Делимся тем, что...

    
          Делимся тем, что ....

   Есть два варианта закончить фразу:
а) Делимся тем, что НАС ТЕРЗАЕТ
б) Делимся тем, что НАМ  ДОРОГО.

   На пункте а) особо не задерживаемся, хотя и тут не всё так просто. Какой-нибудь Ф.Гойя рисовал некоторые свои сюжеты, чтобы избавиться от жутких видений (см. Л.Фейхтвангера).


     Рис.1 Ф.Гойя. Сон разума рождает чудовищ (в начале текста)


   Выплеснул на холст, - на недельку-вторую избавился. Потом опять одолевают.
  Вот некоторые авторы прибегают к сочинению своих стихов примерно для тех же целей - преодолеть тоску и жуть при неудачном жизненном раскладе. И это прекрасно, если автор   решает свои жизненные задачи. И действительно, вот хорошие качественные стихи О.Винтер:

--

А мне грустно, ты знаешь, грустно –
Небо в форточку, лампа в душу
Светит тускло и с мерзлым хрустом
Тащит лодочку снов на сушу.

Мне тоскливо – ни дум, ни страсти.
Мне тоскливо, и что тут скажешь…
Змеем длинным увил запястья
Шарф старинный из тонкой пряжи.

Мне бы в поле, в глухое поле,
Снег, мороз бы и месяц красный –
Мне б на волю… Да ниткой боли
Вшиты слёзы в корсет атласный.

--

  Автору тоскливо, и что тут скажешь? И когда он сочиняет, чтобы прогнать тоску, это называется СТИХОТЕРАПИЕЙ.

 И если цель достигнута, тоска изжита и наступил просвет, то всё прекрасно. Но, согласись, читатель, чья-то СТИХОТЕРАПИЯ - это не повод нам с тобой хлопать в ладоши и радоваться.

   При том, что у того же автора, у О.Винтер можно встретить прекрасные удачные строчки в других стихах:

--

Часы сверяют по ударам сердца,
А память – по биению души
Под тонкой кожей сломанного детства.
Остановись, послушай, не спеши.

Шаги считают от оконной рамы,
Свободу мерят от последних строк,
Склоняясь в темноте над страшной раной
На теле расходящихся дорог.

Есть только звёзды, ночь и «что-то кроме»,
Что вдохновенье в призрачной тиши
Пьёт из горячих сбивчивых ладоней.
Остановись, почувствуй, не спеши.

--

Строчки

Часы сверяют по ударам сердца,
А память – по биению души.

бесспорно, удачные и ёмкие, запоминаются. А, как говаривал, классик, - "я плохих стихов не запоминаю".

----------------------------

   Но, однако, время приступить к пункту б) Делимся тем, что нам дорого.
   Фокус в том, чо сегодня количество информации (в том числе - поэтической) таково, что нужно учиться уже не просто ПОТРЕБЛЯТЬ её,  а ОТСЕИВАТЬ, т.е.  ОТБИРАТЬ.
   А значит, нужны критерии ОТБОРА. Вот они в первом приближении:

   1. Искренность автора
   2. Текст легко и органично запоминается
   3. Текст вызывает АССОЦИАЦИИ, в том числе и нелитературного свойства.

    / Кстати об ассоциациях. Вспомним классика: "Образованность - школа быстрейших АССОЦИАЦИЙ. Ты схватываешь налету, ты чувствителен к намёкам" /

  В качестве примера того, что нам дорого, мы приведём тексты А.Денисенко, которого некоторые критики называют Сибирским Есениным. Но это, разумеется, некоторая вольная гипербола, хотя время покажет.

--

   Господи! Да отчего же грустно-то так?
Вот осока. Вот гречиха. Вот вам лебеди.
Чьё-то платье на рябиновых кустах,
По которому рябины те и бредили.
..............

--

Светает. Грусть. Колокола.
Калитки. Катер. Воскресенье.
Пожар на Плановой. Туман. Недоуменье.
Начальный бежевый трамвай.
Хрустальны рельсы, сини, дальни,
Речные русские купальни –
Белила, охра, киноварь.

------------------

( Заметим в скобках, что тут поневоле вспомнишь А.Блока:

  Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет      10 октября 1912  )

---------------

трое.

Полусвет-полутень на лице и вообще
Ни горда, ни лукава, не плачется —
В парке снег до колен, ну и пусть по колен
И по снегу старик чей-то катится.

Самый дальний и тот занесен и болит —
Или как там у нас еще кличется?
И кронштадтская женщина проговорит:
Помираете, ваше величество...

Повторяю, что в парке, озябшем до пят,
Отцветает снегирь, обрывается,
Говорят, что какой-то нездешний солдат
Гладит ели и в ноги им валится.

Выхожу и люблю эту синь-высоту
И вечернюю родину дымную,
Наклоняюсь к солдату и говорю:
Ну пойдем, я лицо тебе вымою.

------------------------

   А внимательный читатель сможет и сам проверить, работают ли упомянутые выше критерии (искренность, запоминаются, ассоциации).
   Да, и под занавес ещё один - ну, совершенно необъективный критерий: время от времени тянет перечитывать тексты, которые нам дороги.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.