Леонардо и Джоконда

***

В твоей провинции, Италия, как в разных точках на земле,
Крестьянка в стоптанных сандалиях дитя пригрела в подолЕ.
Не грех такое чудо  нынче, но выпал козырь — бита карта!
И мальчик c именем да Винчи стал Леонардо, Леонардо!

Там вязли думы поколений в рутинах Ветхого Завета,
А он, трансцендентальный гений, искал, во истину ответа -
Искал божественных пропорций, открытий в числах Фибоначчи
Сквозь хаос временных эмоций, в которых мир тонул незрячий!

Он строил в круге и квадрате Витрувианскую фигуру -
Венец Творца твои объятья - Божественная квадратура!
И в треугольник пирамиды Краеугольный камень стал -
Соединив рукой Фемиды противоборство двух начал.

На белых клавишах и черных: До ре соль мИ - Фа ми ре дО,
Звучит гармония аккордов, борьба миров — "Ее - Его".
В витках подсолнушных спиралей и в розах - тайны ремесла,
В пчелиных ульях  на скрижалях - он находил Закон Числа!
               
В египетские анаграммы он скрыл полярность двух начал!
За тополиной спрятал рамой Джоконды то, что понимал.
В веках улыбка, губ капризы тревожат тождество людей -
О Мона Лиза! Мона Лиза! - Храни полет его идей!


____________Комментарии Санто________________

*Ил. -  Рисунок ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ -  "Витрувианский человек",  сделан Леонардо для книги,  Марка Витрувия, поэтому назван  "Витрувианский".

"Он строил в круге и квадрате витрувианскую фигуру,
Венец Творца — твои объятья! - Божественная квадратура._________Леонардо

производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название Золотое Сечение. Оно  держится до сих пор, как самое популярное."Витрувианский человек", написан чернилами, акварелью и металлическим карандашом.
Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени владел правой и левой рукой.

"И в треугольник пирамиды Краеугольный камень* стал"

*Краеугольный камень или камень преткновения здесь не фигуральное название, а конкретное понятие. Для построения арки нужен центральный клинообразный камень, который вверху соединяет все части - несет  вес конструкции. Его называют ключевым, по-английски - краеугольным.

"Искал божественных пропорций в заветных цифрах Фибоначчи
Сквозь хаос мировых эмоций и не иначе, не иначе!"

*"Цифры Фибоначчи"  -  итальянский математик по имени Фибоначчи, живший в 13-м веке, описал один из самых важных математических фенОменов - последовательность, в которой каждое следующее число получается в результате суммирования двух предыдущих: 
1+1= 2.
2+1= 3.
3+1= 4
4+1= 5.    и т.д.

*
"В подсолнухах - семян спирали и в розах - тайны ремесла
В пчелином улье, на скрижалях он находил Закон Числа!"_________ Это число (PHI)

- три целых четырнадцать  сотых. Закон Числа в том, что оно всегда играет роль краеугольного камня в построении всего живого и неживого на земле.
 Числу  три целых четырнадцать сотых соответствуют пчелинные соты, спирали внутри подсолнуха, воронка розы, и т.д. За кажущейся импровизацией природы, Леонардо искал устойчивый порядок, что  подтверждает замысел Творца. 

 На мой взгляд - «Порядок»,  составляет определение красоты.

"А если - это так, то что  есть красота?" Н.З.

 Думаю - Красота - это гармония - созвучное соотношение противоположного.
ЭТО то, что приводит к умиротворению и доставляет наслаждение человеку.

"Почему ЕЕ обожествляют люди?"

Потому что КРАСОТА  пробуждает  чувство прекрасного,  как осознание божественной пропорции в гармонии мира.
 А искусство - это попытка, отрыть,  воспроизвести, показать красоту.

 А, что есть УРОДСТВО?

Я думаю, что это Дисгармония - звуков, запахов и пропорций.
 
Ибо Дисгармония  приводит к хаосу, а ХАОС вселяет в душу УЖАС - тревогу, неуверенность страх.

*Египетские анаграммы, полярность - битву двух начал!
Он скрыл за тополиной рамой Джоконды то, что понимал"_________Портрет 

Джоконды  написан маслом на тополиной доске.
Мона Лиза - это  анаграмма,  заимствованная Леонардо из египетской мифологии - - означает божественного слияния мужской и женской противоположности.
Амон - Бог сокрушительной сексуальной силы.
Лиза -   его супруга - богиня плодородия.
 Если сложить эти имена,  прояснится смысл загадочной улыбки Моны Лизы, знающей нечто, не доступное другим. 
 Мона Лиза это ни мужчина, ни женщина, ИМЯ соединяет противоположные свойства   это подтверждает и ее облик.
В картине использован  строгий принцип Золотого Сечения. Композиция основана на  "золотых треугольниках" (точнее, на треугольниках, являющихся кусками правильного звёздчатого пятиугольника).
  Леонардо всегда возил этот портрет с собой, утверждая, что не может расстаться с ним.
  Интерес к Золотому Сечению, он углублял  в связи с  применением этого принципа в геометрии  в искусстве, особенно в архитектуре.
 Он видел, что у  художников большой эмпирический опыт, но мало знаний.
Среди  достоинств золотой пропорции он не преминул назвать и ее "божественную суть" как выражение  триединства: Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух святой.

"По  белым клавишам и черным: До ре соль мИ. Фа ми ре дО,
Искал гармонию аккордов среди миров — "Ее - Его" -_______ Леонардо был убежден,

что душу нельзя считать просвещенной, если в ней не уживаются, слияние двух миров, двух  начал - Инь и Янь - мир дуалистичен - день сменяет ночь, холод жару... 
Мона Лиза  - сочетает противоположные свойства

 "Соединив рукой Фемиды противоборство двух начал"

(Фемида - богиня правосудия, "рука с весами") это особенное знание, по мнению Леонардо, подсказывает, что второстепенное отношение к женщине - как гендерное превосходство, нарушает божественные пропорции природы, отсюда происходит потеря равновесия общества, хаос.
Леонардо вынужден был  шифровать свои мысли, потому что стредневековая религия объявила женщину грешницей и дьяволицей. 
   В связи с этим, инквизиция заживо сожгла более пяти миллионов женщин, объявляя их еретичками - такова Эпоха Возрождения.

Отрадно спать – отрадней камнем быть.
 О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Прошу: молчи – не смей меня будить!____________Стихи Микеланджело
 
 Придерживаясь таких взглядов Леонардо, рисковал жизнью - отсюда зеркальное письмо, шифры, анаграммы, именно эта мысль заключена в словах:

 «Египетские анаграммы -  полярность, тайну двух начал, он скрыл за тополиной рамой Джоконды, то что понимал…»

Я убежден, что Джоконда путь к равновесию мужского и женского начала - это гармония в идеальных пропорциях, заготовка, образец. Эту мыль расшифрую позже.

... Да забыл сказать:

"В твоей провинции, Италия, как в разных точках на земле,
Крестьянка в стоптанных сандалиях дитя пригрела в подолЕ"

Леонардо  ди сер ПьЕро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года, в провинции Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - внебрачный сын нотариуса и крестьянки.
 


Рецензии
Божественно написано, и огромное спасибо за информацию - оказывается, это очень приятно - не только прочесть удивительные стихи, но и получить к ним ценные знания.
С уважением,

Валентина Северная   21.06.2015 22:01     Заявить о нарушении
Рад, Валентинка!
(¨`•.•´¨).¸.•´🌸
.`•.😍¸.•´.•´
......`•´¸🌺
...........)
......¸.•´
.....(🌸
......`•.¸
...........) 🐝
.........……💋✿💕
🐝(▒)(▒)
(▒)(♥)(▒)🐝
.,(▒)(▒)
..../
.../🐝
../
♥ 🐞
.../(/(
‹(ړײ)›
..(█)
.../ I..🍃🍁🍂🌿

Сан-Торас   22.06.2015 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.