Не то восход ещё не заалел...
Не то закат вечерний стал забывчив,
Но, даже звёзды в сумрачной золе
Не отыскали небосвода нынче.
И непонятно, отчего в тиши
Царица-Ночь стоит у бездны края,
А, ветерок поскрёбышком души
В непониманье странном замирает.
И потихоньку, не спеша, идёт
По циферблату стрелка часовая.
А краски ждут, когда же чёрный лёд
Над грешным миром, всё-таки, растает.
Вот так и мы в плену тоскливых дум
Перебираем горести всё чаще,
А, заодно, с уныньем наряду,
Не замечаем жизни проходящей.
05.09.2010
Краткий анализ стихотворения
Тема:
Переживание пограничного состояния между днём и ночью, осмысление быстротечности жизни на фоне природных циклов.
Основная мысль (идея):
Человек, погружённый в «тоскливые думы» и переживания, не замечает, как проходит жизнь — подобно тому, как в сумраке не разглядеть восхода или заката. Автор проводит параллель между природными процессами и внутренним миром человека.
Стиль речи:
Художественный (поэтический). Характерны образность, эмоциональность, использование тропов и фигур речи.
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания. Лирический герой размышляет о природе времени и человеческой жизни, сопровождая мысли живописными образами.
Композиция:
1;я строфа — описание сумеречного состояния природы, неопределённости между восходом и закатом.
2;я строфа — образ «Царицы;Ночи» у края бездны, тревожное ощущение тишины.
3;я строфа — мотив ожидания перемен («чёрный лёд растает»), течение времени (стрелка часов).
4;я строфа — переход к философскому обобщению: человек в плену уныния не замечает жизни.
Итог: от конкретного пейзажа — к обобщающему выводу о человеческом бытии.
Средства связи предложений:
анафора («Не то… Не то…», «А…»);
лексические повторы («ночь», «сумрак», «тоскливые думы»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в начале строк);
местоимения и контекстные синонимы («звёзды» ; «небосвод», «Царица;Ночь» ; «ветерок» ; «стрелка часовая»).
Средства выразительности:
метафоры: «звёзды в сумрачной золе», «чёрный лёд над грешным миром», «поскрёбышком души»;
олицетворения: «Царица;Ночь стоит», «ветерок замирает», «краски ждут»;
эпитеты: «сумрачная зола», «тоскливые думы», «грешный мир»;
антитеза: противопоставление тьмы и света («чёрный лёд» vs «растает»), статики и движения («замирает» vs «идёт»);
риторический вопрос (подтекст: «отчего в тиши…»);
символика: ночь как граница, бездна как неизведанное, часы как течение времени.
Общий вывод:
Стихотворение создаёт атмосферу задумчивой меланхолии. Через образы природы автор раскрывает экзистенциальную тему: человек, поглощённый внутренними переживаниями, рискует пропустить красоту и динамику жизни. Художественные средства (метафоры, олицетворения, антитезы) усиливают философский подтекст, придавая тексту глубину и эмоциональную насыщенность.
Свидетельство о публикации №110090500987