Звукари против Прозорливцев. Апология рифмы 2

Не знаю, прочёл ли ты моё первое послание, где я начал импровизировать на тему ЖИТИЯ ПОЭТА и экзистенциального содержания этого жанра коротания отпущенного нам времени. Но к утру я уже созрел, чтобы развить некоторые тезисы Вадима Сагарды. И даже подкрепить их экспромтами последовательницы Ларошфуко(http://www.stihi.ru/diary/silvi/2010-03-16) и Монтеня Светланы Вишневецкой. Ну а более всего поделиться наблюдениями по поводу собственных синяков и ссадин на этом героическом поприще.Не даром один из разделов "Избранного" для тебя я назвал "Соло на ветрянной мельнице". Слишком много в писании стихов неадекватного рыцарства и пустопорожнего размахивания лопастями, слишком неумеренны амбиции - возомнить себя юрким "Мессером", в то время, как весь ты-из гнилых досок, а внутри не "пламенный мотор", а каменные жернова. Один такой я видел в деревеньке Дедовцы, по ту сторону Сороти от скромного имения в Михайловском.Забыв о своём первозданном предназначении, он исполнял роль крылечка. Так барство это или вериги духа, покусывая гусиное перо, делиться с окружающим миром своими "чудными мгновениями"? Это как посмотреть! Конечно, когда "век-волкодав" уже никого не давит, хоть про чьи усы напиши, когда смерть Андрея Вознесенского, хоть и "осюжетенная" ЦТ, проходит над "стихо-войском"( так назвал гениальный,но откровенно малочитаемый Вадим Сагарда пользователей "Стихов.ру") как-то стороной, когда одуренно изощренной в версификации Светлане Вишневецкой даёт советы "мастерица" "полуверлибра" (так я по-конформистсски дипломатично назвал откровенные нескладухи наших читателей, дружными колоннами двинувших в писатели), многое видится в несколько ином масштабе. И опять - медный тазик на голове, обуянной химерами рыцарских романов. Да стоит ли оно того - задумавшись, взмахнуть руками, на рифмах вдруг заговорить? Если даже весьма почитаемый мною Вадим(его рифмо-пиесы по мастерству и мысли просто алмаз гранёный!) плюнул на шалунию -и перещёл на стихо-прозу? Светлана, на которую я буду иногда ссылаться в своих выкладках, так проэкспромтила эту краеугольную филологическую проблему(по крайней мере для "стихарей"- самоназвание "сайтовцев", стремящихся сбросить эту "ненужность" с кораБЛЯ современности).



Удручен и насмешон
мой умишко скудный.
Да! Без рифмы хорошо!
Но!... Без рифмы трудно.


Скажем, как сказать судьбе
"Я тебя, зараза...!"
там, где божией рабе
не смешно ни разу?


Как подкову разогнуть
и согнуть на счастье?
Этот акт без рифмы - муть.
С ней же - муть отчасти.


Просто заглянуть в дневник,
два словечка прозой -
все равно без рифмы - пшик!
Как шпион с мороза.
"Без рифмф", Светлана Вешневецкая.http://www.stihi.ru/diary/silvi/2010-07-26



Антиквар( http://www.stihi.ru/2008/01/20/3156, он же Никита Брагин) создал весьма внушительное исследование "История рифмы в русской поэзии", где сходу заявил: " Древнейшая русская поэзия, известная нам в основном по позднейшим записям былин и духовных стихов, была нерифмованной. Правда, ассонансные созвучия и даже настоящие рифмы могли присутствовать в таких стихах, как, например, в знаменитой «Голубиной книге»..." В этих весьма пространных ОЧЕРКАХ ПО ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ много тщательных наблюдений по поводу стихотворных форм, но нет ни слова о тех изначальных возможностях стихтрворной речи, которые я бы назвал "резервными" в том же смысле в каком,насколько я не ошибаюсь, не так давно в философии была признана метафора в качестве одного из категориальных инструментов познания мира. Более того Никита Брагин(он блестщий версификатор), стихи которого я читал и с удовольствием, и с некоторым разочарованием, подтвердив теорию практикой, а практику терией, ничего не говорит о жизни - как рифме. В том смысле, в каком Шкловский говорил о "рифме прозы", Бахтин о карнавальности и полифонизме. Ведь житие поэта, шаманствующего со словами, прежде всего - РИФМА МИФА О ПОЭТЕ. Это сначала - верно или фальшиво взятая терция, квинта или октава(в джазе есть даже 13 ступень)по отношению к хору уже существующих поэтов в этой всё ещё длящейся симфонии, а потом уже всё остальное. И тут уж либо "лажа"(одно из последних слов умершего буквально у меня на руках в жару на газонной траве Володи Кучера-джазиста от Бога) , либо - "гений" - tercium non datur. Кажется, Вадим Кожинов писал про абсолютно необъяснимого Николая Рубцова, называя его голосом в хоре великих русских поэтов. Но его, насколько я помню, удавила подушкой его же собственная Муза. Так что в любом случае речь "о полной гибели всерьёз". Несколько мрачноватую всё-таки философию развил Борис Леонидович в "Людях и положениях", размышляя о литературных суцидах от Маяковского до Паоло Яшвили. Он счёл это одним из неизбежных способов канонизации жития поэта. К его списку можно присовокупить ещё и Сократа с Сенекой и даже Христа, названного поэтом Владимиром Семеновичем. Я уж промолчу про целыми факультетами спивавшихся и попадавших в лапы инквизиции вагантах, трворов и миннезингеров с Франсуа Вийонов во главе.(В чём-то мы пошли по их стопам.) Gaudeamus igitur - коли так что ли? Ведь мы того хотели. И мы это получили. Мы получили Юру Митрофанова - в петле и Владимира Брусьянина -на кладбишще. Как же всё-таки перевести эту неотвратимость в плоскость карнавальной игры, оставив поэту (даже если он изъясняется не в рифму) право выбора. Ведь,надеюсь , создавая свой "литфак", ты не видел себя этаким принцем Флоризелем в клубе самоубийц. Вот что я надумал "О житии поэта" после одного из наших телефонных разговоров.


О ЖИТИИИ ПОЭТА


«…глаголом жги сердца…»
(из классики)



Ну чем заняться в житии поэта?
Дуэль да водка? Или суицид?
Как мало для фантазии полета
здесь места. Да и жизни – дефицит.


Здесь -Лиля Брик. Там танец Айседоры,
здесь пистолет, а там, увы, - петля.
Здесь светские «шу-шу» да разговоры,
там –патлы, наркота, сыра земля.


Зачем в петлю дорожную соваться,
зачем гусарить по чужим тылам,
пить горькую, на пулю нарываться,-
свинец с шампанской пробкой пополам?


К чему мираж «кислотных путешествий»,
как разъяренной барыне - Му-Му?
Зачем тирана гладить против шерсти,
и за стишок идти на Колыму?


Займусь-ка я слегка и тем, и этим,
весьма изыскан прейскурант безумств.
Затем ты и поэт на этом свете,
чтобы вносить в сердца людей бузу.


10. май.2010 г.


Что же касается рифмы(а точнее-звука), то я принципиально не согласен с посылом в изысканиях Антиквара. Вопрос фундаментальный, требующий осмысления на уровне "квантовой механики" стихотворчества( к такой аллюзии прибегла ироничная Светлана Вишневецкая, впрягаясь в полемики по поводу формы и содержания). Мне всё же ближе(хоть и не полностью) взгляд на поэзию Константина Кедрова(он зарегистрирован здесь под именем Кедрова-Челищева - http://www.stihi.ru/avtor/brenko или http://www.stihi.ru/avtor/metam). И не столько потому, что номинант на Нобелевку. А потому, что как раз ничего до конца не объясняет -как и что- оставляю мифу мифово - во всей его калейдоскопичной игре в "инсайтауты" и вечные коронования поэта-шута на Празднике Дураков. Кроме того в дальнейших своих выкладках буду руководствоваться некоторыми подсказками Вадима Сагарды. А в качествве одной из основных шпаргалок позволь заглядывать иногда в размышления Юнга(http://www.myth.net.ua/lib/yung1.htm )по поводу мифологически-архитепической сущности поэзии. Что же до "звукарей" и "ПРОЗОрливцев", то так я условно назвал два полярных направления в "рифмопользовании." В какой-то мере это описанная Фридрихом Ницше в "Рождении драмы из духа музыке"(трактате столь популярном средипоэтов  сербряного века)антиномия "дионисийского"-"аполлонического". В какой? Вот в этом -то и хотелось бы, не спаша, разобраться.



© Copyright: Юрий Горбачев, 2010.


Рецензии
Есть о чем подумать и порассуждать!

Андрей Фомин 3   18.09.2014 21:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.