Угасший род

УГАСШИЙ РОД
Из цикла "Картины Владимира Пищелёва"

"Пусть будут у черты исчезновенья   
Плита, две даты и покой забвенья"
Борхес "Х.М."

*****

На неухоженном погосте,
За храмом горестно пустым
В сиротстве дотлевают кости —
Всяк под надгробием своим.

Когда-то было многолюдно
У этой церкви и могил,
Колокола звонили чудно,
Народ своих умерших чтил.

У гроба близкие толпились,
Надрывно плача и скорбя,
О вечной памяти молились —
Выходит, что молились зря.

Уже могилы безымянны,
С надгробий надписи сошли,
И обвалившиеся камни
Травой забвенья поросли.

Весною возвратятся птицы,
Сирень у храма зацветёт,
Но никогда не возродится
Угасший и забытый род.


Рецензии
Доброе утро, Алеш!Прошлась по интернету через поиск в надежде найти что-нибудь о художнике Пищелеве(картины), увы.Нашла только несколько статей.Может, у него сайт есть свой?Найти не смогла.Было бы здорово увидеть и картину.Что касается данного произведения, оно оправдывает название.И даже более того, каждой строчкой щемит в сердце:
Уже могилы безымянны,
С надгробий надписи сошли,
И обвалившиеся камни
Травой забвенья поросли.
Когда проходишь мимо кладбишь и видишь такую разруху, становится неизбывно горько.А ведь память - дело священное!И да по заслугам...

Весною возвратятся птицы,
Сирень у храма зацветёт,
Но никогда не возродится
Угасший и забытый род.

Ты(ВЫ???)прав, возвращается все:и сирень, и птицы...-
но не угасший род...
Света светлого бесконечного(в вашу копилочку подходит?).С улыбкой.Ли.

Лилия Бабаярова   31.08.2010 09:03     Заявить о нарушении
Привет, Ли.
Ты /конечно, пора нам уже хотя бы виртуально выпить на брудершафт/ снова порадовала меня заинтересованностью моим текстом и моим другом. У Владимира сайта нет и компьютера нет - это человек из другой эпохи и меняться ему, очевидно, поздно. Он самоучка и написание картин это для него хобби. Но по уровню он вполне профи, член Союза художников, побывал со своими картинами во многих странах, включая основные европейские. Там и осела значительная часть его картин в музеях и частных коллекциях. Познакомились мы случайно. Я наткнулся на его дом во время ознакомительных поездок по окрестностям. Увидев это нестандартное строение, я предположил, что и человек в нём живёт такой же. И не ошибся. И вот уже несколько лет мы друзья к обоюдной, я полагаю, нашей пользе. Разделяющие нас 12 км бездорожья не преграда для общения. Мой дом постепенно превращается в филиал музея его картин, в значительной степени его украшая. Общаться нам интересно ещё и потому, что в округе немного людей, которые кроме "Наливай" и "Будем!" знают и другие слова.
Вот такой у меня друг в Тверской глуши, которая с ним не такая уж и глушь.
Спасибо за "монетку в копилочку" и за улыбку.
Улыбаешься ты красиво. И мне хочется верить, что это в тебе не профессионально-стюардессное, а идущее от души и соответствующее ей.
Не могу не улыбнуться в ответ.
А.

Алексей Алейников   31.08.2010 11:27   Заявить о нарушении
Вы меня рассмешили(это о "НАЛИВАЙ"и "БУДЕМ").Этоо не профессиональное, Алеш, это из души.Так пророда далаили воспитание, не знаю.Таких очень легко обидеть, потому что такие "не модны", увы.

Лилия Бабаярова   31.08.2010 11:54   Заявить о нарушении
Их(таки, не от мира сего) даже всерьез не воспринимают.Я наделала ошибок. великодушно прости, никогда не перечитываю.И это плохо.

Лилия Бабаярова   31.08.2010 12:45   Заявить о нарушении
Я думаю, Ли, что "модны" все.
Нужно лишь найти свой подиум. А вот это уже бывает не просто. Ошибки здесь чреваты и пострашнее грамматических будут.
А.

Алексей Алейников   31.08.2010 15:42   Заявить о нарушении
Я читаю "Странный предатель - Иуда Искариот"...Там я разместила запись, но не знаю, сохранилась ли, код запрашивает...
Вот уж, действительно, пути Господни не исповедимы.Это мое, можно сказать, любимое произведение.Соприкоснувшись с ним единожды, более не забудешь.Не устаю его перечитывать.Алеш, когда вы написали, чтобы я прочла ваши исследования о Булгакове, о Андрееве...мне и в мысль не могло прийти, что здесь "Иуда Искариот".Но в то мгновение, я вспомнила именно о нем.Произведение мощнейшее(тут и других слов не нужно).Но интересен тот факт, что оно вызывает бурю в душе читателя.СИЛЕН АНДРЕЕВ!Силен на столько, на сколько сознание читателя может восринять и пропустить сквозь себя строки.
Вы - далеко не первый читатель, пытающийся разобраться и прожить минуты того беспокойного состояния Искариота, ту грань, за которой последовало предательство(слово-то какое, в дрожь бросает, ибо достаточно только подумать о последствиях;в этом вы правы).
Читаю вас, и мысль бурлит в поисках истинности образа(в данном случае нарисованного Андреевым).Многое хочется сказать.Не знаю, сумею ли?
**
(...)
Кому нужен тот уже не укладывающийся в традиционные представления образ Иуды, который постепенно формируется в моём сознании?
Только людям, ищущим Истину, не утратившим ещё способность мыслить самостоятельно, без оглядки на церковные и прочие авторитеты(...)
**
Скажем так.У меня на авторской написано, что соприкоснулась с мировыми религиями.Да.Было дело:читала в универе курс мировых религий(недолго).Не фанатичка, а, значит, способна мыслить самостоятельно.
здесь можно предположитьчто угодно.Как вы говорите, фактов нет.Но Андреев постоянно напоминает, что онем об Иуде говорили плохо предостерегали Христа.Вот ведь парадокс.В бытность обучения в общеобразовательной школе имел место следующий случай.скромная учительница, безумно нравившаяся ученикам.ю вызывала чувство зависти с последующей подоплекой ее уничтожения коллегами.("всеустие";она плоха дошло до того, чтоее стали опасаться родители).Если постоянно повторять , Он плох, симпатии окружающих не последует.Но здесь другое6Был поступок предательства(ни прибавить, ни вычесть).Это разрешает многие моменты.Но нас больше интересует, зачем он это сделал(не за сребренники же).Можнет человека, по своей сути незаурядного, высосала зависть???(подлейшее чувство!!).Иуда?!Апостол Петр тоже отрекся, а ведь говорил не отрекусь(об этом знал Иисус, знал и смирялся).И предательство, и смирение, и отречение для нас - суть жизнь:делай так, и не делай эдак...И СМИРИСЬ!!!Смирился - нет проблем...не смирился - пожинай плоды.
А тут еще внешнее безобразие.Но чтобы оно стало незаметным, надо излучать свет.Света не было, был мрак лжи, лицемерия, преподобности силы, самолюбования...
Он по свету-то бродил с целью самоутверждения.Что касается детей, я больше склоняюсь к тому, что заранее предопределено, где появится и будет жить ребенок(а бОг ли , или другая сила, нам неведомая руководит этим, уж нам недоступно, в силу пакостных поступко "третий глаз" у человека закрыт, увы.Я не умею говорить заумными фразами, да и в этом ли суть??Но Андреев явно создал образ настолько сильнои загадочно, что, думаю, знал и разгадку.(сразу читать много не могу).ЛИ.

Лилия Бабаярова   05.09.2010 13:37   Заявить о нарушении
Милая Ли. Я очень рад, что вы так неравнодушны к "Иуде Искариоту" Л.Андреева. Это мой любимейший литературный герой.
Ясно, что при вашей /твоей??? - вы всё время сбиваетесь с "ты" на "вы", и я за вами. Надо нам как-то определиться/ занятости сразу этот текст не поднять. Не беда - "жизнь кончается не завтра". Хочу всё же предварить последующее дочитывание тезисом-сутью этой статьи: в моём представлении Иуда совершил НЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО, А ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОДВИГ, никем и никогда более не повторённый.
Интересно, смогу ли я убедить вас в этом? Если прочтёте комментарии, то увидите, что иногда мне это удавалось. Комментарии и ответы также рекомендую к прочтению, поскольку, отвечая на вопросы, мне удалось яснее изложить некоторые нюансы.
Надеюсь, вы не зря потратите время, знакомясь с этим материалом.
С интересом жду вашего конечного резюме.
А.

Алексей Алейников   05.09.2010 14:56   Заявить о нарушении
Подвиг перед кем?Перед самим собой?Или перед человечеством?Однако же!Какое совпадение?!И мое любимое.Честно скажу:прочитав первый раз, ходила под впечатлением долго, но и продолжается...

Лилия Бабаярова   05.09.2010 15:05   Заявить о нарушении
Подвиг перед Истиной, олицетворение которой он нашёл в Христе. Это также был подвиг и во имя человечества, которое на момент совершения подвига не в состоянии было эту Истину понять, а потому и принять.
Это был супер-, мега-, метаподвиг самоотверженного самоотречения, за который он знал, что не получит ни единого доброго слова, а лишь хулу, клевету и погребение на скотомогильнике.
Ах, Ли, я хотел бы, чтобы и моё тело вместе с телом Иуды грызли бродячие собаки, если бы это хоть на самую малость уменьшило гигантскую невообразимую муку этого самого одинокого из когда-либо существовавших людей.
А от кого ты "под впечатлением"? От Андреева? Алейникова? Или обоих?

Алексей Алейников   05.09.2010 15:30   Заявить о нарушении
То есть, в итоге, перед самим собой, что я от тебя и хотела услышать.В остальном???Сначала я дочитаю до конца...потом отвечу.

Лилия Бабаярова   05.09.2010 15:35   Заявить о нарушении
Вопрос о предательстве и подвиге???Как видится мне.Факт предательства все-таки есть, и его отрицать, Алеш, невозможно, просто НЕВОЗМОЖНО.СУть предательство.А подвиг он совершает перед своей совестью.Если вообще это можно так назвать.Обратить на себя внимание поступком, чтоб тебя признали(почему он, а не я), тут примешано многое, даже зависть, как таковая.но я еще не почла все.
Что касается второй части вашего эссе.Здесь больший приоритет вы отдаете содержанию.Я уяснила для себя одну вещь.Приблизил-то Иисус его не зря.Просто так ничего не бывает.Тем более, он знал все наперед.Он дал шанс Искариоту прозреть, чего, увы, не произошло.И вся эта цепочка описанных Андреевым событий тянется по нашей бренной жизни, перевоплощаясь в нас тем же, но только нашим
предательством.Согласитесь, плачевно, но факт, причем, факт фактов.Тоже самое можно сказать и об отречении.Оно не изжило себя со времен апостола Петра.(Ни в коем случае я не собираюсь тебя переубеждать, Алеш.Тем более, я поняла, что сказал, как отрубил.Это мысли вслух, скажем так!).Ведь явна была всем его омерзительно-лживая сущность.Это все не изжило себя, Алеш, оно рядом, только форму, облачение приобрели другое да имена поменялись.Андреев - мудр, тонкий психолог!!!Стал бы он просто писать повествование о каком-то Искариоте.Увы!!!Цель другая....
Алеш, о сам себя обрек на одиночество, как и все мы порой делам то же.Как ты?

Лилия Бабаярова   05.09.2010 23:25   Заявить о нарушении
Нет, Ли, ты услышала то, чего я не говорил.
Я даже не совсем понимаю, что значит "подвиг перед собой"?
Ну, перед другими людьми понятно: "На миру и смерть красна".
Но разве мог Иуда расчитывать на это? Его смерть, которую он сам себе выбрал, в глазах людей была столь же отвратительна, как и его "предательство".
Нет, собою Иуда мало интересовался. Им владела одна всепоглощающая страсть к Истине и ещё Христу, который ради этой Истины принял распятие.
Здесь я совершенно не согласен с официальной христианской доктриной об искупительной жертве Христа за грехи человечества. Это церковникам нужно и выгодно утверждать в сознании верующих этот бред.
Вы когда-нибудь задумывались о действенности, а точнее бессмысленности этой жертвы? Жертву приносит провинившийся, чтобы загладить свою вину перед Богом, или чтобы заручиться его поддержкой в жизни. Жертва - это акт признания своей вины и раскаяния в ней, а также обещания не виноватиться впредь. Христос перед Богом-отцом, естественно, ни в чём виноват не был, но якобы принёс себя в жертву за грешных недоумков, которые его распяли. Ну и что??? Что после этого изменилось? Стал ли мир менее греховным? Я так думаю - более. Тогда какой же смысл в этой великой жертве, ничего не изменившей в этом мире? Единственное разумное объяснение, которое почему-то не приходит в голову верующим, в том, что вовсе не за грехи человеческие Христос взошёл на крест, а за Истину, как бы говоря безмолвным языком смертной муки: "Смотрите, тупые уроды, существует в этой жизни кое-что поважнее ваших бессмысленных животных существований и даже важнее моей пророческой жизни. Это Истина, которую вам не понять, ибо она опережает время на тысячелетия. Свою жизнь я приношу в жертву Истине, чтобы кто-то первый, Иуда Искариот, например, а за ним и другие поняли: важнее никчемной человеческой жизни то, что после неё остаётся - не могильный холмик или бессмысленная груда гранита, над разпадающейся на атомы "ротожопой"/В.Пелевин/, а итог работы величественного человеческого духа, разошедшийся по отдельным сознаниям, воспринявшим его для последующей передачи потомкам. Человек бессмертен духом своим настолько, насколько он значим для воспринявших его. Иисус действительно смертию смерть попрал, приняв её практически добровольно, явив образец мужества и торжества духа над плотью.
Всё остальное - схоластическая бессмыслица.
Иуда, по сути, единственный из учеников, не предавший его, а напротив, самый верный его ученик, сразу же последовавший за своим учителем, но более сложным, более мучительным путём. Вся слава досталась Иисусу, хотя это его нисколько не интересовало, вся концентрированная мука двойного страдания и за Иисуса и за себя легла на плечи Иуды.
Понять и принять это не просто. Но попытайтесь.

Алексей Алейников   05.09.2010 23:26   Заявить о нарушении
Насчет за ИСТИНУ мне приходилось это читать, когда я готовилась к лекциям.Могу "переварить".Но факт предательства на лицо.Искариот хотел самоутвердиться.Вспомните его рассуждения втихую, о че он думал.Какую ОН несет истину?!КАкую?На него обратили внимание.Но он не есть истина.Я прочту далее и еще поразмышляю.Для меня это трудно.Я лишь могу воздать хвалу Андрееву, как мастеру психологического портрета.
Кстати, как вы оноситесь к совершил - раскаялся(вернее:лучше совершить, а потом раскаяться???).

Лилия Бабаярова   06.09.2010 00:04   Заявить о нарушении
Привет, Ли.
Пока ты, увы, скользишь по поверхности, как библейской сюжетной канвы, так и андреевского повествования. Церковники в Библии изобразили Иуду предателем для того, чтобы заштриховать и максимально затемнить то, что было на самом деле: предали Иисуса в первую очередь будущие апостолы, его ученики. Задумайся, хоть кто-нибудь из них, кроме Иуды лишился жизни после трагической гибели Иисуса? Хоть кто-нибудь из них пытался бросить свою жизнь на алтарь Истины, которая должна быть дороже их презренных жизней. Пётр безвольно, как хилое дитя, поднял меч и бросил его, как только Иисус повелел ему сделать это. А здесь-то как раз и не следовало его слушать. Пётр - могучий, но недалёкий /по Андрееву/ один мог яростью своей, которая почему-то не проснулась, разметать пришедших за Христом. Вспомни, какую силу он проявил, соревнуясь с Иудой в метании камней. Пистолетов тогда ещё не было. В сражениях основную роль играла именно физическая сила. Силы у Петра было много. Воли и мужества не было совсем. Обрати внимание, как первосвященник боялся, что ученики защитят Иисуса, как Иуда легко опроверг его сомнения, и как он оказался прав, утверждая, что ученики - всего лишь трусливое стадо. Прочти, с каким презрением описывает Андреев бегство учеников именно тогда, когда они должны были грудью встать на защиту Иисуса. Как Иуда исхлестал их своим презрением на следующее утро после казни Иисуса! Произведение Андреева - великий литературный оксюморон: "не предавшие" - предали, "предавший" - не предатель.
Церковники в Библии оболгали Иуду, чтобы выгородить апостолов, чьими идейными наследникам они являются.
"Искариот хотел самоутвердиться" --- милая Ли, кому-нибудь другому я бы сказал, что это глупость, но тебя я пощажу и попрошу ответить: не странный ли способ самоутверждения избрал Иуда, единственный из учеников принявший в свою душу ад ещё при жизни и легко расставшийся с нею, потому что жизнь без Иисуса для него, в отличие от его учеников, потеряла смысл? Он сам себя казнил, когда, признавшись синедриону в клевете на Христа, не дождался казни от них. Он единственный не захотел более жить на земле среди людей, оказавшихся недостойными Христа. И не спроста он казнь себе выбрал самую позорную, как тогда считалось: повешение на дереве. Ведь и Христа, распяв, фактически повесили на дереве. И дерево он присмотрел ещё до смерти Иисуса. То есть ещё до "предательства" жить без Христа он не собирался. Так о каком же самоутверждении может идти речь?!
"Какую ОН несет истину?!" --- Истину принёс Иисус. Иуда поверил в неё, более, чем кто-нибудь другой. Главная Истина ОДНА!!! Другой не нужно.
Функция и задача воспринявших Истину - утверждать её в сердцах и сознании тех, для кого она предназначена, чтобы затем в соответствии с этой Истиной менять самую жизнь. Иисус и Иуда отдали свои жизни, чтобы показать людям этим самым убедительным способом: Истина дороже жизни.
Оставшиеся в живых апостолы, многие из которых впоследствии тоже погибли, но не по своей воле, избрали своим предназначением сохранение, сколько возможно, своих жизней для распространения учения Христа. Конечно, это тоже важно, но всё же они не герои. Ясное дело, все не могут быть героями. Среди учеников Иисуса единственным героем, совершившим величайший подвиг самоотвержения, самоуничижения и презрения к смерти ради торжества Иисуса и Истины, оказался Иуда.
Апостолы, оставшись в живых, делали впоследствии несомненно полезное дело. Но, полагаю, каждый из них в душе своей стыдился своей трусости и безволия - они ведь фактически "сдали" Иисуса. Иуда был им занозой в сердцах и Совести. Значит Иуду нужно оклеветать, заклеймить и очернить.
Во времена доминирования тупых и малограмотных "народных масс" сделать это было совсем не трудно. В наше время доминируют легковесные рассудки, которым лень думать, лень рассуждать и делать самостоятельные выводы. Гораздо легче принять устоявшийся, отшлифованный веками, традиционный образ Иуды - ПРЕДАТЕЛЬ, и плюнуть в его сторону.
А у меня сердце сочится кровью, когда я думаю об этом великом и самом несчастном из людей.
Ты права, Андреев велик, гениален, как мастер психологического портрета.
Ведь внешне он как бы соглашается с библейской трактовкой этого образа и неоднократно устами героев повествования называет Иуду предателем. Но это только писательская обманка. Он любит Иуду, относится к нему с величайшей нежностью, что очевидно во многих извивах сюжета.
Но это не лежит на поверхности. Это для тех, кто умеет читать между строк.
Не уверен, что смог тебя убедить. Но добросовестно пытался.
"Кстати, как вы оноситесь к совершил - раскаялся(вернее:лучше совершить, а потом раскаяться???)" --- Иуда ни в чём не раскаялся и раскаиваться ему не в чем. Он совершил подвиг во имя Иисуса и Истины, которую он принёс в мир.
Но, чтобы несколько уйти от минора, приведу на тему раскаяния одну частушку - свидетельство народного юмора и народной мудрости:
Мы с милёнком согрешим,
А потом покаемся.
А когда покаемся,
Снова кувыркаемся.
Надеюсь, дочитав мой текст, ты, хотя бы отчасти, правильнее будешь представлять некоторые очень важные вещи.
С надеждой.
А.

Алексей Алейников   06.09.2010 09:30   Заявить о нарушении
"Кстати, как вы оноситесь к совершил - раскаялся(вернее:лучше совершить, а потом раскаяться???)" Этот вопрос не относился к Иуде.К нашей жизни, но в тему приведенной частушки.Убить, оклеветать, охмурить...в корыстных целях, втоптать в землю кого-то, за счет кого-то воспарить и летать, и, когда другому больно жить, дышать, наслаждаться и упиваться своим счастьем(как-то так...).

Лилия Бабаярова   06.09.2010 10:00   Заявить о нарушении
О Ли! С одной стороны это вопрос риторический: ну как, при такой абстрактной постановке вопроса, можно к этому относиться? - Только отрицательно.
С другой стороны, на этот вопрос отвечает и не может исчерпывающе ответить вся мировая литература.
Варианты ситуаций весьма многообразны, и разбираться нужно с каждым отдельным случаем.
Здесь очень много может быть субъективизма в трактовке.
Всегда ли права "обиженная" сторона?
Всегда ли оправданы её действия, порой перекрывающие негативом нанесённый ей моральный ущерб?
Всегда ли лучще два несчастных сосуществования истрёпанных нервных систем, чем одно счастливое, подарившее к тому же счастье кому-то ещё?
Это непростые вопросы, порой требующие мужества и способности беспристрастно посмотреть на себя и того, кто с тобою рядом.
Не все оказываются на уровне вставших перед ними проблем.
Чтобы уровню соответствовать нужна высокая культура чувств, общая культура и небезразличие к проблемам Совести.
Вот так могу вам-тебе ответить в общих чертах.
А для ответа более конкретного необходимо и ситуацию описать конкретно.
А.

Алексей Алейников   06.09.2010 10:39   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2010/09/20/3837

Я долго искал - кому нужен,
Я знал: Всё-равно, не спасти!
Слова Твои ниткой жемчужин
Остались у нищих в горсти.

Пусть тешатся! Ты, эти зёрна
Принёс для посева иного.
Я понял и струсил позорно
Боясь возрождения Слова.

Я мог ему дать возродится
Позволить сиять в высоте...
Но, видишь - ликует столица
Увидев Тебя на кресте!

Ты сам дал мне эту свободу!
Я - только мечтать мог о ней.
Пусть думают - я Тебя продал.
Я - предал! А это - трудней!

Капитан Буратино   27.10.2010 01:17   Заявить о нарушении
Уважаемый Капитан,
я толкую образ и миссию Иуды иначе: он и не продал, и не предал Иисуса, а ценой небывалого и неповторимого подвига самопожертвования содействовал завершению миссии Иисуса наиболее эффектным и эффективным для последующих поколений способом. У меня есть статья об этом на Прозе.ру. При желании можете ознакомиться.

Алексей Алейников   27.10.2010 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.