Золотая середина

... и если нет у бесконечности
начала и конца
то не найдёшь ты
золотую середину...

12 сентября 2010

"Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф.20:16; 22:14). Много званных, потому что Господь всех призывает стать наследниками Царства Небесного и приглашает на брачный пир. Мало же избранных, ибо немного людей идет путем спасения. Большинство, предпочитая земные блага, под разными предлогами уклоняется от небесного пира."
                Иеромонах Иов (Гумеров)

"Итак, во всем  непрерывном и делимом можно взять части большие, меньшие
и равные, причем либо по  отношению друг к другу, либо по отношению к нам; а
равенство (to  ison) -  это  некая  середина  (meson  ti) между  избытком  и
недостатком.
     Я называю  серединой вещи то, что  равно удалено от обоих краев, причем
эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я
называю то, что не избыточно и не  недостаточно, и такая  середина не одна и
не  одинакова для всех.  Так, например, если  десять  много, а  два мало, то
шесть  принимают  за  середину,  потому что,  насколько шесть  больше  двух,
настолько  же  меньше  десяти,  а  это  и  есть середина  по  арифметической
пропорции.
     Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь  если пищи
на  десять мин  много, а  на  две  -  мало,  то  наставник в  гимнастических
упражнениях не станет предписывать питание  на шесть  мин, потому  что и это
для данного  человека может быть  [слишком] много  или  [слишком] мало.  Для
Милона  этого  мало, а  для  начинающего занятия -  много. Так и с  бегом  и
борьбой. Поэтому избытка и недостатка всякий знаток избегает, ища середины и
избирая для себя [именно] ее, причем  середину [не самой вещи], а [середину]
для нас. Если же  всякая наука успешно совершает свое дело (to  ergon) таким
вот образом,  т.  е. стремясь к середине и  к  ней ведя свои  результаты (ta
erga) (откуда обычай  говорить  о делах,  выполненных  в  совершенстве,  "ни
убавить, ни  прибавить", имея в виду, что избыток и недостаток гибельны  для
совершенства, а  обладание серединой благотворно, причем  искусные (agathoi)
мастера,  как  мы  утверждаем,  работают с оглядкой на это [правило]), то  и
добродетель, которая, так же как природа, и точнее и  лучше искусства любого
[мастера], будет, пожалуй, попадать в середину.
     Я  имею в  виду нравственную добродетель, ибо именно она  сказывается в
страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина. Так,
например, в  страхе  и отваге,  во  влечении, гневе и  сожалении и вообще  в
удовольствии и в страдании возможно и "больше", и "меньше", а и  то и другое
не   хорошо.  Но  все  это,  когда  следует,  в   должных   обстоятельствах,
относительно должного  предмета, ради должной цели  и должным способом, есть
середина и самое лучшее, что как раз и свойственно добродетели.
     Точно  так же  и  в поступках бывает избыток,  недостаток  и  середина.
Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних избыток
- это проступок, и недостаток  [тоже] {не похвалят}, в то время как середина
похвальна и успешна; и то и другое между тем относят к добродетели.
     Добродетель,  следовательно, есть некое обладание серединой;  во всяком
случае, она существует постольку, поскольку ее достигает."

                Аристотель «Никомахова этика» Перевод: Нина Брагинская

"Часто можно слышать: «Правило золотой середины неверно. Что хорошего, если в политике или науке сидят посредственности, т.е. люди со средними способностями? Или школьник учится посредственно? Однако эти примеры неудачны. Правило, точнее, закон золотой середины (ЗЗС) не применим к степени совершенства, например, к мере оценки красоты, ума, правдивости, честности, прилежности, здоровья, справедливости. Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменим он и к чисто геометрическим параметрам, например, к середине Европы, центру Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий (рост человека) и т.д. Таких параметров в мире очень много и поэтому ЗЗС достаточно универсален. А степень совершенства достигает максимума, как я покажу ниже, именно при средних параметрах интенсивности. Но чтобы эффективно применять ЗЗС, нужно наше знание сначала упорядочить, т.е. освободить от противоречий и сделать его целостным."

                Отто Эстерле «Стратегия «золотой середины»»


Рецензии