Осложненное поведение

Осложненное поведение детей.
Главным институтом воспитания является семья и школа.
 То, что ребенок приобретает в семье и в последующем в образовательном учреждении, он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье закладывается основы личности ребенка и к поступлению в школу он уже частично сформировался как личность. Семья может выступать в качестве  как положительного, так и отрицательного направляющего фактора воспитания. Первая задача родителей - найти компромиссные подходы  к воспитанию ребенка, если ребенок не может принять аргументы родителей.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Ребенок должен приниматься родителями таким, какой он есть.
Осложненное поведение детей обуславливается:
1. педагогической запущенностью;
2. социальной запущенностью
3. отклонениями в состоянии здоровья.
1. Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы (Т.А.Шишковец, 2006)
Т.А.Шишковец считает, что в основе педагогической запущенности лежат три ряда обуславливающих факторов:
1. пробелы в учебно-практических и социально-этических звеньях, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта;
2. недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности;
3. недостатки или отступления от нормы во взаимоотношения личности с окружающими.
Конфликтный характер отношений ребенка с кругом общения начинает всё более отклоняться от общепринятых норм. ребенок становится " трудным".
Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрастет ребенка, и в каждом возрасте она имеет свои особенности и сходства. Наиболее ярко педагогическая запущенность проявляется у подростков, но у младших школьников и у младших подростков её возможно успешно корректировать.
На недостатки характера у младших школьников также влияет игнорирование родителей и педагогов их возрастных особенностей:
-недостатки, проявляющиеся в учебной деятельности ученика;
-недостатки в отношении к себе и своему кругу общения.
Какие же это недостатки в учебной деятельности младшего школьника? В учебной деятельности - это прежде всего: дефицит внимания, импульсивность, неорганизованность, неаккуратность и леность, отсутствие настойчивости.
Недостатки в отношении к себе и своему кругу общения - это
эгоизм, крикливость, отсутствие друзей, оскорбления, нетерпимость, непослушание, лживость и жульничество.
2.Социальная запущенность младших школьников и младших подростков одна из центральных задач в работе социального педагога и педагога-психолога в условиях экономического кризиса, в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства. Особенно трудно в этот период оказалось младшим подросткам, так как они часто поддаются влиянию старших  подростков с проступочным (делинквентным) и девиантным поведением, которые демонстрируют нигилизм, агрессию и жестокость по отношению к взрослым и детям.
Н.Д.Левитов писал, что основными причинами возникновения социальной запущенности у школьников являются:
1 безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров;
2.отсутствие в семье единой линии воспитания;
3. избалованность ребенка в семье (эффект заласканного ребенка);
4.отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.
Необходимо добавить, что не маловажную роль в социальной запущенности имеет материальное положение в семье и обеспечение ребенка в психологическом комфорте как в семье так и в образовательном учреждении.
Осложненное поведение младших школьников требует со стороны социального педагога и педагога-психолога коррекционных мероприятий для изменений таких моделей поведения как: вещизм и жадность, так как дети становятся ориентированными на потребление. Задача социального педагога и педагога психолога влиять на детей таким образом, чтобы показывать им, что моральная репутация, вклад в общество и качество взаимоотношений с другими обладают гораздо большей ценностью, чем материальное, чем они владеют. Особое внимание со стороны родителей и социальных педагогов в школе должно обращаться к детям, прибегающим к дракам - к драчливости детей в школе, на улице и дома. Большинство детей время от времени дерутся. Возможно, драка - это единственное известное им средство разрешения конфликтных ситуаций. Для некоторых детей драка - это единственное средство всё взять под свой контроль. А ведь известно, что из драчливых детей часто вырастают хулиганы, люди, дурно ведущие себя в обществе и семье и даже жестокие родители.
Сквернословие - использование непристойных слов, вот ещё одна неприемлемая черта осложненного поведения ребенка и в семье и в школе. Этот тип поведения, который можно ожидать от многих детей младшего школьного возраста. От сквернословия как эксперимента до словарного запаса младшего школьника, всего один шаг  к вульгарности. И вот тут то главное научить школьника использовать приемлемые синонимы, так как сквернословием выражают огорчение, гнев, злость. Задача родителя, педагога поиграть вместе с ребенком в поиске замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут беду на него. И главное не забывать поощрять и хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.
3.Отклонения в состоянии здоровья.
В силу различных физиологических и психо-социальных причин возникают у младших школьников личностные расстройства, которые требуют вмешательства специалистов в этих областях.
Для детей истерика - средство получить желаемое, поскольку они раньше и из опыта поняли, что это срабатывает. Остановить это можно, никогда не уступая во время истерик.
Большая ошибка - это выжидать. пока поведение ребенка полностью выйдет из-под контроля. Необходимо прогнозировать вспышку истерики у ребенка. Для этого необходимо замечать предвестники раздражения: хныканье, беспокойство, покраснения лица, гнев и при этом необходимо отвлекать ребенка, пытаясь его пристыдить или подвести его к зеркалу, чтобы он обратил внимание на свое изображение в нем. Иногда помогает обращать внимание на признаки ухудшения настроения ребенка: "Наверно ты устал. Давай поиграем" или "Давай послушаем музыку" и Позвоним другу". Если родитель или педагог видит. что ребенок расстраивается то, значит, пора применить метод успокоения. чтобы помочь ребенку сдержаться. В отдельном помещении с ним поговорите успокаивающе, прочитайте в конце концов ему стихи или расскажите ему историю помогающие ему расслабится. У ребенка может не хватать слов, чтобы выразить свое огорчение, поэтому он не может успокоиться, услышав это от вас он возможно сделает это. Главное выяснить какое средство лучше, учитывая характер и темперамент ребенка и использовать это средство.


Тэги: Педагогическая запущенность.Социальная запущенность.Отклонения в состоянии здоровья


Рецензии
Большая ошибка - это выжидать. пока поведение ребенка полностью выйдет из-под контроля. Необходимо прогнозировать вспышку истерики у ребенка. Для этого необходимо замечать предвестники раздражения: хныканье, беспокойство, покраснения лица, гнев и при этом необходимо отвлекать ребенка, пытаясь его пристыдить или подвести его к зеркалу, чтобы он обратил внимание на свое изображение в нем. Иногда помогает обращать внимание на признаки ухудшения настроения ребенка: "Наверно ты устал. Давай поиграем" или "Давай послушаем музыку" и Позвоним другу". Если родитель или педагог видит. что ребенок расстраивается то, значит, пора применить метод успокоения. чтобы помочь ребенку сдержаться. В отдельном помещении с ним поговорите успокаивающе, прочитайте в конце концов ему стихи или расскажите ему историю помогающие ему расслабится. У ребенка может не хватать слов, чтобы выразить свое огорчение, поэтому он не может успокоиться, услышав это от вас он возможно сделает это. Главное выяснить какое средство лучше, учитывая характер и темперамент ребенка и использовать это средство.
Спасибо Алексей Вениаминович за столь обстоятельную статью..
Удачи Вам во всех Ваших делах и начинаниях..
С уважением и признательностью с теплом Души,

Таисия Олеговна Кучина   22.10.2010 07:48     Заявить о нарушении