Принцу ночи
На изломе затертых границ.
Лучше мертвый огонь, чем пустые сердца
И мелькание суетных лиц.
Лучше черная дымка и мертвый песок,
Чем рассчетливость лживых скерцо.
Отдаю свое сердце в безумный зарок,
Возвращая из моря кольцо.
Мои прошлые ночи встречали на бис
Салютуя под дых или в пах,
Человечные души, меня заждались?
Ну вас к черту, уж лучше в гробах.
На классическом рондо дуэль завершу
И отдам себя в руки возниц.
Я готова, я жду, подари мне, прошу,
Твою вечность, загадочный принц.
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, область применения рондо в музыке венских классиков — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность.
Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.
(картинка - интернет, готический сайт)
Свидетельство о публикации №110090204674
Чем рассчетливость лживых скерцо.
У Цветаевой примерно так и предложено, э, в теории.
Она в определённый момент так привыкла противопоставлять себя реальности с помощью вдохновения, определённого идущего извне силового допинга, что совсем оставила борьбу за нравственность, как она понимает нравственность, и большУю часть своего времени посвятила охоте за этим самым вдохновением. Ловила вдохновение и писала про нравственность и войну за нравственность. Получалось что--то, серьёзно напоминающее маразм.
*
Была, например, такая шутка юмора, что она не может остановиться всё вокруг проклинать, но пусть приезжают от Церкви и проклятия эти снимают.
*
А то ещё не то она встаёт проив Гитлера, не то встаёт за Гитлера, никто не может понять, включая Гитлера и её саму. Поговорить об этом и разобраться возможности нет, потому что вставать её побуждает не логика и не политическая идеология, а эмоции. Встаёт за Гитлера она по причине культа гордыни. Встаёт против Гитлера она по причине любви к жизни, к чему-то... Изначальному, к сильным, глубоким чувствам... Примерно, Бродский:
*
Мгновенье - и прерву,
ещё лишь горстка:
припомни синеву
снегов Изборска,
где разум мой парил,
как некий облак,
и времени дарил
мой ФЭД наш облик. /с/
*
/это уж издевательство разумеется, т.е. ещё большее издевательство, чем предыдущий текст/
Ты забыла деревню, затерянную в болотах
Ты забыла деревню, затерянную в болотах
залесенной губернии, где чучел на огородах
отродясь не держат -- не те там злаки,
и доро'гой тоже все гати да буераки.
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
а как жив, то пьяный сидит в подвале,
либо ладит из спинки нашей кровати что-то,
говорят, калитку, не то ворота.
А зимой там колют дрова и сидят на репе,
и звезда моргает от дыма в морозном небе.
И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли
да пустое место, где мы любили. /И. Бродский/
*
А то ещё жить на ощущениях, которые одни задают чувствам систему координат:
Дверь скрипит. На пороге стоит треска.
Просит пить, естественно, ради Бога.
Не отпустишь прохожего без куска.
И дорогу покажешь ему. Дорога
извивается. Рыба уходит прочь.
Но другая, точь-в-точь
как ушедшая, пробует дверь носком.
(Меж собой две рыбы, что два стакана).
И всю ночь идут они косяком.
Но живущий около океана
знает, как спать, приглушив в ушах
мерный тресковый шаг. /И. Бродский "Колыбельная трескового мыса"/
*
У Цветаевой поэтому давние тёрки с Фрейдом. Оба они отступили от идеала далеко; и вот, в том недостижимом цветаевском идеале говорилось о совершенной победе духовного над телесным, у Фрейда говорилось, большАя часть так называемой "духовности" - отвратительный, ничего не имеющий общего с реальностью призрак, и любая духовность, какая есть, как основную черту включает в себя физиологию. Если б они не отошли от идеала, они бы пообщались и договорились, а в условиях, когда оба полувменяемы, им оставалось только не пересекаться друг с другом.
*
Агата Кристи Ак 11.12.2011 01:28 Заявить о нарушении
Я не рассматриваю творчество Цветаевой и Бродского в теории, просто читаю и выбираю, что нравится, а что не нравится. Я думаю, что они были просто люди прежде всего, со всем человеческим. А как у всех талантливых, у них было некое обостренное чувство мировосприятия. И справедливости тоже видимо.. ну и каждый для себя решает, что для него справедливо.
Пусть... их нет уже, а стихи хорошие остались. По поводу обсуждаемой строчки - согласна с Цветаевой, если и у неё так. Только не в нравственности дело, а даже в обычной элементарной практичной логике - предавший предаст еще. Помните, как у Шефнера: "Отказывайся даже тонущий от недруга руки тянущейся". Потому что все равно ничего хорошего из этого не выйдет. ИМХО.
Благодарствую за внимание.
Серебрянная Пуля 11.12.2011 04:00 Заявить о нарушении
Хотелось знать о любимом поэте всё. Стала читать всё более поздние вещи, письма, воспоминания о ней, её прозу. Наконец добралась и до теории её творчества /есть замечательная статья у Бродского/. Попытайтесь прочесть "Новогоднее", на смерть Рильке которое, и увидите, что без комментариев Бродского /других вразумительных не нашла, ну ещё пожалуй творческий диалог с Пастернаком/ - без критики, говорю, Бродского просто невозможно понять, о чём вообще написано. А там у ней дальше хуже. Я, знаете, осилила даже "Поэму Комнаты", "Поэму Лестницы", "Поэму Автобуса". - Если человек может читать подобные тексты, это уже что-то вроде диагноза.
А потом, теория: насчёт Церкви. Стихи примерно 20-х годов цветаевские пересыпаны этими храмовыми наименованиями, рядом с датами стоят церковные праздники, на которые эти даты пришлись. Красиво. Слова такие длинные, мелодичные. Что-то неизвестное. Ну и стало, конечно, интересно, что это за названия и зачем их приводит Цветаева. То же самое у Ахматовой эти церковные наименования без конца. А у Цветаевой, к тому же, рядом со стихами, помеченными церковными праздниками, следующее:
Гаданье (1917)
1
В очи взглянула
Тускло и грозно.
Где-то ответил -- гром.
-- Ох, молодая!
Дай погадаю
О земном талане твоем.
Синие тучи свились в воронку.
Где-то гремит, -- гремят!
Ворожея в моего ребенка
Сонный вперила взгляд.
-- Что же нам скажешь?
-- Всe без обману.
-- Мне уже поздно,
Ей еще рано...
-- Ох, придержи язык, красота!
Что до поры говорить: не верю! --
И распахнула карточный веер
Черная -- вся в серебре -- рука.
-- Речью дерзка,
Нравом проста,
Щедро живешь,
Красоты не копишь.
В ложке воды тебя -- ох -- потопит
Злой человек.
Скоро в ночи тебе путь нежданный.
Линии мало,
Мало талану. --
Позолоти!
И вырастает с ударом грома
Черный -- на черном -- туз.
19 мая 1917
--------
2
Как перед царями да князьями стены падают --
Отпади, тоска -- печаль -- кручина,
С молодой рабы моей Марины,
Верноподданной.
Прошуми весеннею водою
Над моей рабою
Молодою.
(Кинь-ка в воду обручальное кольцо,
Покатай по белой грудке -- яйцо!)
От бессонницы, от речи сладкой,
От змеи, от лихорадки,
От подружкина совета,
От лихого человека,
От младых друзей,
От чужих князей --
Заклинаю государыню-княгиню,
Молодую мою, верную рабыню.
(Наклони лицо,
Расколи яйцо!)
Да растут ее чертоги --
Выше снежных круч,
Да бегут ее дороги --
Выше синих туч,
Да поклонятся ей в ноги
Все князья земли, --
Да звенят в ее кошeлке
Золотые рубли.
Ржа -- с ножа,
С тебя, госпожа, --
Тоска!
21 мая 1917
--------
3
Голос -- сладкий для слуха,
Только взглянешь -- светло.
Мне что? -- Я старуха,
Мое время прошло.
Только солнышко скроется,
Да падет темнота,
Выходи ты под Троицу
Без Христа -- без креста.
Пусть несут тебя ноженьки
Не к дружку твоему:
Непроезжей дороженькой --
В непроглядную тьму.
Да сними -- не забудь же --
Образочек с груди.
А придешь на распутье,
К земле припади.
Позовет тебя глухо,
Ты откликнись -- светло...
-- Мне что? -- Я старуха,
Мое время прошло. /МЦ/
Помню, вообще не могла доехать, зачем писать замечательные стихи про веру, которая утверждает, что она, т.е. вера эта - мировое зло.
Или вот, долго не могла понять... зачем она его пришила и что ей сделала Библия:
Даниил (1916)
1
Села я на подоконник, ноги свесив.
Он тогда спросил тихонечко: Кто здесь?
-- Это я пришла. -- Зачем? -- Сама не знаю.
-- Время позднее, дитя, а ты не спишь.
Я луну увидела на небе,
Я луну увидела и луч.
Упирался он в твое окошко, --
Оттого, должно быть, я пришла...
О, зачем тебя назвали Даниилом?
Все мне снится, что тебя терзают львы!
26 июля 1916
--------
2
Наездницы, развалины, псалмы,
И вереском поросшие холмы,
И наши кони смирные бок о бок,
И подбородка львиная черта,
И пасторской одежды чернота,
И синий взгляд, пронзителен и робок.
Ты к умирающему едешь в дом,
Сопровождаю я тебя верхом.
(Я девочка, -- с тебя никто не спросит!)
Поет рожок меж сосенных стволов...
-- Что означает, толкователь снов,
Твоих кудрей довременная проседь?
Озерная блеснула синева,
И мельница взметнула рукава,
И, отвернув куда-то взгляд горячий,
Он говорит про бедную вдову...
Что надобно любить Иегову...
И что не надо плакать мне -- как плачу..
Запахло яблонями и дымком,
-- Мы к умирающему едем в дом,
Он говорит, что в мире всe нам снится..
Что волосы мои сейчас как шлем...
Что все пройдет... Молчу -- и надо всем
Улыбка Даниила -- тайновидца.
26 июля 1916
--------
3
В полнолунье кони фыркали,
К девушкам ходил цыган.
В полнолунье в красной кирке
Сам собою заиграл орган.
По лугу металась паства
С воплями: Конец земли!
Утром молодого пастора
У органа -- мертвого нашли.
На его лице серебряном
Были слезы. Целый день
Притекали данью щедрой
Розы из окрестных деревень.
А когда покойник прибыл
В мирный дом своих отцов --
Рыжая девчонка Библию
Запалила с четырех концов. /МЦ/
Но стихи красивые. - Это по ящику недавно в новостях передавали, ужасные катаклизмы из-за ненормальной погоды, "Зато в горах красиво".
Агата Кристи Ак 11.12.2011 18:16 Заявить о нарушении
Агата Кристи Ак 11.12.2011 18:25 Заявить о нарушении
Серебрянная Пуля 12.12.2011 01:16 Заявить о нарушении