Из цикла Бродский

***


На обложке с кошкой Бродский –
Нет двусмысленней сюжета:
Два задумчивых портрета –
Общий взгляд тоски сиротской.

Где-то там на континенте
Пьешь ты виски из бокала,
Чай не пьешь из самовара,
Что-то есть в этом моменте.

Что же? Версты или мили?
Ты живешь за океаном
Или здесь в обложке рваной?
Эти строки мы любили...

А когда сгорали свечи,
Оплывали твои рифмы
Стеарином... Мыслей рифы,
Матерное красноречье.

Безысходность... Встанешь в восемь,
Сунешь Бродского под мышку...
Зачитали твою книжку
Рукописную, Иосиф.

Это было... Не советуй...
Нет! До Нотер-Дам Пари,
Когда ты писал сонеты,
Помнишь, двадцать для Мари?


Рецензии
"На обложке с кошкой Бродский –
Нет двусмысленней сюжета:
Два задумчивых портрета –
Общий взгляд тоски сиротской."
Поверите ли,Торас,но когда-то в России мне подарили точно такой же
сборник стихов Бродского,как описываете Вы.Это было ещё при жизни Иосифа
Александровича."Перестроечники" по интеллекту были "троечниками",спасибо
хоть "железный занавес" сняли,это после давным-давно прорубленного Петром
"Окна в Европу".Ни первому президенту России,ни "министрессе"Культуры не
было дела до поэта,даже если он в 1987 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.Вспомнили,заговорили о нем,начали издавать в России
произведения Бродского после присуждения ему в 1991-92гг. звания поэт-лауреат США.Спасибо Америке! Кака-така Амэрыка?Он же НАШ!Мы его взрастили,хлебом вскормили.Да чтоб он без нас...?
"Ты живешь за океаном
Или здесь в обложке рваной?"
Вот так,благодаря вашему стихотворению,я совершила маленькое путешествие в прошлое,по-своему "прекрасное далёко",когда мы - юные,
и всё было впереди.
И "Эти строки мы любили...",как Любим и сейчас.

Ольга Витол   25.09.2010 13:59     Заявить о нарушении
ВАША ЦИТАТА: Спасибо Америке! Кака-така Амэрыка?
Он же НАШ! Мы его взрастили, хлебом вскормили…
ПРОДОЛЖУ:
В психушке держали, уколами пытали…
по судам судили, в тюрьмы, ссылки слали…
А хлеб, то наш – тюремная пайка!
А Любовь наша – капкан.
А объятья – смертельны.
А верность наша – тюрьма.
А память наша – ссылка…

В годы моего студенчества случилась такая история.
Шли экзамены, сессия была не легкой,
но на меня накатил цикл стихов к Бродскому.
Первый стихО, из того цикла
Тот, что над этими строчками.
Все рифмы складывались в синюю тетрадь,
между лекциями и моими рисунками

В один из вечеров на уличной книжной лавочке,
рассматривая новые книги,
по случайности забываю свою синюю тетрадку.
Все студенты моей альма-матер ее искали,
но, стихи пропали. Они создавались залпом, и они не подлежали восстановлению .
Синяя тетрадь не была подписана, на ней не стояли даже инициалы, это означало, что мои стихи к Бродскому исчезли навсегда
ПУСТОТА - будто вынули душу.
Прошло несколько дней.
Общежитская Бельевщица Галя сжалилась
и пустила поплакать на склад раскладушек.
Там было тихо и пусто. Посредине стояла до потолка гора матрацев, добрая бельевщица накрыла для меня эту гору ворохом чистейшего белья.
Сижу в кулуарах склада на матрацной горе, в облаках табачного дыма и крахмальных простыней и жить не хочу.

В дверь кто-то постучал. На вопрос, какого черта?! Просунулась кудрявая голова, плечо, и трехлитровый бутыль пива. Потом рука с большой, похожей на капустную головку, белой гвоздикой.
Гвоздика торчала из моей синей, свернутой в дуду тетрадки!
- Я все таи вас нашел!...

________________

НЕ знаю на сколько вам нужна эта история ее продолжение и ее конец там гд вы сейчас в Италии. Сейчас, мне пора, но позже можем вернуться к теме.

Сан-Торас   27.09.2010 07:54   Заявить о нарушении
Возвращение к теме:

Оказалось, гость прибыл издалека, шел с вокзала, остановился у книжных лавок, нашел мою синюю тетрадку, полистал ее, прочел стихи к Бродскому. Он тоже любил его и потому в незнакомом городе отправился искать хозяина без имени и адреса. Сначала заглянули в мои лекции и понял где такой курс читают . Пришел в мою Альма-матер В деканате он узнал, кому принадлежала эта синяя тетрадка.
Всю ночь мы пили, курили, читали наперебой Бродского, говорили о нем.
Я помню свое определение: Бродский

Маяк
ОН всю жизнь занимался самообразованием. Вот человек, что называется, сделал себя! В отношении самовоспитания достиг того уровня, когда личностью руководят уже не события, а категории.
Его самосознание находится под влиянием категорий нравственного порядка.
Включается внутренний хронометр такта, в смысле меры чувств, вкуса и пропорций, когда оценки событий не совпадают с общими клише.
Сталкиваясь с Бродским, впадаешь в вечность, как в пространство духовных масштабов.
Это вселяет спокойствие.
Мир не исчерпывается житейским и массовым. Возможно, он исчерпывается вот такими одиночками, устанавливая их, в отдалении, как маяки.
Мой Гость говорил-
Радость

Читая его, испытываешь радость, будто встретился, наконец, с тем, о ком долго думал. Событие в судьбе. Пароход человеческой жизни погудит и проходит, маяки остаются.

Гений и люди

Помню, Марина писала в «Живое о живом»: «Когда любишь человека, хочется, чтобы он скорее ушел, чтобы мечтать о нем».
Мне кажется, люди так же относятся к гениям: хотят, чтобы они поскорее умерли, чтобы мечтать о них.

Одиночество

Бродский - явление. Оно случилось не сегодня, но сегодня ухожу в него, дальше и дальше.
Чувствую одиночество - туда, куда он устремлялся, можно продвинуться только одному, за компанию не пройти. Этим обусловлено одиночество вообще и верховное одиночество поэта.

Тот, кто лучше тебя

Сталкиваясь с Бродским, соприкасаешься с масштабом личности. Он один из немногих, в ком ощущается порядочность, что–то свыше взаимодействует с ним лучше, чем с другими.

Зависть

Зависть, шокирует зависть вообще, и зависть по отношению к таланту. Встретив талант, естественнее испытать радость, а не зависть.
Радость оттого, что вот человек, лучше, глубже, больше, чем ты! И радость оттого, что у тебя впереди есть время и есть пространство.
Чувствую, как далеко он ушел, и испытываю радость оттого, что мой путь еще предстоит.

Природа юмора

Вместе с ним мне удалось сформулировать для себя природу юмора. В общем, мне не смешно все что запрограммировано и бездарно. Сексуальная подоплека, как самоцель, физически не смешна.
Природа юмора для меня заключается в умении выпукло выявить реальность, вырвать правду и толкнуть прямо в нос, как мяч. Увеличить, поднести к глазам увеличительное стекло.
Свойственная мне природа юмора - это выпуклая реальность, очевидные вещи, в определенном ракурсе. Что-то вроде того, что Раневская говорила Ахматовой, уговаривая ее прийти обедать.
Дескать, кушать она любит в компании, а писать в одиночестве. Ирония Бродского такого же порядка.
Встреча после смерти

В Италии встретили режиссера Данелия, он сказал, что Андрей с женой, пригласили нас к банкетному столу. Поглощение пищи дело хлопотное! Организация процесса утомляет, но интерес участия всегда актуален!
Занятие собственной тушкой целиком поглощает жизнь.
Тушку надо купать, кормить, наряжать, выгуливать, удовлетворять, лечить, уговаривать в сон, упрашивать из сна. Тушка поглощает время. ..
По дороге Тонино рассказал, что Андрей снимает игровую картину о Бродском в синтезе с анимацией. Маша иронично заметила, что невесть откуда к нему стекаются любовницы поэта со скарбом интимных воспоминаний, будто Бродский был Казанова.
Вспомнились мои строчки из синей тетрадки:

Дон Жуан и Казанова не твои , поэт сюжеты,
Ты – изгнанник, ты - без крова,
Значит, ты дитя планеты
Путешественник, скиталец,
Бедный рыцарь в старых латах,
Сын земли, ее страдалец...
Ты бессмертен в смертных датах!

Андрей показывал сцену из своего фильма, в которой Иосиф возвращается домой:
Отец и мать сидят за столом, пьют чай. Он садится с ними и спрашивает:
- Папа, расскажи, как ты умер?
Отец рассказывает.
- А ты, мама, как умерла?
Мать говорит ему о смерти, и спрашивает:.
- А как ты умер, сынок?
- Разве я умер?
- Конечно, иначе как бы ты с нами разговаривал?

Сан-Торас   27.09.2010 10:53   Заявить о нарушении