Эротич. Венок Сонетов Психея и Амур. Лауреат ВСМ

ПЯТОЕ МЕСТО В ПЕРВОМ КОНКУРСЕ ОБЪЁМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 (о технике написания Венков сонетов можно прочитать в статье «Венок  сонетов» http://www.stihi.ru/2010/09/07/2999 (АлКора)

    Венок сонетов «Психея и Амур» написан мною по  магистральному сонету автора нашего сайта Анатолия Лемыша (http://www.stihi.ru/2007/06/11-387 - магистральный сонет, http://www.stihi.ru/2007/11/15/186 - ссылка на сонет 1) и развивает предложенную им тему любви  мужчины и женщины, но идет от лица женщины. По этой причине одна из строк магистрала (11-ая), относящаяся к лирическому герою - мужчине, незначительно изменена на "И всю себя! И всю - тебе! До дна!" ( у А.Лемыша "Всего себя! Всего - тебе! До дна!").Кроме того, я скорректировала и 4 строку магистрала: мне кажется мой вариант "и жажда, и восторг, и отреченье!" (взамен "и полужажда, полуотреченье")  более точен по смыслу и лучше звучит.   

       Форма сонетов Венка несколько отлична от формы сонетов А. Лемыша – я выбрала для написания классическую итальянскую форму, то есть:  14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия - терцета (на 2 или 3 рифмы), взятые в «итальянской» последовательности - abab abab cdc dcd (или cde cde). Рифмовка терцетов на три рифмы использована только во 2, 6, 10 и 12 сонетах, во всех прочих – на две рифмы.

    Хочется добавить, что основная трудность написания данного Венка классических итальянских сонетов заключается в требовании на запрет повторения концевых рифм, какой бы длинной ни оказалась их цепочка (за исключением  полностью повторяющихся первой и последней строк). Ранняя итальянская форма с 4 (реже 5-ю) рифмами на сонет, сильно ограничивает возможности выбора подходящих по смыслу слов. Для отдельных рифм мне пришлось найти более, чем 24 однотипно рифмующихся РАЗНЫХ слова!

Магистральный сонет

СЕРДЦА СТУЧАТ НЕВНЯТНО, НЕВПОПАД,
НО, КАК ПРОЗРЕНЬЕ, ЗРЕЕТ В НАС ВЛЕЧЕНЬЕ,
И СТРАСТЬ, И СТРАХ, И ЛАСКИ НАУГАД,
И ЖАЖДА, И ВОСТОРГ, И ОТРЕЧЕНЬЕ.

МИГ ТРЕПЕТА - И ХРАМ ЗАПРЕТА СМЯТ,
ОБНАЖЕНЫ ВСЕ ЧУВСТВА И ДВИЖЕНЬЯ,
ВОДОВОРОТ, И КРЫЛЬЯ, И РАСПАД,
В КИПЕНЬЕ ЧУВСТВ ДУШИ  РАСКРЕПОЩЕНЬЕ!

И ВОТ ОНА - ТЯЖЕЛАЯ ВОЛНА,
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВАЛ, ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ВЛАДЫКА!
И ВСЮ СЕБЯ! И ВСЮ - ТЕБЕ! ДО ДНА!

ДО  СУДОРОГ! ДО  СУМЕРЕК! ДО КРИКА!
ВСЕ КОНЧЕНО… НИРВАНА… ТИШИНА…
И ВЕЧНОСТИ НЕ ОТЛИЧИТЬ ОТ МИГА.

1. Сердца стучат невнятно, невпопад

Сердца стучат невнятно, невпопад,
когда в них нет желанного созвучья,
но  для стрелы Эрота  нет преград,
и в одночасье жизнь меняет  случай.

Касанье рук, как искра, как разряд,
мельканье мысли: «этот самый лучший!»,
по телу дрожью с головы до пят
предчувствие любви, что  сердце учит.

То встречи страх, то нетерпенья мука,
и состоянье умопомраченья,
исчезнувшая в одночасье скука.

Вдруг каждый миг наполнился  значеньем . -
Еще страшимся заходить  без стука,
но как прозренье, зреет в нас влеченье…

2. Но, как прозренье, зреет в нас влеченье

Но, как прозренье, зреет в нас влеченье,
мы повод ищем, чтоб заговорить,
а ночи бесконечное теченье
заполнено желаньем вместе быть.

Рассветный луч не дарит облегченья:
к тебе незримо протянулась нить,
как нить накала, и ее свеченье
ни ты, ни я не в силах погасить.

Цветок раскрыт и запах источает.
Пчела, его нектар желая страстно,
летит к цветку на нежный аромат.

Кто ищет мёд, тот мёд и  получает,
и в наших снах, рассудку неподвластных,
и страсть, и страх, и ласки наугад.

3. И страсть, и страх, и ласки наугад

И страсть, и страх, и ласки наугад
врываются внезапно в сон тревожный.
Немыслимых эмоций водопад
обрушился, все кажется возможным.

Все значимо – походка, жест, наряд -
не думать о тебе мне стало сложно,
а ты все медлишь, и сбежать назад
почти готов, - тебя сомненья гложут?

Певец аллей тенистых, соловей,
всему дает особое значенье,
с тобой желаю быть я все сильней...

Я вся в огне, и нет конца мученью:
ко мне любовь пришла, а вместе с ней
и жажда, и восторг, и отреченье!

4. И жажда, и восторг, и отреченье

И жажда, и восторг, и отреченье, -
весь мир вокруг становится иным.
Тебя любить – вот высшее ученье,
лишь ты реален, остальное – дым.

Дверь распахнулась, как по мановенью –
все миражи растаяли, как сны.
Идем вдвоем, в моей душе цветенье
прекрасной, исцеляющей весны.

Не надо слов, я голос плоти слышу.
Рука в руке, и в сумраке оград
твой поцелуй настиг наградой свыше.

Во мне, как будто загремел набат,
по телу дрожь, мы, задыхаясь, дышим, -
Миг трепета и храм запрета смят…

.5. Миг трепета и храм запрета смят

Миг трепета и храм запрета смят, -
мне ближе нет тебя, и нет роднее,
шатер небесный яркий звездопад
мне подарил сегодня, а, вернее,

тебя нашла, как драгоценный клад…
Я стать хочу тебе еще нужнее,
с тобой весь мир мне – рай, разлука – ад,
и не отыщешь никого нежнее!

Какой напор в тебе и сила страсти!  -
ей покоряюсь я без возраженья,
я вся  твоя, в твоей, любимый, власти...

Мы так желали этого сближенья,
и вот оно пришло и стало счастьем,
обнажены все чувства и движенья.

6. Обнажены все чувства и движенья

Обнажены все чувства и движенья.
Я - лоно материнское, земля,
та плоть, в которой началось творенье,
в которой нет «хочу» и нет «нельзя».

Пусть принесет тебе преображенье
живительная сущность бытия,
послушная Творцу. В святом смиренье
со мной познаешь ты глубины Я,

со мной себя в потомках ты узреешь
и через них бессмертие найдешь,
чтоб исцелить души твоей разлад,

меня познав, ты все преодолеешь,
и через трудный опыт обретешь
водоворот, и крылья, и распад.

7. Водоворот, и крылья, и распад

Водоворот, и крылья, и распад
любовь привносит в жизнь неотвратимо,
она пустыню превращает в сад,
а хуторок в степи - в предместья Рима.

Все помыслы влюбленного летят
куда-то ввысь, на крыльях он незримых
возносится над суетным, а взгляд
его прикован  каждый миг к любимой.

Но опаляет крылья солнца луч, -
за счастье боги нам готовят мщенье,
и часто ждет паденье с горних круч.

Как испытанье перед обращеньем,
свою лазейку ищем между туч.
В кипенье чувств – души раскрепощенье.

8. В кипенье чувств – души раскрепощенье

В кипенье чувств – души раскрепощенье,
доверие, открытость, естество,
в нас происходит чудо превращенья
смятенья духа в плоти торжество.

Все живо, свято в нас, все совершенно.
Не «я и ты», а «мы». Мы суть одно.
Плывем по гребню радости блаженной,
то вверх летим, то падаем на дно.

И взлет, и бездну с миром принимаю,
от ласк твоих кружится голова,
я чувствую тебя и понимаю,

вся трепета и нежности полна,
я задыхаюсь, я дрожу, я таю…
И вот она – тяжелая волна…

9. И вот она – тяжелая  волна.

И вот она – тяжелая волна,
захлестывает и сбивает грозно,
над будущим я больше не вольна,
тебе открыта, как ветрам и грозам.

На небе любопытная луна
своим сияньем затмевает звезды,
а я в тебя не просто влюблена,
я потеряла голову… Всё поздно…

Теперь должны мы в мире повториться:
ты стал моим спасительным арыком,
цветок готов мой в семя превратиться.

Орфею так внимала Эвридика,
когда ее заставил покориться
смертельный вал, живительный владыка…

10. Смертельный вал, живительный владыка

Смертельный вал, живительный владыка…
Ты жаждешь мной всецело обладать,
весь в упоенье, в исступленье диком,
и мне тебя ничем не удержать!

Мужская воля подчинять привыкла,
но, все ж, не в одоленье благодать, -
моя душа к твоей - навек приникла
и счастлива ее опорой стать…

Хочу я глиной быть в твоих руках,
рабой послушною твоих желаний,
твоим надежным тылом, вечным «да»,

лечу счастливой птицей в облака, -
я жизнь отдам тебе без колебаний!
И всю себя! И всю тебе! До дна!

11. И всю себя! И всю тебе! До дна!

И всю себя! И всю тебе! До дна
я отдала, и счастлива безмерно!
Рассветный луч мелькнул, уже видна
зари полоска – алая на сером,

запели птицы, шелестит листва,
и на траве росы сверкают перлы.
Ты шепчешь жарко нежные слова,
целуешь страстно и…
                как взрыв Вселенной,

желанье нам явилось с новой силой
бутоном красно-огненной гвоздики…
Сближение, сраженье, тел извивы –

все на пределе чувств, на самом стыке
всех крайностей… приливы и отливы…
До судорог! До сумерек!  До крика!

12. До судорог! До сумерек! До крика!

До судорог! До сумерек! До крика!
Плывем опять вдвоем мы по волнам
блаженства… Пряно пахнет павилИка
в густой траве, где спрятался туман…

Твоя любовь, взлетев, достигла пика,
ты одолел желанный перевал
и жаждешь спуска… Все, что дальше – блики
того, что было, что явилось нам.

Но, где исход твой, у меня – начало,
прелюдия любви, а не финал, -
ее путей менять я не вольна,

я в эту ночь жизнь новую венчала,
и странными  мне кажутся слова:
«Все кончено… Нирвана… Тишина…».

13. Все кончено… Нирвана… Тишина….

«Все кончено… Нирвана… Тишина…» -
ты прошептал, упав в изнеможенье.
А я, всевластьем плоти сражена,
усталость не считаю пораженьем.

Миг близости, где вечная весна,
все оживил легко, без принужденья.
Столкнулись взгляды…стало не до сна:
пьянит любви хмельное наважденье…

Нам затеряться в мире невозможно,
когда наш общий путь записан в книгу,
в которой изменить  финал не можем,

ведь я – сюжет, а ты - его интрига,
для творчества законы непреложны,
и вечности не отличить от мига.

14. И вечности не отличить от мига

И вечности не отличить от мига.
Психея и Амур, как два начала,
в одно слились, и нежных чувств квадрига
в чертог небесный любящих умчала.

А на земле прекрасной песней Грига,
их птичий славил хор… Река журчала,
о камни билась, как монах-расстрига,
и на безумство юности ворчала…

Идут незримой поступью столетья,
но каждый раз «тебя люблю» твердят
уста тех двух, кого Эрот отметил,

всего себя отдать другому рад
его стрелой пронзенный…На рассвете
сердца стучат невнятно, невпопад…

Написано  25.07.10 - 03.08.10

Для сравнения прочтите Венок сонетов  Анатолия Лемыша «Амур и Психея»,
написанный от лица Амура   http://www.stihi.ru/2010/09/08/3557


Рецензии
БУРНЫЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ!
ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, АЛЛА! Случайно наткнулся на вашу рецензию на мой опус и решил зайти к Вам. Обнаружил, что Вы пишете сонеты и венки. Я тоже их пишу, но мы оба не подозревали друг у друга такого увлечения. У меня 14 венков, тоже тематические. Я попал в список лучших сонетистов Крыма и во многие антологии.В 2-х томнике Л.Корнеевой (литературовед) мне посвящена отдельная глава "Крымский сонет Адольфа Зиганиди. ностальгия или историософия".
Мои венки в рубрике "Венки сонетов" в меню и на СТИХИ.РУ и на "ПРОЗА.РУ.
Статью Корнеевой я разместил специально для Вас сегодня для облегчения поиска. С уважением. Всех благ и здоровья.Целую руки!

Адольф Зиганиди   08.10.2022 12:30     Заявить о нарушении
Очень рада вам, Адольф, искренне рада! Сонеты и венки писала, когда пришла на сайт, в те далекие времена нашего знакомства и дружбы, а сейчас совсем не хочется ничего искусственного, никаких игр с формами. Ни читать, ни писать их. Слишком много сейчас в мире содержания, которое хочется и нужно успеть запечатлеть с максимальной искренностью. Поэтому от любых твердых форм - увольте! ))

Просто - дружим.

Творческая Мастерская Алкоры   08.10.2022 16:13   Заявить о нарушении
Понимаю Вас, увы, такова се ля ви! Если просто дружим, то увольняю. но если всё-таки ДРУЖИМ, ознакомьтесь хотя бы с одним, для интереса и не бойтесь меня обидеть -я слишком долго живу на свете, чтобы обижаться. Всех благ и здоровья!

Адольф Зиганиди   08.10.2022 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.