Принцу ночи

Мой восток перевала пройден до конца,
На изломе затертых границ.
Лучше мертвый огонь, чем пустые сердца
И мелькание суетных лиц.

Лучше черная дымка и мертвый песок,
Чем рассчетливость лживых скерцо.
Отдаю свое сердце в безумный зарок,
Возвращая из моря кольцо.

Мои прошлые ночи встречали на бис
Салютуя под дых или в пах,
Человечные души, меня заждались?
Ну вас к черту, уж лучше в гробах.

На классическом рондо дуэль завершу
И отдам себя в руки возниц.
Я готова, я жду, подари мне, прошу,
Твою вечность, загадочный принц.



Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, область применения рондо в музыке венских классиков — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность.
Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.

(картинка - интернет, готический сайт)


Рецензии
Лучше черная дымка и мертвый песок,
Чем рассчетливость лживых скерцо.

У Цветаевой примерно так и предложено, э, в теории.

Она в определённый момент так привыкла противопоставлять себя реальности с помощью вдохновения, определённого идущего извне силового допинга, что совсем оставила борьбу за нравственность, как она понимает нравственность, и большУю часть своего времени посвятила охоте за этим самым вдохновением. Ловила вдохновение и писала про нравственность и войну за нравственность. Получалось что--то, серьёзно напоминающее маразм.

*
Была, например, такая шутка юмора, что она не может остановиться всё вокруг проклинать, но пусть приезжают от Церкви и проклятия эти снимают.

*
А то ещё не то она встаёт проив Гитлера, не то встаёт за Гитлера, никто не может понять, включая Гитлера и её саму. Поговорить об этом и разобраться возможности нет, потому что вставать её побуждает не логика и не политическая идеология, а эмоции. Встаёт за Гитлера она по причине культа гордыни. Встаёт против Гитлера она по причине любви к жизни, к чему-то... Изначальному, к сильным, глубоким чувствам... Примерно, Бродский:

*
Мгновенье - и прерву,
ещё лишь горстка:
припомни синеву
снегов Изборска,
где разум мой парил,
как некий облак,
и времени дарил
мой ФЭД наш облик. /с/

*
/это уж издевательство разумеется, т.е. ещё большее издевательство, чем предыдущий текст/

Ты забыла деревню, затерянную в болотах

Ты забыла деревню, затерянную в болотах
залесенной губернии, где чучел на огородах
отродясь не держат -- не те там злаки,
и доро'гой тоже все гати да буераки.
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
а как жив, то пьяный сидит в подвале,
либо ладит из спинки нашей кровати что-то,
говорят, калитку, не то ворота.
А зимой там колют дрова и сидят на репе,
и звезда моргает от дыма в морозном небе.
И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли
да пустое место, где мы любили. /И. Бродский/

*
А то ещё жить на ощущениях, которые одни задают чувствам систему координат:

Дверь скрипит. На пороге стоит треска.
Просит пить, естественно, ради Бога.
Не отпустишь прохожего без куска.
И дорогу покажешь ему. Дорога
извивается. Рыба уходит прочь.
Но другая, точь-в-точь
как ушедшая, пробует дверь носком.
(Меж собой две рыбы, что два стакана).
И всю ночь идут они косяком.
Но живущий около океана
знает, как спать, приглушив в ушах
мерный тресковый шаг. /И. Бродский "Колыбельная трескового мыса"/

*
У Цветаевой поэтому давние тёрки с Фрейдом. Оба они отступили от идеала далеко; и вот, в том недостижимом цветаевском идеале говорилось о совершенной победе духовного над телесным, у Фрейда говорилось, большАя часть так называемой "духовности" - отвратительный, ничего не имеющий общего с реальностью призрак, и любая духовность, какая есть, как основную черту включает в себя физиологию. Если б они не отошли от идеала, они бы пообщались и договорились, а в условиях, когда оба полувменяемы, им оставалось только не пересекаться друг с другом.

*

Агата Кристи Ак   11.12.2011 01:28     Заявить о нарушении
Ого какие впечатления вызвал мой скромный стих!
Я не рассматриваю творчество Цветаевой и Бродского в теории, просто читаю и выбираю, что нравится, а что не нравится. Я думаю, что они были просто люди прежде всего, со всем человеческим. А как у всех талантливых, у них было некое обостренное чувство мировосприятия. И справедливости тоже видимо.. ну и каждый для себя решает, что для него справедливо.
Пусть... их нет уже, а стихи хорошие остались. По поводу обсуждаемой строчки - согласна с Цветаевой, если и у неё так. Только не в нравственности дело, а даже в обычной элементарной практичной логике - предавший предаст еще. Помните, как у Шефнера: "Отказывайся даже тонущий от недруга руки тянущейся". Потому что все равно ничего хорошего из этого не выйдет. ИМХО.
Благодарствую за внимание.

Серебрянная Пуля   11.12.2011 04:00   Заявить о нарушении
Я когда-то очень давно открыла для себя раннюю Цветаеву. Стихи мне нравились до безумия и помогали жить. Думаю, больше половины воли к жизни я брала из этих стихов.

Хотелось знать о любимом поэте всё. Стала читать всё более поздние вещи, письма, воспоминания о ней, её прозу. Наконец добралась и до теории её творчества /есть замечательная статья у Бродского/. Попытайтесь прочесть "Новогоднее", на смерть Рильке которое, и увидите, что без комментариев Бродского /других вразумительных не нашла, ну ещё пожалуй творческий диалог с Пастернаком/ - без критики, говорю, Бродского просто невозможно понять, о чём вообще написано. А там у ней дальше хуже. Я, знаете, осилила даже "Поэму Комнаты", "Поэму Лестницы", "Поэму Автобуса". - Если человек может читать подобные тексты, это уже что-то вроде диагноза.

А потом, теория: насчёт Церкви. Стихи примерно 20-х годов цветаевские пересыпаны этими храмовыми наименованиями, рядом с датами стоят церковные праздники, на которые эти даты пришлись. Красиво. Слова такие длинные, мелодичные. Что-то неизвестное. Ну и стало, конечно, интересно, что это за названия и зачем их приводит Цветаева. То же самое у Ахматовой эти церковные наименования без конца. А у Цветаевой, к тому же, рядом со стихами, помеченными церковными праздниками, следующее:

Гаданье (1917)

1

В очи взглянула
Тускло и грозно.
Где-то ответил -- гром.
-- Ох, молодая!
Дай погадаю
О земном талане твоем.

Синие тучи свились в воронку.
Где-то гремит, -- гремят!
Ворожея в моего ребенка
Сонный вперила взгляд.
-- Что же нам скажешь?
-- Всe без обману.
-- Мне уже поздно,
Ей еще рано...
-- Ох, придержи язык, красота!
Что до поры говорить: не верю! --
И распахнула карточный веер
Черная -- вся в серебре -- рука.

-- Речью дерзка,
Нравом проста,
Щедро живешь,
Красоты не копишь.
В ложке воды тебя -- ох -- потопит
Злой человек.

Скоро в ночи тебе путь нежданный.
Линии мало,
Мало талану. --
Позолоти!

И вырастает с ударом грома
Черный -- на черном -- туз.

19 мая 1917

--------
2

Как перед царями да князьями стены падают --
Отпади, тоска -- печаль -- кручина,
С молодой рабы моей Марины,
Верноподданной.

Прошуми весеннею водою
Над моей рабою
Молодою.

(Кинь-ка в воду обручальное кольцо,
Покатай по белой грудке -- яйцо!)

От бессонницы, от речи сладкой,
От змеи, от лихорадки,
От подружкина совета,
От лихого человека,
От младых друзей,
От чужих князей --
Заклинаю государыню-княгиню,
Молодую мою, верную рабыню.

(Наклони лицо,
Расколи яйцо!)

Да растут ее чертоги --
Выше снежных круч,
Да бегут ее дороги --
Выше синих туч,

Да поклонятся ей в ноги
Все князья земли, --
Да звенят в ее кошeлке
Золотые рубли.

Ржа -- с ножа,
С тебя, госпожа, --
Тоска!

21 мая 1917
--------
3

Голос -- сладкий для слуха,
Только взглянешь -- светло.
Мне что? -- Я старуха,
Мое время прошло.

Только солнышко скроется,
Да падет темнота,
Выходи ты под Троицу
Без Христа -- без креста.

Пусть несут тебя ноженьки
Не к дружку твоему:
Непроезжей дороженькой --
В непроглядную тьму.

Да сними -- не забудь же --
Образочек с груди.
А придешь на распутье,
К земле припади.

Позовет тебя глухо,
Ты откликнись -- светло...
-- Мне что? -- Я старуха,
Мое время прошло. /МЦ/

Помню, вообще не могла доехать, зачем писать замечательные стихи про веру, которая утверждает, что она, т.е. вера эта - мировое зло.

Или вот, долго не могла понять... зачем она его пришила и что ей сделала Библия:

Даниил (1916)

1

Села я на подоконник, ноги свесив.
Он тогда спросил тихонечко: Кто здесь?
-- Это я пришла. -- Зачем? -- Сама не знаю.
-- Время позднее, дитя, а ты не спишь.

Я луну увидела на небе,
Я луну увидела и луч.
Упирался он в твое окошко, --
Оттого, должно быть, я пришла...

О, зачем тебя назвали Даниилом?
Все мне снится, что тебя терзают львы!

26 июля 1916

--------
2

Наездницы, развалины, псалмы,
И вереском поросшие холмы,
И наши кони смирные бок о бок,
И подбородка львиная черта,
И пасторской одежды чернота,
И синий взгляд, пронзителен и робок.

Ты к умирающему едешь в дом,
Сопровождаю я тебя верхом.
(Я девочка, -- с тебя никто не спросит!)
Поет рожок меж сосенных стволов...
-- Что означает, толкователь снов,
Твоих кудрей довременная проседь?

Озерная блеснула синева,
И мельница взметнула рукава,
И, отвернув куда-то взгляд горячий,
Он говорит про бедную вдову...
Что надобно любить Иегову...
И что не надо плакать мне -- как плачу..

Запахло яблонями и дымком,
-- Мы к умирающему едем в дом,
Он говорит, что в мире всe нам снится..
Что волосы мои сейчас как шлем...
Что все пройдет... Молчу -- и надо всем
Улыбка Даниила -- тайновидца.

26 июля 1916

--------
3

В полнолунье кони фыркали,
К девушкам ходил цыган.
В полнолунье в красной кирке
Сам собою заиграл орган.

По лугу металась паства
С воплями: Конец земли!
Утром молодого пастора
У органа -- мертвого нашли.

На его лице серебряном
Были слезы. Целый день
Притекали данью щедрой
Розы из окрестных деревень.

А когда покойник прибыл
В мирный дом своих отцов --
Рыжая девчонка Библию
Запалила с четырех концов. /МЦ/

Но стихи красивые. - Это по ящику недавно в новостях передавали, ужасные катаклизмы из-за ненормальной погоды, "Зато в горах красиво".

Агата Кристи Ак   11.12.2011 18:16   Заявить о нарушении
Охота удушить предателя. Из-за этого страшно к нему подходить. :(

Агата Кристи Ак   11.12.2011 18:25   Заявить о нарушении
Я думаю вот что... когда люди теряют что-то очень важное для себя, несправедливо теряют (близкого человека, любовь, мечту), и при этом являясь глубоко верующими (не важно, какой веры) то они могут обвинять Высшие силы или саму идею в том, что они позволили этому случиться.

Серебрянная Пуля   12.12.2011 01:16   Заявить о нарушении
Наверное. Потому девчонка и уничтожила Библию.

Агата Кристи Ак   14.12.2011 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.