Вечернею порой

Вечернею порой терпимо время
К раздумьям, разделяющим часы
На плевы и тоскующее семя
Не вышедшей в рассветный луч красы.
Оседланная лунная лошадка
Копытом бъёт у млечного пути,
И ночь глядит на облака украдкой,
До срока не пытаясь подойти.

У горизонта в узкую пирогу
Сложило солнышко свои лучи,
И звёздочки, смелея понемногу,
Не ищут робости своей причин.
А на земле расположились тени,
Притаптывая красок суету,
И терпеливо позволяет время
Приблизить к мыслям тайную мечту.

Задумчиво качаются берёзы,
Склоняя ветви к ветру на плечо,
И ластится к земле туман белёсый -
Теплом её не в шутку увлечён.
И раскрывая памяти объятья
Срывает время с прошлого печать.
И душу будто тянет на распятье.
И хочется о многом помолчать.

28.08.2010

Краткий анализ стихотворения
Тема: вечерняя пора как время глубоких раздумий, соприкосновения с тайнами бытия и обращения к памяти.
Основная мысль: вечер — особое время, когда замедляется ритм жизни, обостряется внутренний мир человека, пробуждаются воспоминания и возникает потребность в молчании, созерцании и осмыслении сокровенного.
Композиция:
Вступление (первые 4 строки): задаётся настроение вечера, время «терпимо» к раздумьям.
Средняя часть (5–20 строки): развёрнутая пейзажная зарисовка — образы луны, ночи, солнца, звёзд, теней, берёз, тумана; природа оживает в вечерних сумерках.
Заключение (последние 4 строки): переход от внешнего пейзажа к внутреннему состоянию — раскрытие памяти, ощущение душевного напряжения («тянет на распятье») и желание помолчать.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (пейзаж сопряжён с рефлексией).
Средства связи предложений:
лексические повторы («время», «ночь», «луна», «сумеречное» состояние);
местоимения и местоименные наречия («и», «а», «и снова»);
синтаксический параллелизм и анафора (многократное «И» в начале строк);
семантические поля «вечер/ночь», «свет/тень», «память/молчание».
Средства выразительности:
метафоры: «оседланная лунная лошадка», «солнышко сложило лучи в пирогу», «время срывает с прошлого печать», «души тянет на распятье»;
олицетворения: «ночь глядит украдкой», «звёздочки смелеют», «берёзы качаются, склоняя ветви», «туман ластится к земле»;
эпитеты: «тоскующее семя», «белёсый туман», «тайная мечта», «узкая пирога»;
символика: луна, млечный путь, тени, рассветный луч, распятие — подчёркивают пограничность времени и глубину переживания;
инверсия: «вечернею порой», «копытом бьёт у млечного пути», «расположились тени»;
ассонанс и аллитерация (мягкие «л», «н», «м» создают ощущение тишины, текучести вечера).
Итог: стихотворение создаёт медитативное настроение, соединяет пейзаж и внутреннюю жизнь лирического героя, использует богатую образность и звукопись для передачи тихого, задумчивого вечера, когда время словно замедляется, а душа открывается памяти и молчанию.


Рецензии