В День знания ценны нам те признания...

В День знания ценны нам те признания,
В которых излагаются истории,
О том, как совершается познание,
Другими чтобы было всё повторено.

И речь пойдёт, конечно же, о творчестве,
И о способности открытия дарить,
В науке, в музыке, с мольбертом, в зодчестве,
В поэзии, возможность всюду есть творить.

В науке я объектом для познания
Избрал микробный мир, они повсюду есть,
В диалогах они дарили знания,
На конференции я слал об этом весть.

И одновременно мелодий разных мир,
Стал вырываться из меня и я писал,
Порядок звуков цифрами, такой "клавир"
В тетрадях сотнями по датам нависал.

Позднее я в стихир, как многие вступил,
И в жизни дня не проходило без стиха,
Возможно, выяснится- я не уступил,
И здесь я первый, знать, судьба моя лиха!

    ЭТО ИНТЕРЕСНО

ШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИИ

    МИКРОБИОЛОГА

НЕВИДИМКИ В НАУКЕ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ ПРИ УЧАСТИИ МИКРООРГАНИЗМОВ.

     Каждый школьник знает, что увидеть один атом углерода даже в микроскоп невозможно.  Зато точку, поставленную карандашом, мы увидим отчётливо, потому что она состоит из миллиардов таких атомов. Почти то же самое можно сказать и о микробах.
     Когда мы входим, скажем, в воду, например в речку, миллионы этих невидимок, открытых более триста лет назад Антони ван Левенгуком, покидают нас, переходя к водному образу жизни.
     Без одних микробов мы не могли бы жить, другие заставляют нас болеть, третьи, с помощью которых производят антибиотики, нас вылечивают. Без них нельзя было бы испечь хлеб, без них мы не знали бы вкус хлеба и вина. Эти невидимки вездесущи. Их обнаруживают и во льдах Антарктиды, и в горячих источниках, о них можно с полным основанием сказать словами из известной арии Фигаро: "Микробы здесь, микробы там".
     Один "нехороший" микроб, если останется целым после стерилизации в банке с огурчиками, взорвёт её не хуже любого террориста. Эти невидимки особенно ценны тем, что с их помощью сделано великое множество открытий.
     Как работает молекула наследственности ДНК, имеющаяся в каждой клетке организма? Как получить ценное химическое соединение? Как защитить природу от загрязнений? Ответы на эти вопросы получены в экспериментах с участием микроорганизмов.
     Вот и автору этих строк ещё в 70-ых годах прошлого века удалось получить ответы на вопросы, как действует на микроорганизмы ультрафиолетовая часть спектра солнечной радиации и как заставить их более эффективно очищать сточные воды от фенелов, знакомых нам по запаху карболки в лаборатории поликлиники. От фенолов на металлургических заводах, комбинатах, в коксохимии голова болит и в прямом и в переносном смысле...
     Всё началось с того, что в один из бакинских институтов, где я тогда работал, поступили из Москвы /ВНИИ "ВОДГЕО"/ анализаторы кислорода, позволяющие по записи на диаграмме  судить, как изменяется дыхание культур микроорганизмов при воздействии различных факторов природной среды. Выяснилось, что солнечный свет многократно подавляет дыхание микробов, выращенных на некоторых соединениях /ацетон, фенолы/. Возник вопрос, какой участок спектра в этом "повинен"? Были использованы различные фильтры, и лишь когда на пути солнечных лучей поставили сантиметровой толщины стекло, дыхание восстановилось. Интригующей оказалась способность помнить о 15-минутном воздействии до двух месяцев хранения культур при пониженной температуре. А по справочникам легко было  установить, какая область света поглощается стеклом, а значит, действует на микробы. Это была область ультрафиолета 330нм. Вот и получилось, что ультрафиолет, который помогает нам загорать на солнце, мешает дышать микробам, приводя их в шоковое состояние. "Нам понравилосЬ, что солнечный луч вы сделали деталью своих экспериментов",- сказали тогда учёные Института цитологии Академии наук СССР, пригласив нас на первый Всесоюзный симпозиум по фотобиологии, который состоялся в г. Ленинграде в октябре 1977г. А чуть позже из Государственного комитета изобретений  было получено авторское свидетельство на защитное сооружение от радиации.   
     В лаборатории, где я тогда работал, за считанные часы (а раньше на это уходили сутки) сточные воды были очищены от фенола. "Ваши данные по стимулированию окисления фенольных соединений...могут иметь определённое значение",- было сказано в письме академика Е.Н. Мишустина. И, действительно, в дальнейшем нами было получено ещё одно авторское свидетельство...
     Сегодня мир микроорганизмов остаётся самым интересным в познании тайн природы. Поэтому в связи с тем, что начался новый учебный год, хочу отметить, что в научном отношении профессия биолога и микробиолога нисколько не уступает  столь модным нынче профессиям программиста или менеджера, а уж по интересным открытиям- значительно превосходит их.
                Анатолий Артюшкин.
     "Вяземский вестник" за 11 сентября 2002 года.

      НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЕСЛИ В ЦИФРАХ,
      В "ОЛИМПИЙСКИХ" УЧАСТВУЮ ИГРАХ,
      И ПУСТЬ ДАЖЕ ОНИ ВИРТУАЛЬНЫ,
      РЕЗУЛЬТАТЫ- ОНИ КОЛОССАЛЬНЫ.

      И, БЫТЬ МОЖЕТ, ОНИ НЕ ИМЕЮТ
      ПРЕЦЕДЕНТА, НИКТО НЕ СУМЕЕТ
      ПОВТОРИТЬ ИХ В НАУКЕ, В ИСКУССТВЕ-
      Я НАДЕЮСЬ ЗАДЕТЬ ВАШИ ЧУВСТВА.

      
      НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НА СТЫКАХ НАУК-      16
      МОИХ ПУБЛИКАЦИЙ НА СТИХИ.РУ-        1533
      МЕЛОДИЙ, ЧТО МНОЮ "СОЧИНЕНЫ"-    за 3000
      ИХ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРИЗНАТЬ ВЫ ДОЛЖНЫ- 1549

      В качестве иллюстрации использована картинка с сайта 12 из 1949.
      Арт-поэзия.
      http://blogs.mail.ru/list/koko67


Рецензии