II Обзор выборки стихов окт. тура конкурса ОКНА

ОБЗОР ЕЩЁ ОДНОЙ ГРУППЫ СТИХОВ ОКТЯБРЬСКОГО ТУРА
КОНКУРСА РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "ОКНА".

1. ГОРШКОВ ОЛЕГ. "ЧЕМ ЖИВЁТ РЕКА".  http://www.stihi.ru/2010/07/02/2395

Прежде всего, потрясающая тема. Этот так называемый "дурак" - это и есть носитель поэтического начала. Особенность пресловутой загадочной русской души, составляющая вечную загадку нашей ментальности - это её поэтичность, иррациональность. Иванушка ли русских сказок, гриновская ли чудачка Ассоль: "живое стихотворение" - или булгаковский Иван Бездомный, у которого "была подходящая почва" для того, чтобы "свихнуться" - их общую сущность составляет то самое качество: с п о с о б н о с т ь  и с к р е н н е  в е р и т ь   в  ч у д о .
Стих именно об этом. Конечно, безотносительно принадлежности к той или иной ментальности. Стих - о сущности поэзии. Попытка выразить её субстанцию.

Теперь что касается особенностей его художественной формы.
1). В стихотворении используется могучее средство художественной выразительности стихотворной речи: так называемый enjambement (анжанбеман), т.е. несовпадение границ синтаксических отрезков с ритмическими. Часть синтаксически целой фразы переносится из одной стихотворной строки в другую, что вызвано несовпадением постоянной ритмической паузы, заканчивающей строку, с паузой смысловой (синтаксической).
Это весьма эффектный приём, придающий живость и экспрессию.
Здесь автор использует этот приём несколько раз, причём в разных его вариациях.
В 1-ом случае это rejet:
  "не тем ли, что приносят на хвосте
   чумные чайки? ....."
Затем - coutre-rejet:
  ".... Впрочем, вести их
   всё о тщете, грохочущей тщете".
Далее - строфический enjambement.

2). "Приносят на хвосте чумные чайки". Здесь обыгрывается известная идиома: "Сорока на хвосте принесла", что легко считывается; и, кроме того, присутствуют элементы аллитерации ("Чумные Чайки").

Честно говоря, сама я не люблю приём анжанбемана и никогда им не пользуюсь; но я не могу позволить себе нахальство руководствоваться собственными субъективными вкусовыми предпочтениями.
Но вот что мне действительно безумно понравилось, так это вот эти строки:
"Река погружена  теперь во взгляд,
 который в эту реку погружён".
Если же отделить одну-единственную строчку:
"РЕКА ПОГРУЖЕНА ТЕПЕРЬ ВО ВЗГЛЯД" - то это нечто поистине гениальное. Эта строка - уже стихотворение. Больше ничего и не надо.

Но вот ещё две потрясающие строки:
"От ветра по воде всё чаще дрожь,
 и водомерок сносит на бегу..." - это поистине верленовские строки!

Теперь два слова о том, что показалось мне сомнительным, возможно не совсем удачным: это соединение эпитетов "топких, слюдяных его глаз". Топкую слюду я не очень себе представляю.
"За всю дурную блажь, за ветер в голове, за нищий дух..."
Обидно за этих евангельских так называемых "нищих духом": как теперь установлено, это просто неправильно переведённая, неправильно интерпретированная фраза... В оригинале было, оказывается, не "нищие духом", а "простые душой" - ПРОСТОДУШНЫЕ. Это - и Ассоль, и Иванушка-дурачок, и его тёзка Бездомный...
Но понятно, что автор использует это общепринятое выражение, причём оно здесь как раз великолепно работает, именно в корне переосмысляясь.


2. ИВАН ТАБУРЕТКИН. "ТЕЛЕГРАММА".  http://www.stihi.ru/2010/07/10/5625

По содержанию - это, пожалуй, самое сильное, глубокое, катартическое стихотворение.
Я даже не хочу подвергать его живую ткань аналитическому разбору, слишком больно касаться его, и ему самому боюсь причинить боль. В нём и без того заключено много страдания.

Возьму только на себя смелость сказать, что мне представляется неудачными строчки
"Пускай телеграммы смешны и фальшивы -
 тем больше НЕ стоят они эпитафий".
На мой взгляд, это сказано несколько неуклюже.


3. АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ. "ПРОДОЛЖЕНИЕ".  http://www.stihi.ru/2009/05/18/3506

Стихотворение очень прозрачное, лиричное, напоминающее стиль Есенина, Рубцова. Оно создаёт у читателя просветлённое настроение.
Это ведь большой талант - умение, отрешаясь от суеты сиюминутности, увидеть в малом, тихом, скромном и незатейливом - вечное и, по существу, великое...
Стихотворение - именно об этом таланте.


4. НОРА НИКАНОРОВА. "ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ".  http://www.stihi.ru/2010/03/03/16

Стихи Норы Никаноровой я знаю давно. Это сильный автор, настоящий мастер. Её стихи глубоки, образны, интеллектуальны, достаточно философичны и мудры, им присуща рефлексия. Чуть холодноваты, остранённы.
При всём при том, как это ни странно, на примере этого стихотворения можно увидеть некоторое тяготение к позднецветаевскому стилю, но без её экспрессии, без её нерва. Казалось бы - как это может быть? Даже и ритм совсем другой, не "разорванный", - и тем не менее, мне кажется, есть какая-то неуловимая связь...
На мой вкус, стихи Норы грешат некоторой затянутостью, она склонна к длиннотам. С моей точки зрения, для стихов это недостаток... С другой стороны, это неотъемлемая особенность её индивидуального стиля, а моё мнение - это лишь моё субъективное мнение, не более того. Существуют разные концепты поэзии, и я - за художественный плюрализм.
Повторяю: стихи Норы Никаноровой - безусловно, мастерские.


5. НАТАЛЬЯ МАЛИНИНА. "НАТУРЩИЦА".  http://www.stihi.ru/2009/10/01/3961

Здесь прослеживаются скрытые аллюзии на два стихотворных афоризма: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" и "Я помню чудное мгновенье: передо мной...."
Образная структура ассоциаций построена на антитезе прошлого и настоящего.
Мне очень близки стихи, бытующие в парадигме ВРЕМЕНИ.
Но мне не нравится ряд банальностей, начиная с названия.
"и щёк ещё не выпитую млечность" - эта псевдоклассичность, на мой взгляд, сейчас уже не звучит, вернее - звучит претенциозно и архаично. А рядом с этим - не менее банальное "Вы, маэстро", отдающее песенной попсой: тоже "классика", но низовая. Как-то уж слишком адаптированно.
"Голос... звенящий/Обиды дерзкой тетивой" - достоверен ли эпитет? "Дерзка" ли "тетива" обиды? Всё-таки, по-моему, её тональность - несколько иная. Обида как-то мало корреспондирует дерзости...


6. АНДРЕЙ БЕРДЗЕНИШВИЛИ. "Я НОВЕНЬКИЙ, БЛЕСТЯЩИЙ ПИСТОЛЕТ".               
 http://www.stihi.ru/2006/08/15-1426
От содержания я, прямо скажем, не в восторге. Романтизация этой "крутой" темы - штука сомнительная. Форма - проста в полном соответствии с темой. Но эту незатейливость - в то же время можно назвать отточенностью.
Тяготение к стилю Гумилёва, но в предельно упрощённой интерпретации.


7. ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ. "МИНУВШЕЕ КРОЕТСЯ В БУДУЩЕМ, СЛОВНО ВОЙНА".
 http://www.stihi.ru/2004/05/06-1093

Стихотворение интересное по содержанию, но очень растянутое. Причём на всём своём протяжении этот весьма длинный стих "тормозит" за счёт ретардации: "Но горечь и страх", "И даже когда", "Но тщетно бежать"...
Без строфического деления, стихотворение достаточно сильно "грузит" восприятие, как зрительное, так и интеллектуальное, требуя предельного напряжения внимания.
Тяжеловесность усугубляется лексикой: например, не слишком естественно звучащими, архаичными вкраплениями ("недалече", "коль ты", "наг", "засим" и т.д.)

Но вот эта лексико-стилистическая находка - "МЕНЯЮЩИЙ ЛИКИ ЛЮБОЙ ХРОНОФАГ" - мне чрезвычайно понравилась. Этакий образ трансформирующих своё обличие лангольеров! Сильно!

8. ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ. "ИДИОСИНКРАЗИЯ". http://www.stihi.ru/2003/03/18-790

Ещё более длинное, архидлинное стихотворение. Должна признаться, не поклонница я длинных стихов... Оно, безусловно, рассчитано на сценическое чтение, при котором наиболее эффектными и выигрышными оказываются именно стихи длинные и экспрессивные.

Тем не менее, стихотворение очень знаменательное и по форме, и по содержанию. У него чрезвычайно интересная "фишка": стилистически оно продолжает ПУШКИНСКУЮ линию, которая в поэзии 20-го века оказалась, как это ни странно, совершенно непродуктивной, практически тупиковой. Дело в том, что поэтов "пушкинской школы" практически нет!..
 
Поэтому эти архаизмы: "вотще", "отнюдь", "сей глагол", "но чу", "грядет" и т.д. выполняют очень тонкую стилистическую роль: они воссоздают ауру поэтического пушкинско-лермонтовского "золотого века", наряду с целой гроздью ПРЯМЫХ и СКРЫТЫХ ЦИТАТ: "Я здесь живу, чего же боле...", "Как будто в спирте есть покой" и т.д. А далее происходит вот что: автор конструирует "поэтический коктейль", "микс", весьма похожий на тот интереснейший жанр, что изобрёл  ГЕОРГИЙ ИВАНОВ, который иногда конструировал стихи, каждая строфа которых представляла собой набор либо прямых цитат ИЗ СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ АВТОРОВ, либо достаточно прозрачные аллюзии на известные строки; причём всё это было мастерски соединено между собой единой тематикой.

Петропавловский варьирует архаическую лексику с современной - разговорной и просторечной, перемежая всё это трансформированными цитатами и скрытыми аллюзиями (причём не только на золотой, но и на серебряный век: напр., обыгрывание пары слов "ДЕБРИ/ДЕРБИ" есть не что иное, как аллюзия на мандельштамовское "БРЕДНИ/БРЕНДИ").

Интересна фонетическая игра, близкая к каламбуристике: "Но чур меня от этих чар", "странная страна" и т.д.

9. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ИНЖЕНЕРСКИЙ КОНКУР".  http://www.stihi.ru/2009/05/15/2992

По поводу данного стихотворения могу сказать только одно: вульгарно. Донельзя.



 






 


Рецензии
Оля, ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Мне не только интересно было познакомиться с представленными соискателями, но и сверить, сравнить своё вИдение-понимание с твоим очень важно было. Потому как не всегда чётко понимаю, почему мне что-либо нравится или не нравится. (Остальные эссе тоже посмотрю. Любопытно.)

Дочь Ньерда   10.11.2010 19:01     Заявить о нарушении
Вика, привет! К сожалению, самих соискателей отбирала НЕ я. Мне предоставили готовый список авторов, уже отобранных редакторским голосованием. Моей задачей было только: ВНУТРИ самогО списка расставить этих авторов в порядке убывания моих собственных оценок их стихов; и прокомментировать эти свои оценки. Времени на эту работу было отпущено - несколько часов. Но я постаралась сделать это, насколько было возможно в эти сжатые сроки, - как можно добросовестнее.
Если это может принести хоть какую-то пользу - то я очень рада.
С благодарностью и наилучшими пожеланиями -

Ольга Забирова   12.11.2010 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.