Ночь в Михайловском замке

             В тот день засиделся у Дибичей допоздна и метро оказалось закрытым. Следующее, что мне пришлось увидеть, это разводка крыльев Дворцового моста. Очень впечатляющее зрелище. Все это означало, что остаток ночи приходилось проводить здесь, в центре города.
            Обычная для Петербурга летняя история не слишком огорчила. Не торопясь, направился к Невскому проспекту. Людей было уже немного. Подсветка  исторических  зданий, сверкающие неоновые огни придавали ему праздничный и беспечный вид. Город жил своей привычной ночной жизнью.
               Правда, ночью, в прямом смысле, это назвать нельзя. В Петербурге стояли белые ночи. Темнота лишь на мгновение коснулась города и отступила. Какое-то странное пограничное состояние между светом и темнотой за пределами реального мира. Край горизонта у Петропавловской крепости полыхал огнем, со стороны Невы подтягивался туман.
              Свернул на Садовую. Улица была совершенно пуста. Темные проемы окон, шаги мои эхом гулко слышались за квартал. Совершенно терялось ощущение времени. Нас в мире только двое - я и город, застывший одной серой каменной массой. Не покидало ощущение тревожного ожидания. Неожиданно в конце улицы медленно выплыл мрачный силуэт  Михайловского замка. Его башня, отсвечивавшая кровавым светом, темневшие красные стены придавали ему зловещий вид. Над крышей с криком поднялась стая ворон...
              Сегодня это единственное здание в России, воплотившее в себе черты средневекового рыцарского замка и роскошного дворца. Дворец – крепость на месте слияния рек Фонтанки и Мойки отделенный от остального города рвами с водой и крепостными стенами, пушками и многочисленными постами солдат. Такой была последняя резиденция императора Павла, боявшегося угрозы дворцового переворота. Как известно, все это не спасло императора, который позволил себе посягнуть на святые привилегии дворянского сословия. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года, он был зверски убит заговорщиками. Многое изменилось в облике замка, но он и сейчас оставался самым загадочным местом Петербурга.
              В окнах замка все еще горел свет. И тут вспомнил, что сегодня в городе Ночь музеев. Значит туда можно было свободно войти. Мысль о том, чтобы провести эту ночь под крышей овеянного легендами места, страшно увлекла меня. Перейдя через мост, оказался в восьмиугольном внутреннем дворе-колодце. С трудом отворил тяжелые дубовые двери и вошел в замок.
               Пройдя через милицейский пост, поднялся по узкой лестнице на второй этаж. Это была та самая лестница в 44 ступени, по которой в роковую ночь шли разгоряченные вином заговорщики. Не торопясь, шел из одного зала в другой. Все помещения богато отделаны бархатом и золотом. В это время суток они были почти пустыми. Роскошный, в темно-красных тонах, тронный зал императрицы Марии Федоровны. Остановился у портрета императора Павла, кисти художника Феодосия Яненко. Император на картине был изображен в полный рост, в треуголке, c тростью, при знаке гроссмейстера Мальтийского ордена...
             От прежнего дворца теперь осталось немного. Личные покои Павла давно перестроены. На их месте созданы лабиринты служебных помещений. Большинство залов пустовали и предназначались для экспозиции живописных полотен Русского музея. Пришлось испытать легкое разочарование. Между тем, ноги совсем уже налились свинцом от усталости. Взяв свободный стул, присел за колонной с античной кариатидой. Получилось слева от входа в спальню императора. Глаза мои закрылись против воли, даже не заметил, как погрузился в блаженную дремоту.
              Внезапно послышался тихий смех и шуршание платья. Вздрогнул и открыл глаза. Никого рядом не было, зала пуста. Сон покрывалом наваливался на меня, снова слышался смех, чьи-то легкие шаги и скрип паркета. Терялось ощущение реальности происходящего, все закружилось и ожило, одна картина сменяла другую. Неожиданно увидел себя в центре строительной площадки, гигантского муравейника из каменщиков и плотников. Мимо возникших павильонов-кордегардий, конного экзерцигауза под звуки барабана к площади двигались шеренги солдат. Снова шел по залам удивительного дворца. Cтиль антики сменялся лоджиями Рафаэля, малиновый бархат стен блистал золотом и вензелями с монограммами Павла. В большом овальный зале оказался в центре какого-то карнавала. Звучала  музыка, мелькали маски страшные и уродливые. По узким лестницам стелился туман.
             Потом была небольшая  скромная комната, обшитая светлым деревом. На стенах висели картины с морскими пейзажами, портрет рыцаря-знаменосца. Посередине ее большой письменный стол, узкая походная кровать за ширмой. Послышалась какая-то возня, хрипы и стон. Стало трудно дышать...
             Очнулся от сильной боли, ныла затекшая спина и шея. Было уже совсем светло. Солнце чертило квадраты на мозаике старинного паркета. Император Павел смотрел на меня с печальной улыбкой. Кто знает, может быть мне удалось приблизиться на шаг к разгадке его тайны. Здесь он прожил всего 40 дней и трагически  ушел из жизни, преданный ближайшими соратниками и оболганный своими потомками.
              В тот день Россия получила нового императора, а Романовы никогда более не жили в этом замке и сделали все, чтобы стереть из памяти позорную страницу своей истории. Мне оставалось приходить в себя и возвращаться в свой мир. Мир, где тоже писали историю, в которой вряд ли будет просто разобраться...


     Май 2010
 
         

 Фото из Интернета

      
               
               
               


Рецензии
Михайловский замок, много раз бывая в Петербурге, мечтала посетить его, но как - то всё не складывалось. И вот сегодня, с твоей помощью, прогулялась по ночному замку. Тишина меня всегда завораживает и слегка пугает. Всегда хочется переступить через свой страх и познать новое, а если это новое, удивительно красивое, то ещё более заманчиво. Спасибо Сергей за историю, за путешествие в неё. С уважением В.Щеголева.

Вера Щёголева   25.05.2015 12:03     Заявить о нарушении
Такие прогулки помогают лучше почувствовать и понять любимый город. С признательностью, Сергей.

Сергей Псарев   25.05.2015 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.