Колокола

"Там зрели на церквях колокола,
и падали, дозрев, и разбивались" ©
"Германия"  (Евгений Клюев)

В долине Рейна сумрачная мгла
окрасилась багрянцем коловрата.
Упавшие с церквей колокола
поплыли по течению куда-то.

Набычив хмуро выпуклые лбы,
покачиваясь в утреннем тумане,
вызванивают вестники судьбы
мелодию библейской Иордани.

Река толкает гулкие бока,
и медное медлительное стадо
бредёт туда, где тают в облаках
ограбленные храмы  Китеж-града.

Стучит в сердцах остывшая зола
под звонницей всеобщей и ничейной,
там, где нашли приют колокола,
уплывшие в багряных водах  Рейна.


Рецензии
пришел Акан. он не гипотенуза, и ему не катит

))))
мотивирую:
1. церковь с колоколами для меня таки образ православный. на Рейне - католически(протестантские) кирхи, соборы, храмы...
я понимаю, что их тоже можно назвать церквями, и обычай устанавливать звонницу тоже пришел из европы, а вот раскрывается так... непоняткой стопорит восприятие.

2. Коловра́т (от старосл. коло - колесо, круг, и врат - ворот, то есть букв. «вращение колеса», «круговорот») - символ, используемый частью современных русских националистов и неоязычников («родноверов»).[1] По их утверждениям, является исконно русским названием для свастики как солярного символа, хотя не известно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имен) называли бы «коловратом»[2]. В русском языке было слово «коловратный», книжного происхождения - «вращающийся», также «изменчивый, ненадежный»;[3] отсюда коловорот - ручной инструмент для сверления льда и коловратки (лат. Rotifera) - тип животных, напоминающих червей. Символ также известен как «Солнцеворот». (Солнцеворо́т (солноворо́т) - древнерусское название солнцестояния. Солнцеворот - одно из русских названий свастики .С. соответствовал моменту «поворота» Солнца на прибыль или на убыль дня.

На Руси и во многих европейских странах день зимнего солнцеворота отмечался как праздник рождения солнца.)

и багрянец ЧЕГО окрасил мглу? чисто по тексту могу предположить, что автор использовал слово "коловрат" как замену слова "закат" или "восход" - скорее даже "восход". варкались хливкие шорьки, в общем.

я могу принять туман (хотя понять, что "сумрачная мгла" это не вечерние сумерки, а утренний туман, удалось только на 6 строке) за реку, у которой есть течение - реально похоже, но почему колокола УПАЛИ с "церквей" в эту реку? (особенно с учетом последнего катрена - таки не в туман упали-уплыли, а в Рейн...
тут возникла аллюзия - колокол упал - значит Господь читает храм оскверненным. нодо этот ломать, новый строить. и еще - как в СССР храмы рушили, колокола сбрасывали... а что, на Рейне тоже соборы крушили? ой, ты Рейна, мать родная, Рейна, русская река? и вроде ограбленные соборы Китежа тогда к месту - если не помнить, что таки Китеж и не удалось никому разграбить.

Может, лучше церкви(храмы) утонут, исчезнут в тумане, станут скрытыми и таинственными - как Китеж?

рифма первого катрена поражает изяществом - за уши притянутый коловрат срифмован с "куда-то"

текст не спасают гениальные 1 и 2 строки 3-го и 4-го катренов.

Эпиграф сильнее, Имхо
)))

Старый Мудрый Акан   04.10.2010 21:07     Заявить о нарушении
Приветствую, Акан. Отвечаю по пунктам.

1.Стих написан таки по эпиграфу из Клюева. Там в стихе "Германия" "падали с церквей колокола". Так что я не одинока в этой трактовке.

2.Упоминание в первом катрене Рейна в сочетании с коловратом - синонимом свастики ( и вот не надо здесь приводить лишь один из многочисленных источников по этому вопросу, как единственно верный) однозначно подводит читателя к мысли, что речь в стихе идёт о фашистской Германии. А так как коловрат - также символ вращающегося Солнца (а не процесса вращения Солнца), багрянец ЧЕГО окрасил мглу, понятно и пьяному ёжику.

Акан, я слишком Вас уважаю, чтобы усомниться в Вашей способности считывать простейшие аллюзии. Не надо додумывать то, чего нет. Если храм считается осквернённым (как Вы, естественно, абсолютно правильно прочли),то вовесе не означает, что он будет в дальнейшем разрушен, а на его месте возведён новый. И с какой стати туман отождествлять с рекой, это уже мне неясно. В Рейн они падают, в Рейн. А туман над рекой, и в нём они покачиваются.
А про соборы Китежа, который, как правильно догадался чуть раньше Ливерий, является образом России, и объяснять ничего не надо. Вы сами уже всё объяснили про СССР.

А то, что стих Вам не понравится, я знала заранее, тут и к бабке ходить не надо. Разные у нас с Вами вкусы.

За потраченное на меня время, тем не менее, благодарю. С Вами вообще скучно не бывает.

Пы.Сы. Зная Ваше обострённое чувство собственного достоинство, заранее прошу извинить за "пьяного ёжика". Это не про Вас. Просто так выражался наш учитель математики, и это моё фирменное словечко.

Клавдия Смирягина Дмитриева   04.10.2010 21:43   Заявить о нарушении
А не накатать ли эссе на эту тему?

Чем отличаются бездарные графоманы от истинных поэтов?
- Стремлением поучать. Всех их сильно подводит страсть к резонерству.
- Длительным предисловием к списку своих произведений. Они тщательно перечисляют свои публикации, победы в конкурсах, должности в литературных изданиях и членство в литературных кружках.

Если я, открыв страничку автора, вижу долгий пересказ его литературных заслуг перед обществом, сразу предвижу плохого поэта. И на 99,9 процентов оказываюсь прав.
Как сказала, здесь на сайте, одна умная женщина: "Все мои звания и регалии не значат ничего. Есть только мои стихи и мой читатель. Именно в момент прочтения решается моя судьба. Это ему решать - поэт я или нет."

Когда я вижу жестко диктующего условия, безапеляционного критика, не сомневающегося в своём таланте и художественном вкусе, всегда предполагаю, что это бездарный автор.
И снова те же 99 процентов.

Забавно :D:D:D

Волков Юрий Николаевич   17.12.2013 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.