Делимся тем, что...
Делимся тем, что ....
Есть два варианта закончить фразу:
а) Делимся тем, что НАС ТЕРЗАЕТ
б) Делимся тем, что НАМ ДОРОГО.
На пункте а) особо не задерживаемся, хотя и тут не всё так просто. Какой-нибудь Ф.Гойя рисовал некоторые свои сюжеты, чтобы избавиться от жутких видений (см. Л.Фейхтвангера).
Рис.1 Ф.Гойя. Сон разума рождает чудовищ (в начале текста)
Выплеснул на холст, - на недельку-вторую избавился. Потом опять одолевают.
Вот некоторые авторы прибегают к сочинению своих стихов примерно для тех же целей - преодолеть тоску и жуть при неудачном жизненном раскладе. И это прекрасно, если автор решает свои жизненные задачи. И действительно, вот хорошие качественные стихи О.Винтер:
--
А мне грустно, ты знаешь, грустно –
Небо в форточку, лампа в душу
Светит тускло и с мерзлым хрустом
Тащит лодочку снов на сушу.
Мне тоскливо – ни дум, ни страсти.
Мне тоскливо, и что тут скажешь…
Змеем длинным увил запястья
Шарф старинный из тонкой пряжи.
Мне бы в поле, в глухое поле,
Снег, мороз бы и месяц красный –
Мне б на волю… Да ниткой боли
Вшиты слёзы в корсет атласный.
--
Автору тоскливо, и что тут скажешь? И когда он сочиняет, чтобы прогнать тоску, это называется СТИХОТЕРАПИЕЙ.
И если цель достигнута, тоска изжита и наступил просвет, то всё прекрасно. Но, согласись, читатель, чья-то СТИХОТЕРАПИЯ - это не повод нам с тобой хлопать в ладоши и радоваться.
При том, что у того же автора, у О.Винтер можно встретить прекрасные удачные строчки в других стихах:
--
Часы сверяют по ударам сердца,
А память – по биению души
Под тонкой кожей сломанного детства.
Остановись, послушай, не спеши.
Шаги считают от оконной рамы,
Свободу мерят от последних строк,
Склоняясь в темноте над страшной раной
На теле расходящихся дорог.
Есть только звёзды, ночь и «что-то кроме»,
Что вдохновенье в призрачной тиши
Пьёт из горячих сбивчивых ладоней.
Остановись, почувствуй, не спеши.
--
Строчки
Часы сверяют по ударам сердца,
А память – по биению души.
бесспорно, удачные и ёмкие, запоминаются. А, как говаривал, классик, - "я плохих стихов не запоминаю".
----------------------------
Но, однако, время приступить к пункту б) Делимся тем, что нам дорого.
Фокус в том, чо сегодня количество информации (в том числе - поэтической) таково, что нужно учиться уже не просто ПОТРЕБЛЯТЬ её, а ОТСЕИВАТЬ, т.е. ОТБИРАТЬ.
А значит, нужны критерии ОТБОРА. Вот они в первом приближении:
1. Искренность автора
2. Текст легко и органично запоминается
3. Текст вызывает АССОЦИАЦИИ, в том числе и нелитературного свойства.
/ Кстати об ассоциациях. Вспомним классика: "Образованность - школа быстрейших АССОЦИАЦИЙ. Ты схватываешь налету, ты чувствителен к намёкам" /
В качестве примера того, что нам дорого, мы приведём тексты А.Денисенко, которого некоторые критики называют Сибирским Есениным. Но это, разумеется, некоторая вольная гипербола, хотя время покажет.
--
Господи! Да отчего же грустно-то так?
Вот осока. Вот гречиха. Вот вам лебеди.
Чьё-то платье на рябиновых кустах,
По которому рябины те и бредили.
..............
--
Светает. Грусть. Колокола.
Калитки. Катер. Воскресенье.
Пожар на Плановой. Туман. Недоуменье.
Начальный бежевый трамвай.
Хрустальны рельсы, сини, дальни,
Речные русские купальни –
Белила, охра, киноварь.
------------------
( Заметим в скобках, что тут поневоле вспомнишь А.Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет 10 октября 1912 )
---------------
трое.
Полусвет-полутень на лице и вообще
Ни горда, ни лукава, не плачется —
В парке снег до колен, ну и пусть по колен
И по снегу старик чей-то катится.
Самый дальний и тот занесен и болит —
Или как там у нас еще кличется?
И кронштадтская женщина проговорит:
Помираете, ваше величество...
Повторяю, что в парке, озябшем до пят,
Отцветает снегирь, обрывается,
Говорят, что какой-то нездешний солдат
Гладит ели и в ноги им валится.
Выхожу и люблю эту синь-высоту
И вечернюю родину дымную,
Наклоняюсь к солдату и говорю:
Ну пойдем, я лицо тебе вымою.
------------------------
А внимательный читатель сможет и сам проверить, работают ли упомянутые выше критерии (искренность, запоминаются, ассоциации).
Да, и под занавес ещё один - ну, совершенно необъективный критерий: время от времени тянет перечитывать тексты, которые нам дороги.
Свидетельство о публикации №110082303275