Когда горит свеча. Людмила Калягина

.
А дело было так…
Предложение написать обзор по произведениям, поданным на конкурс «Заговор», я приняла поначалу с большим энтузиазмом. Тема интересная, да ещё допускающая два толкования; участников не очень много – короче, работёнка обещала быть если не приятной, то уж, во всяком случае, не сильно обременительной. Поэтому я задёрнула шторы, зажгла свечи, раскинула карты…  тьфу, ёлки-палки, ничего я, конечно, не зажигала и не раскидывала, а просто включила родной работящий комп и погрузилась в чтение…
Спустя несколько минут мой первоначальный энтузиазм стал улетучиваться с лёгким шипением… Некоторые заговоры (с ударениями во всех возможных местах) оказались настолько запутанными, что в правильном их истолковании я не уверена до сих пор. Просьба к авторам: если я где-то не вникла в суть сюжета – пожалуйста, не сердясь и не стесняясь, поясните свой замысел!
Итак, по порядку.
№1. «Колдунья»
С самого начала было ясно, что тема любовного приворота непременно будет присутствовать на конкурсе – и предчувствия не обманули…  Если я поняла правильно, женщина ворожит  на любимого мужчину, с которым рассталась, причём не по своей воле, более того – он перед ней виноват. Но под конец выясняется, что всё это – отчаянная попытка что-то исправить, бессильный крик души… потому что женщина не имеет тёмной колдовской силы, она просто женщина, любящее сердце…  Верно ли я поняла?  Распутывать клубочек было непросто: я бы не сказала, что сюжет ясно просматривается.
При чтении несколько раз приходится спотыкаться на словах, которые плохо вписываются в текст: если «себя соединить с тобой» ещё более-менее звучит (хотя тоже, на мой взгляд, немного неуклюже),  то «войду в дом из-за стены» - уже никак. Видимо, имеется в виду «сквозь стену».  Выпирает ещё «плазма крови» (как-то не вяжется с общим стилем) и «транс стряхну с плеча».
В средних катренах возникает ощущение, что ограничение по количеству строк помешало внятно изложить сюжет: тут сразу и «пепелище расставаний», и «нахлынувшие желания», и приговор – виновен!
Общее впечатление: красивый замысел, а воплощение сумбурное.
Оценка – 3.

№2.
Замысел автора ясен: создать атмосферу этакого притона, блатной сходки, где всё в дурманящем дыму, всё держится на вечном обмане и призрачной удаче…  И начало стиха, в общем-то, поставленной задаче вполне соответствует, хотя вор, наверное, всё же ждёт от гадалки не «гаранта», а гарантий. Даже слово «всучит» не очень режет глаз и ухо: для таких гадальных заведений оно подходит.  Но вот последние четыре строки перечёркивают всё впечатление! Искусственно слепленные ради «травмы» и «обуви» (а ещё, пожалуй, в поисках  вовремя не придумавшейся развязки), они для концовки совершенно не годятся! А жаль.  Теперь, когда конкурс уже позади, можно было бы закончить стих иначе – если автор захочет что-то изменить.
Оценка – 2,5

№3.  «Ночное видение»
Ну вот, снова любовь и приворот … Общее впечатление – понравилось!  В начале - очень хорошее описание загадочной, мистической, зачарованной ночи, в самом сердце которой плетутся нити заговора.  В конце – действительно, отпустило: душа очистилась,  и женщина больше не хочет любви, купленной такой ценой… В общем, тут легче указать на то, что не понравилось, а это ровно две с половиной строчки:  «Это же он! Разрисован в мишень! В сердце его я зубами вцепилась!
- Нет! – заорала...»   Особенно «заорала» как-то не вписалось.
Оценка – 4,5

№4. «Просветление»
Так-так, а тут у нас уже не приворот, а месть! Причём в услугах профессионалов героиня не нуждается: она и сама… того… ну, в общем, умеет. А муж-то – вот рисковый мужчина! Изменять, зная, что жена – ведьма???  Хорошо ещё, в этот раз обошлось, выпустила пар и простила…
Замечаний, пожалуй, всего два: во-первых, слово «молитва» сюда вряд ли подходит; во-вторых, в строке «закачу-ка ему сцену» сбоит ритм. Даже «аксессуары» воспринимаются нормально.
Оценка – 4,5

№5. «Заветное желание»
Сложный напевный ритм наводит на мысль, что это – песня, былина, легенда, сказка… по-современному – фэнтези. И всё бы хорошо, кроме одного: хотелось автору писать фэнтези – и пожалуйста, так зачем привязывать действие к конкретному,  хорошо известному в России месту?  Сразу получается не сказка («в некотором царстве»), а выдумка, ложь… а это вещи разные. Вот тут мне было бы очень интересно получить консультацию автора: почему князь именно вологодский? Это важно? Я бы просто убрала из текста его «порт приписки». А то историческая неправда выходит…
Оценка – 4

№6. «Заговор на удачу»
И опять азарт и погоня за удачей… Очень эмоциональная, горячая… Даже если есть здесь какие-то противоречия в мыслях и чувствах – это почти естественно. Правда, после бешеной гонки первых трёх катренов прочитать самоуверенное заявление «Всё я просчитал и всё учел» как-то странно… А чего ж волновался-то так? В том-то и дело, что удача игрока – это штука не очень просчитываемая…
Оценка – 4,5

№7. «Искушение»
Ещё бы один катрен – и был бы настоящий сонет. С моралью в конце, да и вообще везде. Идея стиха совершенно ясна, поэтому поговорим о форме. Возможно, стих «начинался с конца», то есть последние строки родились раньше первых. Мне так показалось, потому что концовка (начиная со слов «в ад ведут слова») выглядит наиболее чётко выстроенной, а вот начало в этом смысле подвело.  «Пари, что без веры в бога горю не поможешь» - кто же может заключить такое пари, а главное – кто сможет его судить?  Почему в четвёртой строке вдруг появляется «смерти ложе»? Или смерть – это и есть то самое горе, и речь идёт о заговоре бессмертия?  И, наконец, середина второго катрена «Скудостью – трава, что нарекают «чудо-талисманом»  в замену веры…» так и не поддалась моим попыткам детального разбора. Вроде бы это должна быть законченная фраза, а я не могу понять, как она построена.
Оценка – 3,5

№8. «Письмо армейскому другу»
Нннуу… Письмо, конечно, дело хорошее. Но вот куда тема конкурса подевалась? Ни тебе зАговоров, ни заговОров…  Картина повседневной жизни с вкраплениями воспоминаний о временах, когда солдатиков в армии не калечили – потому, возможно,  они от неё и не «косили».
Не знаю, что и сказать: как оценивать стих «не в тему»???
Оценка – 2,5

№9. «Мезальянc»
Если бы не название, пришлось бы распутывать смысл гораздо дольше… Всё так таинственно и неоднозначно… но красиво, что ни говори.  Не очень понравился «забытый мобильник» и «Вводит в транс пара сна и бессонницы» (видимо, ради слова «транс» было закручено).
Оценка – 4

№10. «Заговор»
Ага, а вот и дворцовые тайны. Я даже удивилась, что только под номером 10 впервые с ними встретилась.  А дочитав до конца, удивилась ещё больше.  Странно получается: царица родила наследника престола, а заговорщики тут как тут: рррраз – и умертвили младенца, да и царицу заодно – иначе как бы они смогли преподнести царю ложь о смерти сына, если царица всё видела? Не могу себе представить, чтобы в покоях царицы и новорожденного не толпилось огромное количество приближённых.  А может быть, и сам царь пожалует посмотреть? Мне кажется, ситуация надуманная. В таких случаях всегда спрашиваю: есть ли у сюжета историческая основа или автор сам придумал сюжет? Если было что-то подобное – расскажите, пожалуйста!
По форме: не понравился «текст», который шепчет царица;  «тупое» вороньё;  «отчёт» и «родовая травма»;  сбои ритма в последнем катрене.
Оценка – 3

№11. «Сговор»
Вопрос по теме – можно ли считать сговор зАговором? Ну, с натяжечкой…
Сюжет груб и прямолинеен, как отрезок рельса. Но – жизнь, господа… с ней нельзя не считаться. В принципе, стих получился стилистически выдержанным: образ хамоватого героя-ловеласа так и встаёт перед глазами. И юмор, хоть и грубоватый, за рамки приличий не выходит. Не понравились немецкие вставки. 
Оценка – 4

№12.
А вот тут – мои извинения автору – кроме двух первых строк, не поняла ничего. Кроме, возможно, общего вывода, что фарт – это неплохо. Но это вроде и так ясно…
Оценка – 2.

№13.  «Заговори»
Несмотря на «несчастливый» номер – очень хорошее, цельное, яркое впечатление от начала до конца. Красивая идея, игра со словом «заговори», ёмкие образы…  Моя «пятёрка».
Оценка – 5.

№14.   «12.IIX.1826»
Название скопировала из текста.  Правильно ли я поняла, что имеется в виду 12 июля – день казни декабристов – и героем является Рылеев?  Соответствие теме понятно: последствия неудавшегося заговора, который, оказывается, не стоил одной-единственной улыбки любимой женщины…
По форме: стих очень сильный и пронзительный, трудно разбирать его в деталях, но всё же -  заметны кое-где сбои ритма и выбивается из общего стиля строка «взял и снова попал впросак ).
Оценка – 4,5


Рецензии
Людмила, спасибо от номера 5! Вы правы в том, что это всё полнейшая выдумка и князь "вологодский", пожалуй, только для ритма.
:)))

Маргарита Шушкова   07.09.2010 20:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.