надежды;
инверсия: «Молча застыло в руках сентября», «Памяти, мысли тревогой сорят…»;
ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки «с», «ш», «т» создают ощущение шелеста, дождя, шарканья.
Итог:
Стихотворение передаёт грустную, но не безысходную атмосферу ранней осени. Через пейзажные детали и метафорические образы автор показывает, как в унынии рождается надежда на обновление — время движется, и за дождливой осенью неизбежно придёт новый цикл жизни.
Свидетельство о публикации №110092205100