Как идея овладевает массами

На дачу приехали гости. Возможно из-за присутствия новых людей трёхлетний Ваня за обедом раскапризничался и отказался есть котлету, хотя мама очень настаивала. В наказание папа решил не брать Ваню вечером на прогулку. А пока его и четырёхлетнюю Машу отправили спать в соседнюю с кухней комнату. Ваня надулся, но послушно ушёл.  Взрослые остались за столом пить чай.

Через какое-то время из-за оставленной открытой двери  послышался тихий голос Вани: «Мне не дали котлету». Произнесённая полушёпотом фраза звучала скорее как вопрос: А ведь мне кажется не дали котлету за обедом?

Ваня ещё несколько раз повторил эту фразу, проверяя насколько убедительно она звучит: «Мне не дали котлету... Мне не дали котлету… Мне не дали котлету». (Так ли это? Мне действительно не досталась котлета, или всё-таки я что-то путаю? Нет, всё-таки я не путаю, котлета мне не досталась.)

Уверив себя в том, что факт котлетной дискриминации, приведший к несправедливому наказанию в виде лишения вечерней прогулки, имел место, Ваня заговорил громче и твёрже: «Мне не дали котлету. Мне не дали котлету. Мне не дали котлету». (Люди, вы поступили несправедливо, обвинив меня в нежелании есть котлету. На самом деле это вы мне не дали котлету. Вы забыли про меня, обнесли меня котлетами за обедом.)

Тут и Маша подала свой голос. Убедительный тон брата подействовал на неё: «Ване не дали котлету. Ване не дали котлету. Ване не дали котлету». (Да, я тоже сейчас вспоминаю, что Ване котлета не досталась. А он просил котлету, точно просил. Конечно просил, не мог не просить, ведь Ваня так любит котлеты.)

Поддержка старшей сестры прибавила Ване уверенности в своей правоте. Он возвысил голос: «Мне не дали котлету! Мне не дали котлету! Мне не дали котлету!» (Я протестую против произвола взрослых! Где котлета, принадлежащая мне по праву?! Я требую свою котлету!»)

И вот уже Ваня с Машей дружно скандируют: «Мне не дали – Ване не дали – котлету! Мне не – Ване не – дали котлету! Мне – Ване – не дали котлету!»

Бесчувственные взрослые улыбаются и никак не реагируют на справедливые требования. Осознание своего бесправия в равнодушном мире взрослых исторгает из детских душ горькие слёзы отчаяния: «Мне не дали котлетуууу! Ване не дали котлетуууу! Мне не даааали котлеееетуууу! Ване не даааали котлеееетуууу! Мнееее нееее дали-йи-йи-йи!»

Бедные дети уже нервно икают, но бессердечные взрослые только киснут от смеха.


Рецензии
Теория массовых коммуникаций. Часть вторая. Глава вторая :)))
Очень наглядно.

Сара Бет Бернар   03.09.2010 22:47     Заявить о нарушении
Сам обожаю эту историю, именно за наглядность.

Андрей Беккер   03.09.2010 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.